3245 12-07-2019, 14:20

Как модернизируется отечественная полиция

Борьба с преступностью – один из главных аспектов работы правоохранительных органов. Ее эффективность напрямую зависит от профессиональной квалификации сотрудников полиции. Поэтому в своем октябрьском Послании Нурсултан Назарбаев поручил провести глубокие и качественные преобразования в этой области. О ходе реализации новых реформ мы беседуем с научным сотрудником КИСИ при президенте РК Слямжаром Ахметжаровым.

- Слямжар, чем новые реформы должны отличаться от старых?

- Реформы правоохранительной системы не начались сегодня, этот процесс идет долгие годы, и на этом пути у нас есть как достижения, так и просчеты.

Казахстан стал на путь поступательной трансформации. Реформы и преобразования, обозначенные в Послании, затрагивают широкий спектр направлений, имеют глубокий и системный характер. Одной из основ дальнейшего успешного развития и повышения социального самочувствия населения, а также качества жизни является обеспечение безопасности в обществе, поскольку только в безопасном обществе граждане могут реализовывать свои возможности и трудиться во благо государства.

Реформа силовых структур, и в особенности МВД – это всегда сложный процесс, основанный на глубоком анализе имеющихся проблем, мировом опыте, ожиданиях общества и возможностях государства. То, что эффективно работало вчера, сегодня может уже не приносить результатов и быть неактуальным. Поэтому модернизация правоохранительной сферы должна отвечать сегодняшним требованиям и общественным запросам.

- Елбасы поручил избавить правоохранительные органы, в особенности МВД от несвойственных функций. Что делается в этом направлении?

- Функциональная разгрузка МВД началась с 2010-го года – ведомство постепенно освобождалось от ряда непрофильных функций. К примеру, система медицинских вытрезвителей была передана Министерству здравоохранения, центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних – Министерству образования и науки, функции по проведению техосмотра - в конкурентную среду, дорожная полиция была преобразована в административную полицию. В 2018 году начался процесс реорганизации и объединения ряда служб МВД. К примеру, с местной полицией объединены служба участковых инспекторов, дорожно-патрульная, природоохранная полиция, а также специальные учреждения для административно-арестованных.

Реформы правоохранительных органов проводятся поэтапно и, кстати, находят положительные отклики среди общественности. Целесообразность и эффективность этих преобразований доказывают также международные рейтинги. Например, в 2017 году Казахстан занял 58-е место в рейтинге самых безопасных стран мира, составленном Всемирным экономическим форумом. Эксперты ВЭФ оценивали ситуацию с преступностью, в том числе с терроризмом, уровень доверия народа к сотрудникам правоохранительной системы и способность стражей порядка защитить население.

- Эффективная борьба с преступностью невозможна без широкого участия населения. Какие методы взаимодействия предлагаются?

- Основными действующими лицами преобразований в стране действительно являются граждане, поэтому сегодня архиважно направить усилия не только в сферу реформирования экономики, госслужбы, но и в на взаимоотношения общества и государства.

Как отметил Нурсултан Назарбаев, «государственные органы должны применять современные цифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования». Здесь необходимо отметить важность таких инструментов как «Открытое правительство», а именно портал «Открытый диалог», социальные сети, виртуальные площадки и приемные.

Кстати, согласно статистике, по количеству обращений граждан в госорганы лидирует Министерство внутренних дел. А это значит, что ведомству необходимо уделить особое внимание дальнейшему улучшению онлайн-сервисов. Единую базу учета и статистики жалоб и обращений граждан можно создать на основе платформы «электронного правительства» (Egov). Это будет способствовать минимизации личных контактов между сотрудниками правоохранительных органов и населением, соответственно снизит коррупционные риски. Цифровизировать процесс необходимо и на региональном уровне.

В настоящее время 82 процента всех жалоб и заявлений в Казахстане оформляется в ручном режиме. Количество граждан, имеющих электронную цифровую подпись, составляет 4 миллиона человек. Общее число зарегистрированных пользователей Egov – 6 миллионов человек.

К слову, по данным ООН, к настоящему времени 190 государств-членов внедрили автоматизированное управление финансами, 179 - системы для таможенного оформления, а 159 – для налогового администрирования. 148 из них внедрили ту или иную форму цифровой идентификации, а в 20 были созданы многоцелевые платформы цифровой идентификации.

- Елбасы также говорил о необходимости утвердить новые стандарты полицейского. Как вы понимаете эту задачу?

- Речь идет о шаблонах профессионального поведения, то есть исполнение функций полицейских на практике. Такие стандарты были всегда. Но сейчас в эти типичные алгоритмы вносятся коррективы, предпринимаются попытки смоделировать и утвердить новые шаблоны.

При этом стандартов должно быть столько, сколько существует типичных функций полиции. Под функцией понимается не какое-то общее направление типа  противодействие преступности или борьба с коррупцией, а более конкретная задача, которую обязаны решать полицейские. Например, первичный медицинский осмотр после задержания преступника или применение специальных средств в момент задержания и т.д.

- Опыт каких стран вы бы посоветовали использовать в рамках модернизации отечественной правоохранительной системы?

- Во-первых, опыт США. В этой стране наиболее часто используемыми критериям для оценки общей эффективности деятельности полиции являются: количество арестов по каждой категории преступлений; процентный показатель дел, следствие по которым завершено; количество жалоб на полицию; служебная нагрузка на полицейского, с которой он справляется; имидж полиции в глазах общественности.

Во-вторых, Великобритании. Учитывая децентрализованный характер полиции в этой стране, там существуют довольно интересные наборы критериев оценки полицейской деятельности. Одни из них включают такие показатели, как текучесть кадров; количество жалоб на полицию; рост или снижение количества преступлений; способность устранять недостатки в работе. Другими показателями являются: уменьшение внутриобщественных трений, конфликтов и столкновений; взаимоотношения с населением, в особенности с некоторыми социальными группами и национальными меньшинствами.

В-третьих, Германии, где первое место среди критериев оценки эффективности деятельности полиции отводится раскрываемости преступлений. Наряду с этим показателем, характеризующим в большей степени работу криминальной полиции, используются и другие показатели: профессиональное выполнение своих функций; наиболее оптимальное использование материальных и людских ресурсов; скорость реагирования на происшествия; надежность охраны объектов; умелое предотвращение и пресечение массовых беспорядков и эксцессов; степень готовности к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.

Ну и, в-четвертых, Бразилии. В этой стране борьбу с преступностью осуществляет Управление общественного порядка, в структуре которого имеются гражданская и военная полиция. В частности гражданская полиция осуществляет раскрытие преступлений. Для учета выполненной работы введена система баллов: количество раскрытых дел или завершенных расследований оценивается в 14 баллов, а нераскрытые дела - в 2 балла, количество ордеров на арест - 8 баллов, а на обыск - 4 балла и т.д.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии