Кандидат в президенты РК от движения «Ұлт тағдыры» Амиржан Косанов благополучно прошел регистрацию. Необходимое количество подписей в его поддержку обеспечили, главным образом, казахские националисты, которые, скорее всего, и составляют большинство его потенциального электората. Привести своего кандидата к победе им, конечно, вряд ли удастся, но уже сам тот факт, что власть позволила ему пройти через все фильтры, говорит о многом. Некоторые эксперты видят в случившемся начало процесса легитимизации национал-патриотического движения в стране. Но так ли это на самом деле? И если да, то какие у него перспективы, в частности, на предстоящих парламентских выборах?
Аскар Нурша, политолог: «Поддержки этой аудитории будут добиваться политики»
- Я знаю людей, которые поддерживают кандидатуру Косанова и при этом не являются националистами. Часть их принадлежит, скорее, к либеральному крылу, другая считает себя просто патриотами. Хотя среди поддерживающих есть, конечно, и те, кого называют национал-патриотами.
У нас всех, кто выступает за казахский язык и усиление его статуса, СМИ сразу записывают в националисты. Но это не совсем верно. Дело в том, что доминирующим сегодня трендом является увеличение доли казахов в общем составе населения. Под влиянием демографии усиливается «казахский фактор» и в политике. Но он как многожильный кабель состоит из нескольких переплетенных между собой жил. Одна из них – это националистически-ориентированные силы, которые становятся все более заметными в общественной жизни. И политики будут добиваться внимания и поддержки со стороны этой аудитории. На примере многих европейских стран или той же России мы видим, что присутствие таких сил в политическом поле нарастает. Полемизируя с русскими националистами, российский президент называет себя «самым большим» и «правильным» националистом. То же самое будет происходить и у нас.
Но есть и другие «жилы» – казахский гражданский фактор, казахские левые, государственники и т.д. Выступая с позиции поддержки статуса казахского языка, они продвигают или повестку гражданского общества, или левые идеи. Со временем язык перестанет быть маркером национализма. Например, в Армении все поголовно говорят на армянском языке и при этом выступают за европейский путь развития и тесные связи с Россией.
Косанов в этом смысле не является исключением. Ему близки либералы, но и от национал-патриотов он не отгораживается. Русскоязычная публика, которая плохо знает Косанова, будет шарахаться в сторону от его смычки с национал-патриотами. А его связи с либералами, напротив, будут отталкивать «нуротановский» электорат.
Если говорить о будущих парламентских выборах, то не думаю, что национал-патриотическая повестка будет звучать на них в чистом виде. Электорату, в том числе казахскому, нужны ответы на более широкий спектр вопросов. Поэтому речь больше будет идти о стратегии развития страны, экономических и социальных проблемах.
Максим Казначеев, политолог: «Этой риторики будут придерживаться и другие кандидаты»
- Соглашусь с тезисом о попытке легитимизировать управляемую Акордой часть национал-патриотов через участие в президентских выборах. Но в то же время необходимо подчеркнуть, что это участие может оказаться и провальным.
Через допуск национал-патриотов к выборам власть пытается определить фактическую степень поддержки данного сегмента политического поля. Пока количество симпатизирующих им избирателей остается неопределенным. Разброс оценок очень широк.
Если Амиржану Косанову удастся мобилизовать своих сторонников на активное участие в голосовании 9 июня, то впоследствии Акорда может санкционировать под парламентские выборы 2021 года создание партии национал-патриотического толка. Но если уровень поддержки Косанова окажется низким, то ставку на национал-патриотов власть делать не станет. Поэтому для него принципиально важно получить 7-10 процентов голосов избирателей – это тот самый порог, достижение которого позволит относительно успешно участвовать в будущих парламентских выборах.
Задача достаточно сложная, поскольку национал-патриотической риторики будут придерживаться и другие кандидаты на президентский пост. Кроме того, пока сложно оценить степень поддержки Косанова радикальной оппозицией и радикальными националистами – возможно, для этих сегментов электората он не будет привлекателен в силу сотрудничества с властью.
Представленная кандидатом предвыборная платформа пока слишком «сырая», она ориентирована на популизм и не дает представления о механизмах достижения декларируемых целей. Более того, ее социальный раздел практически неотличим от аналогичного раздела предвыборной платформы основного идеологического оппонента – кандидата от КНПК, а ее национал-патриотический блок почти слово в слово повторяет то, что предлагает кандидат от партии «Ак жол».
Возможно, предвыборному штабу Амиржана Косанова в ходе агитационной кампании удастся скорректировать позиционирование кандидата, помочь ему найти и занять свою особую электоральную нишу. В противном случае парламентские амбиции национал-патриотов придется отложить до лучших времен.
Серик Бейсембаев, социолог: «У него очень разношерстный электорат»
- Не соглашусь с мнением, что Амиржан Косанов - кандидат от так называемого национал-патриотического лагеря. Если учитывать его бэкграунд, то он больше выступал как представитель оппозиции. И его риторика ближе к либерально-демократической, чем к националистической. Возможно, в соцсетях заметнее активность «нацпатов», выступающих в его поддержку. Но, на мой взгляд, у него очень разношерстный электорат, который в большей степени объединен идеей оппонирования действующей власти. В этих условиях ему незачем сужать свою аудиторию. Обращение ко всему протестному электорату принесет Косанову больше голосов, чем игра только на стороне этноориентированной публики.
Что касается легитимации национал-патриотического движения, то разговоры о создании казахской националистической партии ходят давно. Как показывают опросы общественного мнения, в среднем 10 процентов электората в нашей стране симпатизируют националистической идеологии. То есть необходимая для такой партии социальная база есть. Но в текущих политических условиях вряд ли возможно ее формирование «снизу». А созданная «сверху» конструкция не будет жизнеспособной. Поэтому выход Косанова на публичную политическую арену в качестве кандидата в президенты я рассматриваю, скорее, как попытку решить тактические задачи. Имеются в виду канализация протестных настроений и «оживление» электорального процесса. А по поводу парламентских выборов – смотреть так далеко вперед нет смысла…