Ситуация в финансовом секторе Казахстана в уходящем году складывалась неоднозначно. Уход с рынка нескольких ключевых игроков взбудоражил общество, люди потянулись в проблемные банки, чтобы не потерять свои накопления. Между тем, еще недавно банковскую систему РК называли лучшей в СНГ. Об итогах 2018-го в этой сфере, о том, чего следует ожидать в следующем году и как это повлияет на жизнь казахстанцев, мы поговорили с экспертами.
Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам»: «Следующий год будет непростым»
В этом году Нацбанк Казахстана занимал не просто весьма активную, но и определенно продуктивную позицию в части приведения банковской системы страны к принятым стандартам. Внимательный мониторинг действий кредитных учреждений, отслеживание выполнения ими банковских нормативов и потенциальных нарушений антикоррупционного законодательства, приведение основополагающих документов в соответствие с требованиями времени – все это пошло во благо финансовой системы РК.
Следующий год для банковской сферы Казахстана станет непростым - общемировые проблемы не могут не сказаться на динамике развития финансового сектора, но вполне могут оказать «оздоровляющее» воздействие и на экономику в целом, и на сегмент банковских услуг.
Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»: «Невозможно бесконечно спасать банковский сектор»
Ситуация в банковском секторе Казахстана и в прошлом году, и в текущем иногда находилась «на грани», однако Национальному банку и властям удавалось разрулить ее. Поэтому можно сказать, что худшего варианта удалось избежать.
Меры Нацбанка по санации и ликвидации проблемных банков вполне эффективны и позволяют оздоровить банковский сектор в целом. Государство тоже правильно поступает, осуществляя вливания в проблемные банки. Однако вопрос в том, что невозможно бесконечно спасать их – со временем потребуются другие меры: реструктуризация долга, шаги по приобретению проблемных банков крепко стоящими на ногах кредитными организациями.
Если неустойчивой окажется банковская система страны в целом, то это отразится и на российских партнерах казахстанских банков. И в РК, и в РФ регуляторы поступают абсолютно правильно, лишая маленькие проблемные банки лицензии. Ведь если начнется кризис, то они сразу посыплются, а если начнутся массовые банкротства кредитных организаций, то вкладчики побегут забирать вклады из всех банков, и тогда будет нанесен удар по стабильности всего сектора.
Можно ожидать, что в 2019 году банковская система по-прежнему будет стабильной, но банков станет меньше – останутся наиболее стабильные игроки.
Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners: «Проблема решается за счет ресурсов народа»
Общая ситуация с банками в Казахстане по-прежнему вызывает тревогу. В целом меры Национального банка РК по санации проблемных банков и даже их ликвидации можно оценить положительно. В результате на рынке финансовых услуг остаются только сильные участники.
А вот процесс вливания дополнительных средств со стороны государства в финансовый сектор вызывает двойственное отношение. С одной стороны, нужно защищать интересы вкладчиков. С другой, проблема, порожденная небольшой группой участников рынка, решается за счет ресурсов всего казахстанского народа. Постоянное вливание денег государства в финансовые институты является порочной практикой: оно может привести к иждивенчеству и вседозволенности со стороны акционеров и руководства банков. В итоге неизбежна стагнация финансового сектора.
Мурат Темирханов, и.о. председателя правления АО «Халык-финанс»: «Благодаря господдержке большая часть значимых системных угроз устранена»
По нашим прогнозам, в 2019 году сохранится тенденция к дальнейшему ухудшению финансового состояния банков второго эшелона. Это станет следствием их неэффективных бизнес-моделей и обострения конкуренции с крупными банками в борьбе за качественных заемщиков и депозиторов. Если говорить в целом, то на сегодняшний день благодаря государственной поддержке банковского сектора большая часть значимых системных угроз устранена.
Несмотря на всю доступность информации о финансовом состоянии и реальном качестве портфелей банков второго уровня для регулятора, она не используется для осуществления более активного регулирования и превентивного влияния на проводимые БВУ негативные действия. Сегодня надзорная функция Нацбанка в основном ограничивается только мониторингом текущего положения в БВУ.
Как показало развитие ситуации в банковском секторе в 2018 году, поддержка регулятора направлена, прежде всего, на системообразующие банки. Применительно же к банкам второго эшелона, не оказывающим значимого влияния на сектор в целом, Национальный банк занимает более жесткую позицию. В качестве примера можно привести отзыв лицензий у Qazaq Banki, «Банка Астаны», «Эксимбанка».
С точки зрения регулятора, оказание системообразующим банкам финансовой поддержки несет в себе меньшие издержки, чем их принудительная ликвидация. Другой вопрос, почему он, осуществляя постоянный контроль над деятельностью банков, допускает возникновение в них столь критичных проблем.
Арман Бейсембаев, руководитель аналитического отдела FXPrimus: «Тренд - на сжатие финансового сектора Казахстана»
Пожалуй, самый главный тренд 2018 года вызвал крах «Банка Астаны». Доверия к банковской системе у народа это точно не прибавило, зато довольно ощутимо перевело хранение сбережений на депозитах из консервативного в среднерисковый сегмент. А с точки зрения устойчивости банков это самая большая проблема, так как наши банки не умеют работать с набегами вкладчиков.
В этом плане показательным является кейс банка Kaspi, который однажды эффективно погасил волну набегов депозитчиков из-за ложной информации о банкротстве банка, а затем не допустил новую, когда такая дезинформация появилась опять.
Собственно, сам крах ряда банков в уходящем году, помимо всего прочего, обозначил продолжающийся тренд на сжатие финансового сектора Казахстана, и в новый год он вступит с заметно поредевшими рядами.
Оснований считать, что в следующем году ситуация как-то улучшится, нет. К тому же сам глава государства объявил о том, что стране нет никакой необходимости иметь такое количество банков. Так или иначе, становится понятно, что тренд на консолидацию и сокращение банковского сектора будет продолжаться.