3786 7-12-2018, 06:00

Развод по-казахстански. Стоит ли лезть со своим уставом в чужую семью?

Понятие «дорожная карта» появилось в нашем лексиконе относительно недавно, но уже успело прочно обосноваться во всех сферах жизни. Особенно приглянулся этот термин казахстанским чиновникам, которые стали применять его ко всему подряд, чтобы придать большей солидности, – к программам, подпрограммам, проектам… Хотя, по сути, это не что иное, как планы на будущее, которые в наших условиях часто оказываются просто благими пожеланиями…

Сегодня в стране действуют несколько десятков дорожных карт по самым различным направлениям. Скоро этот список пополнит еще одна, нацеленная ни много ни мало на развитие и поддержку семьи. Планы в ней изложены, прямо скажем, наполеоновские! Снизить процент разводов в следующем году с 41 до 38,2, к 2023-му до 30, а к 2030-му до 25. Увеличивать число зарегистрированных браков на пять процентов ежегодно. Сократить количество абортов, случаев бытового насилия в отношении женщин и детей, причем тоже с указанием конкретных, выраженных в цифрах параметров и показателей. Разработало эту дорожную карту Министерство общественного развития.

Да, государство может и должно создавать благоприятные условия для семей, особенно молодых. Но в состоянии ли оно регулировать количество браков/разводов и даже абортов? Тем более сейчас, когда люди, вступающие во взрослую жизнь, стали относиться к институту семьи и к семейным ценностям гораздо проще, чем их родители. Причем в будущем, по прогнозам экспертов, данный тренд будет только усиливаться. 

И это касается далеко не только Казахстана. Такова общемировая тенденция, с которой сталкиваются даже самые развитые страны с высоким уровнем жизни. Там к решению проблемы подходят стратегически – оказывают мощную социальную поддержку, предоставляют широкие возможности для трудоустройства, дают дешевую ипотеку, обеспечивают доступ к качественным медицинским и образовательным услугам. То есть стараются по максимуму удовлетворить потребности семьи... Но даже и это не приводит к росту количества браков и сокращению числа разводов.

А что предлагают для решения проблемы казахстанские чиновники от Министерства общественного развития? Как говорится в вышедшем из его недр документе, «особое внимание должно уделяться эмоциональной стороне жизни казахстанских семей». С этой целью авторы «дорожной карты» рекомендуют «широко применять технологии кинематографа, социальной рекламы, СМИ, наглядной агитации, формировать и пропагандировать положительный образ семьи и брака, семейного воспитания»...

Вот и перечень конкретных шагов: распространение единого логотипа «Бақытты отбасы», разъяснительная демографическая кампания «Одна семья – три ребенка», организация фотовыставки и конкурса социальной фотографии по актуальным вопросам семьи, проведение национального конкурса «Мерейлі отбасы», организация серии телепрограмм по проблеме разводов, «круглого стола» на тему «Семейный туризм», республиканских родительских конференций и еще много всего в этом роде... Так и просится сюжет: парень с девушкой увидели упомянутый логотип, сходили на фотовыставку, посмотрели телепередачи – и пришли к решению создать крепкую семью, чтобы жить до скончания лет в мире и согласии и родить не меньше трех детей. Если бы все было так просто…

Есть, конечно, в документе и интересные инициативы. Например, «предоставление льготных ипотечных займов для молодых семей». Правда, оговорка «имеющих 5 детей» путает все карты: пока семья произведет на свет пятерых малышей, пройдет лет десять (ведь женский организм должен хотя бы немного отдыхать между беременностями), и молодые перестанут быть молодыми. Да и попробуйте вырастить столько детей... Заслуживают также внимания предложения по «повышению качества услуг кабинетов по охране репродуктивного здоровья», «мониторингу потребностей семьи, в том числе в рамках переписи населения 2019 года», расширению кризисных центров…

Но при этом есть и откровенно смешные вещи. К примеру, такие, как «проведение работы по половому воспитанию детей с учетом национальных традиций» или «разработка единой республиканской методики семейного воспитания с учетом национального менталитета». Остается только догадываться, что конкретно авторы проекта имели в виду и как они собираются воплощать эти идеи в жизнь…

Смущает также пункт, касающийся «изучения вопроса о повышении размера государственных пошлин на разводы через суд». Если разобраться, это скорее на руку государству, нежели семье. Да и вряд ли можно «высокими пошлинами» остановить людей, которые хотят разорвать семейные узы. Из этой же серии идея «воспитывать финансовую грамотность, чтобы защитить население от чрезмерного уровня переплаты за взятые онлайн-кредиты». Она запоздала как минимум на десять лет. По официальным данным, среднестатистический трудоспособный казахстанец сегодня должен банкам только по потребительским кредитам свыше двух месячных окладов. То есть проблема приобрела такие масштабы, что никакой дорожной картой ее уже не решить.

Нелогичным выглядит и предложение создать Казахстанский институт общественного развития (возможно, ради этого все и затевалось?). Какой смысл плодить подобные структуры, если есть министерство с таким же названием плюс куча НПО с похожими задачами?.. А еще предлагается выпустить книгу к 25-летию Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК. Как это может повлиять на прочность отношений между мужьями и женами – ведомо только самим авторам инициативы.

Складывается впечатление, что разработчики дорожной карты, составляя ее, особо не задумывались над тем, как она будет реализовываться и, главное, будет ли иметь эффект. Хотя мы все знаем, на какие чудеса способна отечественная статистика, а значит, будет неудивительно, если через несколько лет она покажет именно те результаты, какие прописали авторы документа…

Вместе с тем надо признать, что сама идея разработать отдельную программу по поддержке семьи (но только с конкретными задачами и реальными механизмами их реализации) весьма актуальна. Как констатирует эксперт ИМЭП при Фонде первого президента Айман Жусупова, этот институт сегодня переживает глубокий кризис. По числу разводов (в процентном отношении к количеству заключенных браков) Казахстан на протяжении последних лет стабильно входит в десятку лидеров мирового рейтинга. Причин этого много: тут и глобальные социальные изменения, и культурная трансформация, и экономические кризисы… Следует также учесть, что в странах бывшего СССР семейная система осуществила очень быстрый переход от советского типа к современному, который ориентирован на самореализацию и новые возможности для самовыражения индивидов, что, по словам социолога, отразилось на внутрисемейном взаимодействии, ценностных ориентациях и жизненных приоритетах.

– Что можно сделать в этих условиях? Поддержка семьи со стороны государства должна быть пропорциональной тем вызовам, с которыми она сталкивается. То есть речь идет о реальных мерах помощи, особенно молодым семьям, о создании необходимых условий для реализации ими своих функций, а также в целом о повышении качества жизни в стране. Тогда как назидательство, нравоучения, напротив, могут дать обратный эффект. Ведь, как показали недавние исследования, наиболее важным фактором, способствующим росту количества разводов, является именно экономический. Безусловно, повышать престиж семьи, культивировать ценности семейного образа жизни в общественном сознании важно, но вряд ли логотипы, фотовыставки, конкурсы и прочие мероприятия пропагандистского характера уместны в таком деликатном для каждого человека вопросе, – считает Айман Жусупова.

По словам другого эксперта ИМЭП Серика Бейсембаева, количество разводов в стране – это отражение глубинных ценностных изменений в нашем обществе, в том числе модернизации, к которой мы так стремимся. Он объясняет это тем, что по мере урбанизации консервативные установки уступают место более либеральным, люди начинают больше ценить свои права и меньше подстраиваться под свое окружение.

– Об этом говорят результаты наших опросов: чем моложе человек, тем чаще он считает, что личный выбор важнее, чем ожидания окружающих. Статистика разводов также показывает, что это больше культурный фактор: на севере страны люди разводятся почти в два раза чаще, чем на юге. То есть это скорее объективный процесс, который невозможно остановить, тем более теми инструментами, с которыми наши госорганы привыкли работать. Например, повышать пошлины за разводы и разрабатывать единую модель воспитания – это как минимум неразумно. Подобные методы напоминают советское прошлое, когда государство тотально контролировало все сферы жизни, – полагает Серик Бейсембаев.

На его взгляд, государству лучше вообще отказаться от установки, что оно должно выступать в роли поставщика всеобщего «блага», тем более в вопросах семьи и брачных отношений. Существует известный перечень проблемных вопросов, таких как бытовое насилие, защита прав детей, помощь социально уязвимым слоям населения… Вот на этих направлениях, считает эксперт, и следовало бы сконцентрироваться.

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии