1741 26-10-2018, 07:35

Как вывести казахстанцев из «зоны комфорта»?

Отечественные аналитики выражают удовлетворенность октябрьским Посланием президента, в том числе и потому, что нашли в нем отражение многих своих рекомендаций. Хотя это лишь полдела. Для эффективной его реализации, считают они, требуется выработать соответствующий подход чуть ли не к каждому представителю нашего мозаичного общества.

Условия и возможности, предпосылки и имеющиеся барьеры для дальнейшего укрепления чувства сопричастности граждан к процессам преобразований в стране, на чем глава государства в своем Послании сделал особый упор, в минувший понедельник в представительстве Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК в г. Алматы обсудили отечественные социологи, политологи и экономисты.

В своем вступительном слове модератор – директор КИСИ Зарема Шаукенова подчеркнула, что будущее Казахстана в значительной мере зависит от включенности широких слоев населения в успешное развитие страны. В своем Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Каждый казахстанец должен четко понимать суть проводимых реформ и их важность в деле процветания нашей Родины. Для их успешной реализации сегодня как никогда важна консолидация общества вокруг общих целей».

Запрос на участие

Тон основной дискуссии задала ведущий эксперт ИМЭП Айман Жусупова, которая в своем докладе акцентировала внимание на таких характерных чертах казахстанской молодежи, как прагматичность и доминирование экономических приоритетов. Несмотря на аполитичность, у молодых казахстанцев, по ее словам, есть запрос на диалоговые площадки и форумы. Другое дело, что о подобных мероприятиях они слабо информированы, хотя государство выделяет на поддержку молодежных программ значительные средства.

К таким выводам аналитик пришла, изучив поведение молодых людей посредством социологических исследований. Что касается социальных сетей, по ее словам, они, как правило, выбирают развлекательный контент, соответственно наибольшей популярностью у них пользуются Инстаграм и Вконтакте, которые в основном имеют легкий и непринужденный формат.

– Наша молодежь предпочитает максимально сжатую и рациональную подачу информации, – констатирует социолог. – К тому же она не приемлет менторства, испытывает потребность в диалоге «на равных» и имеет совершенно иную (в отличие от взрослых) структуру авторитетов. А потому для эффективного взаимодействия, в том числе качественной реализации молодежных программ, необходимо выстраивать диалог с молодыми людьми с помощью популярных среди них ресурсов. То есть важно разговаривать с ними на их языке.

Популярность Инстаграма среди молодых казахстанцев, на взгляд главного научного сотрудника КИСИ Леси Каратаевой, объясняется еще и тем, что помимо своей аполитичности эта соцсеть дает им возможность творческого самовыражения и креатива... Впрочем, утверждать, что у молодежи вовсе нет стремления в политику – не совсем правильно, считают некоторые эксперты. 

 

Один из выходов аналитик видит в том, чтобы создать по-настоящему независимую от бюджетных денег организацию по примеру Корпоративного благотворительного фонда «Уакып», которая бы занималась финансированием исключительно тех проектов, которые действительно интересны и полезны молодежи.

Любопытно, что именно сельская казахоязычная молодежь, приезжающая работать или учиться в город, сегодня является наиболее активной группой и имеет самый серьезный запрос на гражданское участие в жизни страны. К такому выводу пришла (на основе ряда исследований) главный научный сотрудник КИСИ Ирина Черных. По ее словам, связано это с экономическими трудностями, с которыми сельские ребята оказываются гораздо чаще, нежели их городские сверстники. То есть они не просто заинтересованы в участии, но и хотят быть ключевыми игроками.

Избирательная активность

Но это не значит, что остальные социальные группы внутри молодежи (а их много и все разные) не требуют внимания. По мнению Ирины Черных, если государство хочет «встроиться» в молодежное движение в стране, или даже его возглавить, то ему придется четко верифицировать все эти группы, детально изучить их запросы, и с учетом выявленных потребностей начинать действовать.

– Мы много говорим о патриотизме среди молодежи, но какими методами лучше его воспитывать? То же самое касается «сопричастности». В Послании все абсолютно верно изложено, но прежде чем приступать к реализации поручений президента, необходимо выработать конкретные механизмы, причем под каждую группу, под ее индивидуальные характеристики.

Как считает президент общественного Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова, нынешнее поколение инфантильных молодых людей это результат того, что их родители – поколение перестройки – неудовлетворены итогами собственного жизненного пути. Они полны разочарований и недоверия, соответственно неспособны воспитать у детей активные жизненные позиции.

По словам эксперта, нельзя забывать и о рисках, к примеру, развитии в обществе патернализма. Ведь многие граждане, испытывающие финансовые или другие сложности, в отсутствии адекватной разъяснительной работы могут расценивать некоторые пункты Послания как «заботу президента», которая позволит им особо не напрягаться, не работать и т.д. 

В свою очередь политолог Антон Морозов напомнил, что в стране не только молодежь неоднородна, но и в целом все общество. Есть такие страты, которые сложно охватить. Например, самозанятые, в том числе люди, которые приезжают из сельской местности в города на какие-то сезонные заработки... В этом отношении популяризация Послания, считает он, требует определенных изменений.

Социальные лифты

Еще один риск – это недостаточность  реальных социальных лифтов для молодежи, без чего реализация Послания может оказаться попросту неэффективной, считает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.

«Получение молодыми людьми высшего образования не может быть для многих его обладателей таким лифтом, поскольку не гарантирует им трудоустройства по специальности, - считает он. - Молодежные организации в своем большинстве, несмотря на громкие названия, тоже на эту роль не годятся. У них даже нет своих вебсайтов, и активную информационную работу они не ведут, а потому неизвестны среди молодежи. Хотя многие из этих организаций получают государственную поддержку в виде грантов и госсоцзаказа, и могли бы вовлекать молодых граждан в конкретные социально значимые проекты. Поэтому среди молодежи возникают эмиграционные настроения, стремления жить и работать где-нибудь за рубежом. И причина этого не в потребительском отношении к жизни, а как раз в нехватке социальных лифтов в стране».

Да и что говорить о молодежи, если даже взрослые, по словам политолога, зачастую ведет себя пассивно. Тем не менее следует отметить, что представители старшего поколения  хотят проявлять свою активность, самоорганизовываться, например в той же в социальной и жилищно-коммунальной сферах. Хотя и здесь зачастую элементарное желание улучшить свой подъезд, двор, улицу встречает, по словам эксперта, если не сопротивление, то равнодушие со стороны и соседей, и должностных лиц КСК, местных госорганов, коммунальных служб и т.д.: «Практически у всех сформировалась своя зона комфорта, из которой мало кто хочет выйти».

Яркий пример препятствования социальной активности привел еще один участник дискуссии руководитель аналитической группы КИПР Ерлан Смайлов. Речь идет об озере Карасу в Алматы, которое местные жители по собственной инициативе хотели очистить и благоустроить. Они сами нашли спонсоров, специальную технику, но когда приступили к работе, в дело вмешался акимат, который стал им эту деятельность запрещать…

– Не может быть жестко моделируемой активности, – уверен он. – Нельзя, например, разрешить людям поддерживать «Нур Отан», но при этом не поддерживать другие партии или интересы (национальные, патриотические, культурные, рыбацкие, в конце до концов). Получить одну какую-то выхолощенную активность – не получится. Если ее не блокировать, то соответствующие площадки и каналы сами появятся. Тем более молодежи свойственно самоорганизовываться, создавать какие-то сообщества.

Дефицит доверия

Под «сопричастностью» Ерлан Смайлов понимает готовность государства поддерживать инициативы снизу, а граждан – в них участвовать. Здесь, по его словам, можно провести параллель с бизнесом, который оценивается по конкретному показателю – уровню удовлетворенности потребителя. То есть если человека, к примеру, качественно обслужили в поликлинике или полиции, то у него автоматически будет формироваться «чувство сопричастности».

– Проблема в дефиците доверия, – продолжает Ерлан Смайлов. – Хотя там, где есть высокий уровень доверия, соответственно высокие показатели ВВП и высокий уровень удовлетворенностью жизнью… К примеру, в западных странах инструментом сопричастности считается то, что граждане четко знают, сколько налогов они уплачивают, потому как сами заполняют налоговую декларацию. У нас же большая часть населения получает зарплату в чистом виде и даже не интересуется, сколько доходов уходит государству. Другое дело – коммунальные счета, в которых сразу видно – где долг, где переплата, и люди готовы идти в Энергосбыт, Водоканал, разбираться, судиться. Вот где активность! И правильно, что в Казахстане планируется внедрить всеобщее декларирование. Через такие механизмы можно стимулировать граждан на активность. Тогда это будет реальная модернизация сознания.

С ним соглашается декан Высшей школы государственной политики и права Университета AlmaU Аскар Нурша: «У меня складывается впечатление, что граждане сегодня находятся там, где многим вполне комфортно, и они не хотят покидать эту зону. Государство хочет их оттуда вытащить, но общество сопротивляется. С одной стороны, мы ругаем государство, а, с другой, – мы вырастили целое поколение мещан, которые дальше своей квартиры ничего не видят. Для многих даже проблематично вынести мусор из подъезда…».

На взгляд эксперта,  ситуацию спасти может более совершенный механизм взаимодействия государства с населением, где уже не будет места эрзац-организациям, которые не несут не только никакой пользы, но и ответственности. Помимо реально работающих НПО людям еще нужны реальные образы успешных людей (не обязательно политиков), на которых они хотели бы равняться и которые могли выступать эффективными посредниками между обществом и властью.

– У нас нет единого населения, - считает Аскар Нурша. - Общество фрагментировано, и с каждой частью нужно говорить на ее языке. Причем у каждого «фрагмента» есть свои лидеры. Мы должны выявить их, либо создать новые, которые могли бы взаимодействовать с государством. Работать по старым шаблонам уже не получится, иначе мы так и будем отставать от меняющейся картины мозаичного общества.

Как резюмировали эксперты, главный вопрос, который стоит перед казахстанскими социологами: какова стратификация нашего общества? Ответ на этот вопрос поможет  увидеть точки роста сопричастности граждан к процессам преобразований в стране… Эти исследования должны идти постоянно. И это было подчеркнуто главой государства в Послании.

Комментарии