1644 16-10-2018, 10:20

Мастер-класс президента

Президент Нурсултан Назарбаев продемонстрировал очередной мастер-класс. Можно даже сказать, мастер-класс по политическому менеджменту. Именно так мы охарактеризовали бы последнее Послание главы государства народу.

В этом тезисе нет никакого преувеличения или желания пролить елей. Это уже сделали другие и гораздо лучше нас. Есть у нас мастера этого дела, да они и никогда не переведутся. Но как бы то ни было, даже сонм неуемных восхвалений не в состоянии нивелировать истинную ценность этого неординарного послания.

А о том, что оно оказалось именно таким, говорит то, какую бурную реакцию оно вызвало. Причем у всех – и сторонников власти, и ее оппонентов, и даже у людей, дистанцирующихся от политики и политиков.

Чем можно объяснить тот неожиданный всплеск интереса и эмоций, которое вызвало послание от 5 октября текущего года? Прежде всего, неординарностью во всех смыслах этого слова. И по форме, и по содержанию.

Форма подачи с точки зрения нашей политической традиции была абсолютно неожиданной и очень креативной. В принципе режим он-лайн практиковался всегда, но на этот раз это была не просто прямая трансляция, а ДЕЙСТВО. А еще точнее – зрелище. Согласитесь, не часто можно лицезреть, как глава государства устраивает публичную порку ответственным лицам из своей команды в таком нестандартном антураже. Хотя с другой стороны, гораздо важнее не то, как это было сделано, а момент, когда это было сделано. А он был как никогда подходящий. Уж слишком много в стране накопилось проблем и слишком много в обществе и у граждан накопилось вопросов практически по всем аспектам жизни.

Косвенно в пользу этого говорит и тот факт, что это уже второе за один год послание президента народу Казахстана. Кстати, на это обстоятельство почему-то мало кто обратил внимание. Но думается, что появление внеочередного послания было вызвано вполне объективными обстоятельствами. Наверное, мы не откроем Америки, если скажем, что некоторые тенденции социально-экономического развития страны и тренды общественно-политических процессов последних лет не могли не вызывать вопросов и даже беспокойства.

Президент как настоящий гроссмейстер большой политики тонко прочувствовал аккумулируемую в недрах общества и в массовом сознании соотечественников энергетику нарастающего недовольства и облек свое внеочередное послание в форму искренней озабоченности ситуацией в социальной сфере. Но если наличие проблем в этом сегменте надо было признать, то и сделать это было необходимо так, чтобы народ видел, президент все видит и знает. А раз так, то кому-то из правительственных кабинетов не мешало дать хорошего нагоняя, чтобы, опять же, всем было понятно, – Лидер нации уверенно держит руку на пульсе жизни государства и общества.

Но президент не просто в очередной раз продемонстрировал уверенную хватку, а озвучил комплексную программу, призванную расшить узкие места в социальной сфере. Самый насущный вопрос для большинства наших граждан – это заработная плата, которой никогда не бывает много. В этом вопросе президент Н.Назарбаев был предельно конкретен и не стал злоупотреблять категориями относительного порядка: «Поручаю правительству с 1 января 2019 года повысить минимальную заработную плату в 1,5 раза – с 28 до 42 тысяч тенге. Это напрямую коснется 1 миллиона 300 тысяч человек, которые работают во всех отраслях на предприятиях различных форм собственности. Повышение охватит 275 тысяч работников бюджетных организаций, зарплаты которых вырастут в среднем на 35%. На эти цели из республиканского бюджета на 2019–2021 годы нужно выделять 96 миллиардов тенге ежегодно... Теперь минимальная зарплата не будет привязана к прожиточному минимуму».

Согласитесь, предлагаемая постановка вопроса наверняка будет ласкать слух работникам бюджетной сферы, к коим относится ощутимая часть наших граждан.

Одной из острейших социальных проблем нашего общества в постсоветский период является необходимость обеспечения населения качественным и, главное, доступным жильем. Особенно это касается социально уязвимых слоев. Как и в каком направлении следовало бы эту проблему решать, президент сформулировал предельно конкретно: «Поручаю акимам проработать вопрос частичного субсидирования первоначальных взносов по льготной ипотеке из местного бюджета.

Выдача таких жилищных сертификатов повысит доступность ипотеки для квалифицированных педагогов, медиков, полицейских и других специалистов, необходимых региону.

Также нужно увеличить в крупных городах строительство арендного жилья для социально уязвимых слоев населения.

Эти меры позволят более 250 тысячам семей улучшить свои жилищные условия. А с учетом строительства инженерной инфраструктуры для районов массовой застройки государство за 5 лет поможет 650 тысячам семей, или более 2 миллионам наших граждан».

Президент задачу сформулировал и указал возможные пути решения вопроса. Теперь дело за малым, чтобы управленческий аппарат смог довести задуманное главой государства до конца.

Наше издание практически в перманентном режиме обращается к проблемам казахстанской системы образования вообще и школьного в частности.

Мы неоднократно писали о том, что давно пора разработать и принять специальный закон об учителе, который мог бы стать фундаментом процесса реанимации престижа учительской профессии. Поэтому нам как бальзам на душу были следующие строки из послания президента: «...Считаю необходимым разработать и принять в следующем году закон «О статусе педагога». Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций...»

И если поручение президента не просто реализуется в форме принятия соответствующего законодательного акта, а еще и наполнится качественным содержанием, то это будет просто здорово.

Существует известная формула, гласящая, что инвестиции в образование – это инвестиции в будущее. При этом следует помнить, что необходимо иметь в виду не только финансовую сторону вопроса, но и идеологическую. А закон о статусе педагога, если он увидит свет, будет нести, прежде всего, именно идеологическую нагрузку. Во всяком случае, нам это видится именно так. Поэтому крайне важно, чтобы это был во всех смыслах работающий закон.

Честно признаемся, не может не поражать решительный разворот послания президента к проблемам образования, науки и здравоохранения. Тезис президентского послания о том, что «В течение пяти лет необходимо довести расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников до 10% от ВВП» это просто постановка вопроса, а заявка на нечто грандиозное, что может в корне преобразовать жизнь всего казахстанского общества.

Если вспомнить примеры успешных реформ из мировой практики, то практически все они опирались на глубокую модернизацию именно гуманитарной сферы. Следовательно, можно предположить, что предлагаемый нашему обществу курс базируется на анализе самых успешных и прогрессивных реформ в других странах. Такой подход не может не внушать оптимизма, как и то, что президент одновременно предложил повысить доступность ипотеки для медиков и учителей.

Еще одной сильной стороной послания президента стало то, что он не стал уходить от самых злободневных вопросов повестки дня, выдвинутых жизнью буквально вчера. Речь идет о том вале критики, который обрушился на Министерство внутренних дел после трагической гибели нашего олимпионика Дениса Тена. Основным их посылом было требование немедленной и революционной реформы МВД. Симптоматично, что выдержав некоторую паузу, президент решил вернуться к этому вопросу. При этом вариант реформирования, который он предложил, во многом созвучен инициативам гражданских активистов.

Во-первых, предлагается оптимизировать штатную численность МВД, избавив полицию от несвойственных функций.

Во-вторых, ставится вопрос о необходимости утвердить новый стандарт полицейского и изменить систему карьерного продвижения, а также подготовки и отбора кадров через полицейские академии.

Самое важное, и это уже в-третьих, сказано о важности внедрения новых, соответствующих современным требованиям форм работы с населением, а также кардинальном изменении критериев оценки работы полиции.

Президент указал конкретные сроки начала этой важной и принципиальной работы – с 1 января 2019 года. По сути, нам явили прекрасный образец обратной связи, когда власть достаточно оперативно реагирует на месседж общества по самой животрепещущей проблеме, затрагивающей проблему обеспечения гарантированной безопасности каждого гражданина Казахстана.

Показательно, что поручив повысить заработную плату полицейским, президент призвал уделить пристальное внимание качеству кадрового подбора, чтобы в органах внутренних дел остались лучшие. Также он обратил внимание на важность изменения имиджа полиции, а для этого рациональнее будет перевести работу полиции на сервисную модель, чтобы ее не воспринимали, как это было раньше, только в качестве карательного органа.

В целом все послание пропитано осознанным пониманием, что государственным структурам необходимо приложить все силы для того, чтобы восстановить доверие граждан к государству, которое в последние годы явно пошло на убыль. В основе такого непозитивного тренда лежат причины экономического свойства. Как это ни парадоксально, но в последние годы на фоне экономического роста наблюдалось снижение реальных доходов населения. Поэтому не случайно в послании сделан такой явный упор на социальный аспект и заявлен курс на повышение благосостояния граждан.

Такой подход свидетельствует в пользу того, что в высшие эшелоны власти пришло понимание, что без удовлетворения базовых запросов общества и граждан дальнейшее поступательное продвижение вперед может стать проблематичным. Также как и обеспечение внутренней стабильности, которая всегда была и пока остается визитной карточкой Казахстана на международной арене.

Думается, что в послании не случайно появился раздел, именуемый «Сопричастность каждого казахстанца процессам преобразования в стране». При всех издержках в процессе последующей практической реализации его можно расценить как призыв к процессу консолидации общества перед надвигающимся периодом транзита власти. Впрочем, это же может быть отнесено и к самому посланию, которое в силу нетривиальности подачи и непривычных акцентов в содержании может восприниматься как фактор из этого же ряда. Все остальное покажет время.

 

Комментарии