Правительство Бакытжана Сагинтаева демонстрирует довольно высокую степень открытости, активно использует имеющиеся в его арсенале механизмы двусторонней связи с гражданским обществом, населением. Но получится ли у кабинета министров пройти этот путь до конца, не споткнуться, не напороться на «подводные камни» транспарентности и претворить в реальность задачу, поставленную президентом, по формированию открытого и подотчетного государства?
Обеспечение прозрачности деятельности как центральных, так и местных органов власти – задача, которую президент регулярно ставит перед своей командой. Может быть, медленнее, чем хотелось бы, но она превращается в реальность. В последние несколько лет в стране появились такие структуры, как Национальная палата предпринимателей «Атамекен», которая сегодня практически наравне с законодателями формирует правила игры, отстаивая интересы значительной части общества; Служба центральных коммуникаций, ставшая авторитетной диалоговой площадкой для осуществления связи власти с обществом.
Общественные советы, работающие как при министерствах и ведомствах, так и в системе исполнительной власти, призваны играть роль народных контролеров. Согласно данным статистики, на постоянной основе работают 229 общественных советов. На республиканском уровне и на уровне областей, городов Астана, Алматы их по 16, в городах и районах — 197 советов. В деятельности общественных советов участвует более четырех тысяч человек, на 75 процентов они сформированы за счет представителей гражданского общества. Ведется регулярная еженедельная трансляция заседаний правительства и брифингов глав министерств и ведомств. Более того, сами министры оперативно выступают с комментариями к той или иной ситуации, временами складывающейся в информационном поле.
Ускоренное движение в сторону открытости госорганов было спровоцировано реализацией пяти президентских инициатив, одна из которых заключается в формировании подотчетного государства.
За последние несколько лет для обеспечения прозрачности и открытости госорганов был предпринят ряд серьезных шагов. Законодательную базу пополнили Законы «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «О доступе к информации». Кстати, представители гражданского сектора поддержали власть в этой инициативе, разумно полагая, что реализация норм этих законов может стать эффективным инструментом подотчетности и прозрачности всех институтов государственного управления, судебной системы, местных исполнительных и представительных органов власти.
В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях включена новая статья, устанавливающая административную ответственность должностных лиц за ограничение права на доступ к информации. В соответствии с ней административное взыскание за нарушение права на доступ к информации может быть наложено не только на должностные лица, но и на коммерческие и некоммерческие организации.
Реализован проект «Открытое правительство». Веб-портал состоит из пяти компонентов – «Открытые данные», «Открытые НПА», «Открытые бюджеты», «Открытый диалог» и «Оценка эффективности деятельности государственных органов». На начало осени этого года на портале уже опубликовано 3114 наборов данных и 23 приложения, разработанных на их основе свыше 28 тысяч проектов нормативно-правовых актов и концепций законопроектов, в обсуждении которых мог принять участие каждый казахстанец. На портале «Открытых бюджетов» опубликовано свыше 28 тысяч проектов бюджетных программ для публичного обсуждения, а также размещены отчеты об исполнении государственного, республиканского, консолидированного и местных бюджетов, отчеты о реализации бюджетных программ центральных государственных органов и местных исполнительных органов за истекший финансовый год.
И, надо отметить, что представители власти и дальше нацелены на поиск новых форм работы в общественном поле. В следующем году в Казахстане должен появиться единый сайт госорганов. Как считает министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, удобный для граждан сервис «одного окна» даст возможность пользователю найти всю необходимую информацию на одном ресурсе. А буквально на днях министр общественного развития Дархан Калетаев дал понять, что власть до конца не исчерпала ресурс сотрудничества с гражданским сектором, заявив, что отношения государства с НПО нуждаются в перезагрузке. «Важно в
целом перезагрузить систему взаимодействия гражданского общества и государства, – заявил он. – Здесь, как в конструкторах Lego, пока все в разобранном состоянии. Нам необходимо собрать единую конфигурацию. Ее суть в том, что ставка должна быть сделана на сильные неправительственные организации, которые могут генерировать идеи, имплементировать западную методологию в наш контекст».
В чем они заключаются, как их преодолеть? Слово экспертам.
Сергей Гуляев, директор общественного фонда «Десента», член Павлодарского областного общественного совета: «Нужно методично менять модель отношения власти к обществу»
– Правительство, безусловно, постепенно становится более открытым. Имеется ввиду правительство в широком смысле – центральные и местные государственные органы власти. Есть возможность вести диалог, созданы определенные условия для взаимодействия с НПО, существует масса площадок – местные советы по взаимодействию с НПО, общественные советы на всех уровнях, Гражданский форум, наконец. Постепенно меняется законодательство. Сколько времени и сил было затрачено на то, чтобы принять Закон «О доступе к информации», но теперь он есть в Казахстане. Принят Закон «О государственных услугах», который содержит ряд норм об общественном мониторинге. НПО активно включены в деятельность по противодействию коррупции, действуют специальные мониторинговые группы.
Однако, как в любом процессе, в этом тоже есть свои нюансы и барьеры. Например, диалог часто больше похож на монолог. НПО направляют предложения, ждут обратной связи, но ее или совсем нет, либо решения принимаются без учета этих предложений. Информация в открытом доступе (на сайтах госорганов) попрежнему размещается не в полном объеме, не актуализируется, либо отсутствует. Приходится вновь прибегать к письменным запросам, ответы на которые, как и раньше, часто являются простыми отписками и цитированием статей из правовых актов.
Отдельный вопрос – доступность самих органов власти. Часто, чтобы с ними встретиться, нужно пройти через пропуски, рамки металлоискателей, сопровождающих в министерствах, сдать телефон и ноутбук и т.д. Поэтому, наверное, важно помимо внешних атрибутов открытости – законодательства, снижения административных барьеров, предоставления госуслуг в электронном формате и т.п., методично изменять модель отношения власти к обществу и гражданскому обществу, в частности. Это обусловлено тем, что сегодня, в век цифровизации, общество оперативнее, острее, подчас более эмоционально реагирует на какие-то попытки подменить понятия, выдать одно за другое, скрыть какую-то информацию. Изменение модели поведения – это гораздо более сложная задача, чем изменение законодательства или улучшение правоприменительной практики, соответственно, на ее выполнение требуется и больше времени. Поэтому будем надеяться, что может быть не так скоро, но и эта задача будет решена.
Казбек Бейсебаев, политолог: «Надо реформировать систему управления»
– Действительно, правительство показывает свою открытость. И это стало заметно с приходом нынешнего премьер-министра. В том, что заседания правительства стали транслироваться в прямом эфире, есть и его заслуга. Все это говорит о том, что правительство старается демонстрировать свою открытость, и это, конечно, хорошо. Нехорошо другое.
Хоть нас и заверяют, что после поправок в Конституцию часть президентских полномочий перераспределены в пользу правительства, на самом деле это не так. Правительство и премьер несамостоятельны в принятии решений. Формально правительство формируется премьером, а по факту – президентом. Поэтому у наших министров двойное подчинение – они, помимо главы правительства, подчиняются еще президенту.
По факту правительство является исполнителем поручений и указаний президента. Все послания президента состоят в основном из поручений правительству. Вот эта ограниченность полномочий правительства и премьер-министра и есть одна из проблем системы управления страной. Может быть, когда-то эта система была оправданной, но сегодня она уже начинает тормозить развитие страны. По идее надо реформировать систему управления, но после последних поправок в Конституцию у нас считается, что все необходимые реформы проведены и политическая система является незыблемой.
Танирберген Бердонгар, видеоблогер, эксдепутат мажилиса: «Никто не хочет получить по шапке»
– С открытостью правительства у нас все же есть проблемы. Основная заключается в том, что система управления в каждом министерстве излишне централизована. В итоге мы имеем завязанную в жесткую вертикаль цепочку: министр – курирующий вице-министр – директор департамента по связям с общественностью – пресс-секретарь или сотрудник, отвечающий за работу интернет-ресурса, на котором публикуются сведения о деятельности министерства, нормативно-правовые акты и прочее. Но исключительно министр приводит в движение эту цепочку, он и только он принимает ключевые решения. В результате пресс-секретарь или человек, ответственный за сайт, для того, чтобы получить «добро» на публикацию какой-либо информации, должен пройти массу ступеней. Принимать самостоятельные решения они просто боятся. Никто не хочет получить по шапке.
Есть ли из этой ситуации выход? Есть. Мне кажется, что Министерство информации совместно с Агентством по делам госслужбы и противодействия коррупции должно утвердить четко регламентированные требования по степени прозрачности министерств и ведомств. Чтобы каждый раз, когда пресс-секретарь задавался бы вопросом подвергать тот или иной факт, ту или иную информацию огласке, он бы руководствовался специальными, юридически закрепленными положениями, а не бегал постоянно в приемную министра за бесконечными утверждениями и одобрениями.
Нурлан Утешев, председатель правления НАО «Центр поддержки гражданских инициатив»: «Формирование открытого государственного аппарата позволяет каждому гражданину свободно выразить свою точку зрения»
– Неотъемлемой частью существования в виртуальном пространстве человека являются социальные сети. Одной из наиболее популярных из них является «Фэйсбук», который хотя и переоценен и является площадкой перманентного хайпа и хэйтинга, все же наиболее влиятельная в Казахстане по выстраиванию коммуникаций граждан как с конкретными чиновниками, так и с государственными организациями.
Сегодня представители государственных органов используют социальные сети как инструмент для поддержания обратной связи с населением и изучение их мнения. Это очень удобно и позволяет им быть на постоянной связи с обществом, своевременно реагировать на просьбы и предложения населения, отвечать на вопросы. Помимо этого, государственные органы активно создают аккаунты в таких социальных сетях, как «Инстаграм», «Твиттер», «ВК», где размещают отчеты о проделанной работе и анонсы запланированных мероприятий. Наиболее активными пользователями социальных сетей из числа представителей руководящего состава государственных органов, по моему мнению, являются Касым-Жомарт Токаев, Асет Исекешев, Алик Шпекбаев, Аида Балаева, Даурен Абаев. Оперативное реагирование на обращения населения в социальных сетях со стороны данных государственных деятелей демонстрирует их сопричастность и заинтересованность в решении обозначенных вопросов и помогает решать возникающие проблемы точечно. Немаловажно отметить и то, что активное использование интернет-пространства для обеспечения доступности и прозрачности деятельности государственного органа, как показала практика, формирует доверие граждан к его деятельности. И было бы вполне логичным, если бы каждый госорган не просто создавал свой сайт, но и эффективно поддерживал бы его функционирование, размещать на нем актуальную информацию. Через блог первого руководителя на таком сайте можно подавать предложения, жалобы, и на них гарантированно ответят.
Хотелось бы также отметить, что на сегодняшний день принят Закон «О доступе к информации». Я считаю, что данный закон – это прекрасный инструмент для граждан и их объединений по продвижению своих предложений в законы и иные нормативно-правовые акты на качественно новом уровне. Кроме того, данный закон делает государственные органы более транспарентными, предписывая выносить проекты различных правил, которым мы должны подчиняться, на обсуждение гражданами.
В целом, в настоящее время в нашей стране созданы необходимые условия для развития механизмов прозрачности в деятельности госорганов. В частности, это портал «Открытое правительство», на котором у граждан даже есть возможность блокировки и возвращения нормативно-правовых актов на доработку. Развитие таких инструментов по вовлечению граждан в процессы принятия решений и возможности открытого выражения своей точки зрения является важным фактором становления и развития любого гражданина, повышения его ответственности за принимаемые властью решения и проводимой ею политики. Государственные же органы, в свою очередь, получают возможность своевременного реагирования на вопросы и предотвращения тех или иных проблем.
Формирование открытого и прозрачного государственного аппарата через использование Интернета, позволяет каждому гражданину Казахстана, даже жителям отдаленных районов страны, свободно выразить свою точку зрения по любому вопросу, что, так или иначе, способствует развитию гражданской активности населения, и реализации основной цели программы «Рухани жаңғыру» и модернизации общественного сознания.
Вместе с тем, считаю, что активное развитие «Открытого правительства», его эффективность напрямую будут зависеть от правил игры, которых будут придерживаться как государственные органы, так и сами граждане.
Розлана Таукина, президент Федерации равноправных журналистов Казахстана: «Нормативно-правовая база - недостаточное условие для внедрения культуры открытости»
Сегодня стоит говорить не об открытости правительства, а всего лишь об некоторых открытых данных на портале, где без системы собирается информация от государственных органов. Не очень нужная статистика - количество кинотеатров в том или ином городе, почтовые индексы населенных пунктов, выявленные коррупционные нарушения, ежеквартальные данные об объемах добычи нефти в стране…
Представители власти очень гордятся адресным регистром и единой нормативно-справочной информацией на портале. Но этого мало! Право граждан на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием так и не обеспечено, а секретности и не публичности в деятельности государственных структур, по большому счету, меньше не стало.
Открытое правительство обозначает прозрачность и подотчетность его перед народом. Прозрачность позволяет контролировать правительство по доходам от нефти, газа и урана, других природных богатств страны, по продаже и аренде земли иностранцам и т.д. Такая открытость, на которой, кстати, и настаивают представители гражданского общества, позволила бы резко снизить уровень коррупции в стране и количество должностных преступлений. Но проблема в том, что правительство боится гласности. Негативный опыт кабинета министров Кажегельдина навсегда остался в памяти чиновников. Они опасаются, что если начнут активно сотрудничать со СМИ, то тут же лишатся своих теплых должностей.
А что хотят политики, журналисты и граждане? Они хотят доступа к государственной информации, а не статистику кинотеатров! Они хотят получить доступ к открытым государственным данным по любому запросу, открытого диалога не только по государственным расходам, но и по другим направлениям. Но самое главное – развития механизмов общественного контроля за деятельностью всех исполнительных органов власти.
В настоящее время нормативно-правовая база для обеспечения открытости правительства - недостаточное условие для внедрения культуры транспарентности и изменения приоритетов и поведенческих норм в работе государственных служащих. Поэтому процессы принятия и реализации государственной политики по-прежнему остаются для граждан закрытым и непонятным явлением. Хотя идею открытости правительства неплохо было бы довести до конца как концепцию государства во имя развития демократии в Казахстане. Но говорить об этом пока преждевременно.