2002 5-10-2018, 10:28

Индивидуалистичная, религиозная, с чувством собственного достоинства. Какая она, казахстанская молодежь?

Казахстанская молодежь – поколение нового формата. Родившаяся в уже независимом Казахстане, она, несмотря на свою неоднородность, в массе своей нацелена на получение высшего образования, построение карьеры и создание крепкой семьи. Правда, не все так радужно и безоблачно.

На днях доктор философских наук, профессор КарГУ им. Е.А.Букетова Байжол Карипбаев, выступая на сайте «Закон. кз», высветил определенный срез мировоззренческих установок современной казахстанской молодежи, поделившись

результатами анкетирования школьников старших классов, студентов колледжей и ВУЗов из пяти регионов Казахстана – Алматы, Астаны, Караганды, Кокшетау и Костаная. Один из главных выводов этого исследования заключается в том, что молодежь сегодня набожна и религиозна. «Каждый восьмой участник опроса считает себя верующим», – отмечает профессор. При этом он отмечает, что «отношение к религии у респондентов достаточно противоречивое, лишенное обоснованности и не обеспеченное сложным образовательным дискурсом».

Система образования, приходят к выводу авторы этого исследования, не является ведущим, определяющим источником формирования представлений молодых людей о мире, об обществе, религии и культуре. «Звучит как приговор, – говорит Байжол Карипбаев. – Очевидно, что интернет-информация более мобильна, как правило, она преподносится в интересном, порой одиозном формате, она доступна. Интернет лишен цензуры, нет ответственности за предоставляемую информацию, а ее скандальный ореол становится приманкой для неокрепших душ молодых людей. Этим она и привлекает молодых людей, увлеченных гаджет-культурой». В результате сложившейся ситуации выявилась опасная «вилка».

Несмотря на то, что «большинство школьников и студентов понимают серьезность и опасность такого явления, как религиозный экстремизм», профессора обескураживает тот факт, что почти каждый пятый участник опроса заявил, что ситуация с религиозным экстремизмом его не беспокоит, а каждый десятый обозначил свою отрицательную позицию к возрождению религиозных традиций.

Выводы такого исследования – достаточно серьезный сигнал для общества, которому еще предстоит разобраться в том, чем объяснить такую религиозную пристрастность и неразборчивость в вопросах веры – духовными изысканиями, модой или же неуверенностью в завтрашнем дне и размытостью собственных перспектив?

А точки над i в этих вопросах рано или поздно, но расставить все же придется, потому что, как бы это пафосно ни звучало, на кону – наше будущее, которое сегодня и завтра будут строить именно эти люди, с этими установками и жизненными ориентирами. Не зря же в одном из своих выступлений президент Казахстана, обращаясь к молодежи, признался: «Я полагаюсь на вас – новое поколение казахстанцев. Вы должны стать двигателем нового курса».

Так какая она, сегодняшняя казахстанская молодежь? Способна ли самостоятельно строить не только свое будущее, но и будущее целой страны? Что ее наиболее ярко характеризует? Каковы ее цели, моральные установки? Насколько в своем становлении и развитии ей помогли государственные программы? Слово – экспертам.

Айман Жусупова, эксперт Института мировой экономики и политики: «Молодежь становится более рациональной»

– Стоит начать с того, что молодежь в Казахстане это не однородная группа, ее составляют совершенно разные подгруппы. И роль тут играют вполне объективные факторы, в частности, возрастной аспект, ведь ценности 16-ти и 29-летнего человека разнятся. Кроме того, весьма значимое и ощутимое влияние на восприятие реальности оказывает и то, в каких социально-экономических условиях вырос человек. В этом смысле ценности сельских и городских молодых людей зачастую также разные. Следует отметить, что городская молодежь более индивидуалистична. В социальных сетях, которые объединяют и тех, и других, разница в ценностных ориентирах, транслируемых лидерами общественного мнения той и другой группы, проявляется особенно четко. Тем не менее, если обобщить, посмотреть на ситуацию более широко, то можно констатировать, что молодые люди становятся все более рациональными, что также вполне объяснимо.

В прошлом году на базе Университета «Нархоз» было проведено социологическое исследование, посвященное изучению ценностей современной молодежи. Вопреки бытующим стереотипам о недооценке роли семьи, индифферентности у молодых, интересным для меня фактом явилось то, что казахстанская молодежь совмещает в себе приоритет семейных ценностей вкупе с четкой ориентацией на профессионализм, рациональный подход в жизни.

Так, более половины, а надо уточнить, что в опросе принимали участие две тысячи молодых людей, на вопрос о том, за счет чего люди чаще всего добиваются успехов в жизни, на первое место поставили профессионализм (61,8 процента), умение хорошо работать (45,1 процента), и лишь потом как фактор достижения успеха указали наличие хороших связей с нужными людьми (43,9 процента). Выбирая для себя вуз, молодые люди также, в первую очередь, делают ставку не на бренд вуза или тот факт, что в нем учатся известные люди, а на сильный преподавательский состав.

Касаемо проблемного ряда, то молодые люди на вопрос о том, что им чаще не хватает, не достает на сегодняшний день, на первое место ставят уверенность в собственном будущем (31,5 процента).

На сегодняшний день доля молодежи в стране составляет 29 процентов населения, при этом, практически половина из них проживает в селах. Конечно же, молодежь находится в фокусе внимания государственных органов. И не только в силу своей многочисленности. Теоретически и исторически молодые люди более открыто и смело выражают свою позицию, являются носителями передовых идей, ратуют за глобальные изменения.

В этом контексте ситуация вызывает тревогу потому, что молодежь, в силу своей неустроенности, может быть подвержена влиянию организаций деструктивного характера. Именно молодежь на сегодняшний день наиболее остро испытывает жилищные проблемы и проблемы с трудоустройством. Усугубляет ситуацию с трудоустройством и дороговизна получения высшего образования в Казахстане, при этом не надо забывать, оно не является залогом успешного трудоустройства. В связи с отсутствием необходимого профессионального опыта выпускники зачастую сталкиваются с так называемой ловушкой «первого найма» (требования работодателей об обязательном стаже 3-5 лет).

Государство предпринимает ряд шагов для изменения существующей ситуации. С этой целью реализуется ряд государственных программ и проектов, направленных на решение проблемы молодежи страны, в числе которых Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы, программы «С дипломом в село!» и «Жасыл ел». Тем не менее, по данным НИЦ «Молодежь» от 2017 года, достаточно хорошая информированность о них составляет всего порядка тридцати процентов, а в той же программе «Жасыл ел» принимали участие только 4,3 процента молодежи страны.

К сожалению, всего лишь треть от общего числа молодых людей Казахстана полагают, что органы государственной власти предпринимают попытки решить проблемы, существующие на сегодняшний день у казахстанской молодежи (28,9 процента). То есть можно констатировать, что реализуемые сегодня государством меры по решению проблем молодежи являются успешными лишь частично, в силу определенных недочетов в их подготовке. В этом контексте сегодня важно провести своего рода инвентаризацию всех программ, направленных на государственную поддержку молодежи, и понять, каковы их упущения, насколько они успешны, что можно сделать, чтобы эти программы были эффективны.

Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»: «Цель современной молодежи – заработать денег и занять высокое положение в обществе»

– Сразу оговорюсь, сегодняшняя молодежь, объективно, круче нас. Но если говорить о ее массовом сегменте, без сравнения с предыдущими поколениями, то налицо не только положительные черты ее большей информированности, но и дезориентация в ценностном, историческом и даже географическом пространстве. Информированность

поколения молодых фрагментарна, не системна. У молодежи нет целостного мировосприятия...

Если говорить о ценностях современного молодого поколения, то оно, в основном, эгоцентрично. Но вины самой молодежи в этом нет. Это естественная заданность любой психики в отсутствие целенаправленной и развивающей воспитательной работы со стороны системы образования и культуры общества. В нашем общественном сознании нет места светской, но при этом духовной идеологии, в моральном отношении способной противостоять религиозной, атеистической и иной пропаганде фанатичного фундаментализма.

Цели ее тоже можно уложить в несколько строк – заработать денег, чтобы завести семью и занять высокое положение в обществе. В этом само по себе нет ничего плохого. Проблема в том, что это становится важнее всего на свете или еще хуже – кроме этого нет больше ничего...

Что же касается государственных программ, то с идеологической точки зрения они никак не помогают в становлении и развитии молодежи. Все нравственное воспитание, в основном, поддерживается гражданским обществом, а пустая патетика и наивный пафос официальщины вряд ли способны кого-то мотивировать. Зато с материальной, социально-экономической точки зрения, вроде все как то работает, но не хлебом же единым жив человек.

Ирина Медникова, генеральный директор общественного фонда «Молодежная информационная служба Казахстана» (МИСК): «Молодежь способна генерировать доходы в экономику страны, а не тратить наши налоги»

– Что сегодня наиболее ярко характеризует современную молодежь? Ну, во-первых, она очень разная. Сюда относятся граждане Казахстана от 14 до 29 лет. Тинейджеры, студенты, выпускники вузов, работающая молодежь и начинающие профессионалы – это разные возрастные группы с соответственно отличающимися ценностями и поведением. Также молодежь делится на крупные группы по месту проживания, например, село и город, по языку – казахский и русский.

И дальше уже можно выделять ее интересы – бизнес, технологии, социальные сети и виртуальный мир, и здесь также можно выделить группу с низким уровнем интереса к жизни, общей апатией и непониманием, как выстраивать жизненную стратегию.

Резюмируя, скажу, что выделить общие характеристики для этих групп сложно, но по данным исследований это разной степени дезориентированность молодежи на рынке труда и временами в жизни в целом, и одновременное тяготение к новым технологиям и новым жизненным моделям, которые ярче всего сейчас сформулированы в Instagram: красивая легкая жизнь, где ты скользишь по поверхности, попутно раздавая в своем аккаунте философские мысли, иллюстрируя их задумчивым фейсом на берегу моря.

Какие цели у сегодняшней молодежи, каковы ее моральные ценности?

Согласно последнему большому исследованию, которое провел в Казахстане Фонд имени Фридриха Эберта (см. рис – прим. ред), на первом месте у молодежи чувство собственного достоинства, на втором материальное благополучие и социальный престиж, а наименее важно для молодежи участвовать в политике. Семья также является большой ценностью. Так, состоять в браке среди жизненных приоритетов важнее, чем получить образование для 72,9 процента молодых людей.

Индивидуалистичная, религиозная, с чувством собственного достоинства. Какая она, казахстанская молодежь?

Что же касается эффективности государственных программ в становлении и развитии молодежи, то... Молодежная информационная служба Казахстана работает в стране более двадцати лет, и я работаю в этом секторе порядка десяти лет, но не могу назвать хотя бы одну устойчивую многолетнюю государственную программу, которая бы помогала молодежи развивать ее потенциал. Да, у нас работают такие программы, как «С дипломом в село».

Но эта программа, в первую очередь, решает задачи государства, такие, как комплектация кадрами сельских регионов, куда молодежь по своей воле не едет. При этом на эти программы расходуются деньги налогоплательщиков. Я же верю в то, что они должны основываться на потребностях молодежи, на том, чего хотят они, а не на том, что нужно государству. Госпрограммы должны вовлекать молодое поколение в большие цели государства, во вдохновляющую игру по построению нашего общества, ведь молодежь – это потенциал, способный генерировать доходы в экономику страны, а не тратить наши налоги.

Даурен Бабамуратов, председатель республиканского движения «Болашак»: «Сельский пацан как не имел хорошего образования и четкого социального лифта, так и не имеет»

– Молодежная политика в Казахстане, несмотря на достижения и неудачи, самая неподвижная. Программы десятилетней давности вроде «Жасыл ел» или «С дипломом в село» все еще считаются базовыми, хотя давно рассыпались под градом критики. А все потому, что в идеологической сфере этим программам пока замены нет. Есть отличные локальные программы и достижения на местах, талантливые молодежные лидеры, но в масштабе страны пока все тихо. И непонятно, как должна развиваться молодежная политика в целом.

Возможно, все это связано с тем, что современные молодые люди охладели к политике, политика как таковая их не интересует. Молодежь стала более индивидуальной, более продвинутой, «озападилась». Все, кто более или менее имеет хоть какие-то навыки и знания, грезят Западом, желают уехать и реализоваться где-то «там». Но все это касается городской молодежи. Сельский же пацан как не имел спортивнокультурного досуга, хорошего образования, четкого социального лифта, так и не имеет.

Несмотря на развитие коммуникаций, широкий доступ к Интернету молодежь городская и сельская разная. И это не есть хорошо.

Приходится констатировать, что, несмотря на все усилия, мы так и не смогли сделать рабочие специальности привлекательными. Сколько бы министры не говорили об их востребованности, а казахи не хотят быть слесарями, сварщиками и малярами. И не потому, что «крутые» или «ленивые», а потому, что все эти рабочие специальности социально уязвимые, имеющие довольно низкий «потолок» – во-первых, много не заработаешь, вовторых, трудно найти постоянное место работы. В итоге перспектив для себя в этом направлении молодежь не видит. Равно как не видит их в предпринимаемых сегодня попытках затянуть ее в северные регионы Казахстана и малые города. В итоге молодые люди в поисках стабильности толпами идут на госслужбу. Более независимые мечтают выучить английский, и оказаться хоть в Южной Корее, хоть в Эмиратах, и там строить свое счастье.

 

Комментарии