2602 16-09-2018, 10:49

Айман Жусупова: ««Серпін-2050» - это запланированная крупномасштабная миграция»

Подходит к концу первая пятилетка Государственной программы «Серпін-2050», благодаря которой сотни молодых казахстанцев уже получили дипломы и устроились на работу по специальности. Обсудить ее итоги и перспективы на будущее мы пригласили эксперта ИМЭП при Фонде Первого Президента Айман Жусупову.

- Айман Сабитовна, какая была необходимость в запуске программы «Серпін-2050»? Как известно, в Казахстане и без нее действовал ряд программ по трудоустройству молодежи - «С дипломом – в село», «Молодежная практика» и другие. Разве они не дублируют друг друга?

- Современную молодежь в Казахстане отличают самостоятельность, практичность, мобильность, повышенная заинтересованность в получении качественного образования и профессиональной подготовки. К сожалению, далеко не всегда это самое образование является гарантией трудоустройства в силу отсутствия необходимой квалификации и опыта работы. Оно выступает все чаще в роли социально обязательного условия. А потому неудивительно, что многие молодые казахстанцы задумываются о миграции.

Как раз для решения этих проблем и была разработана республиканская программа «Серпін-2050». Она реализуется не в ущерб, а в качестве дополнения и поддержки к другим проектам, направленным на снижение безработицы среди молодежи и восполнение кадров. Причем программа охватывает молодых граждан из конкретных областей - Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской и Мангистауской, предоставляя им возможность получить бесплатное направление на обучение в учебных заведениях Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской, Актюбинской и Акмолинской областей. 

Проще говоря, правительство предлагает молодым казахстанцам юга переехать в другие регионы республики, причем не только для учебы, но и с последующим трудоустройством на месте. К тому же программа предусматривает вопросы медицинского обслуживания, проезда студентов и другие условия. По сути, это запланированная крупномасштабная миграция с целью эффективного распределения трудовых ресурсов. 

- Тенденция такова, что большинство выпускников школ традиционно выбирают экономические, юридические, управленческие специальности, тогда как в Казахстане ощущается дефицит квалифицированных инженеров, IT-специалистов, архитекторов, ученых, педагогов, врачей. Решает ли «Серпін-2050» эту проблему? 

- В том то и дело, что основные направления подготовки по данному проекту – это сфера образования, медицина, технические науки, сельское хозяйство, ветеринария... 

В 2016-2017 учебном году выделено 4212 образовательных грантов по 54 востребованным специальностям в 22 вузах. Из них на образование - 1000 грантов, технические науки - 1717 грантов, сельское хозяйств – 345, медицину  - 100 грантов. А также размещен госзаказ на 1050 мест в 30 организациях технического и профессионального образования по 28 востребованным специальностям. В целом с 2014 по 2016 гг. было выделено 12 462 образовательных грантов, в том числе 9212 - для обучения в вузах и 3250 - в колледжах и техникумах. 

Как мы видим, «Серпін-2050» достаточно масштабный социальный проект, который действительно отвечает существующим запросам в молодежной среде. К тому же он входит в число приоритетных задач Стратегии-2050, а это говорит о том, что руководство страны придает ему огромную значимость.

- Программа уже доказала свою целесообразность, но, как говорится, нет предела совершенству. Чтобы вы порекомендовали координаторам проекта, чтобы сделать его еще более эффективным?

- Думаю, пришло время вынести на обсуждение вопросы обеспечения жильем выпускников программы. Ведь нередки случаи, когда они вынуждены после окончания учебы возвращаться в родные края, потому как не могут потянуть покупку или съем квартиры. Лишь в некоторых регионах молодых людей обеспечивают общежитиями. И это, на мой взгляд, хорошее решение. Если бы оно еще носило системный, повсеместный характер, то это бы в разы повысило эффективность программы.

Кроме того, считаю необходимым провести комплексный анализ и оценку государственной политики содействия занятости молодежи, причем основной акцент следует сделать на разработку индикаторов успешности реализуемых программ. Пока, к сожалению, в стране нет целостной системы сбора статистической и иной информации, отражающей состояние, тенденции и результаты реформ на молодежном рынке труда.

Понятно, что проблемы молодежи есть везде, даже в развитых странах. Другое дело, насколько ответственно правительства подходят к их решению. Одной из самых успешных по праву считается европейская молодежная политика, которой уделяется первостепенное значение даже во время кризисов. Как декларировал Европейский комитет, дестабилизирующий эффект из-за безработицы среди молодежи чреват не только социальной изоляцией, бедностью, но в будущем может сказаться на национальной экономике и экономике стран ЕС в целом. То есть там есть четкое понимание того, что любая политика, ориентированная на ликвидацию бедности и социального отчуждения, должна предваряться превентивными подходами по отношению к молодым людям. 

- А какие меры развитые страны предпринимают для решения этой проблемы? 

-  Для развитых стран характерно сотрудничество бизнеса и вузов. К примеру, в Германии образовательные учреждения технического профиля ориентированы на активное сотрудничество с инновационными предприятиями, что несет массу плюсов, в том числе положительно влияет на трудоустройство выпускников. Похожая практика существует и в США, где студенты постоянно взаимодействуют с реальным производством, что позволяет самым активным и одаренным из них устраиваться на работу сразу после завершения обучения.

Стоит напомнить, что эту традицию в 1960-е годы начинал Кембриджский университет, который установил тесные взаимоотношения с бизнесом, и тем самым привлекал значительные средства на образовательный процесс и проведение научных исследований. Впоследствии этот опыт переняли и другие развитые страны. К примеру, в Австралии активно действует модель слияния предприятий МСБ с учебными заведениями, причем вузы сами разрабатывают программы стажировок, методические рекомендации для организации практик. К тому же там действует ряд программ по повышению заинтересованности МСБ, которые не имеют возможности расходовать средства на обучение выпускников, в молодых специалистах без опыта работы.

Большое внимание также уделяется обучению студентов предпринимательству. В частности в «Белой книге по молодежи» Еврокомиссии это направление - одно из ключевых в рамках неформального образования. ЕС призывает всех предпринимателей активно поддерживать контакты с воспитательными и учебными образовательными учреждениями.  

Серьезная работа ведется и по профессиональной ориентации молодых людей, которая помогает им сделать правильный выбор профессии. Во Франции, к примеру, профориентация начинается с 16 лет. Содействие в этом оказывают школьные психологи (советники по профориентации), педсовет учебных заведений, мэрия, представители родителей и сами ученики. Также в учет берутся результаты тестирования. 

- А что из успешного опыта европейских стран уже сегодня может перенять Казахстан?

- Считаю, что в процессе подготовки специалистов упор нужно сделать, прежде всего, на обеспечении необходимого взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Следует создать эффективные методики привлечения работодателей к участию в программах содействия молодежному трудоустройству, разработать меры поощрения предпринимателей, которые создают новые рабочие места. Решением здесь также может выступить заказ предприятий, которые набирают сотрудников из числа выпускников вузов.

 

 

Комментарии