5281 13-09-2018, 11:18

Выход из кризиса. Что может предложить кабинет Бакытжана Сагинтаева?

Начиная с 2014 года, мировая экономика пребывает не в лучшем состоянии. Резкое падение цен на нефть, санкционное противостояние, рост взаимного недоверия подрывают не только основы мировой  политики, но и экономики. Безусловно, Казахстан как часть международной глобальной системы, будучи встроенным в мировую финансовую и политическую архитектуру, не мог остаться в стороне от этих тектонических сдвигов.

В нашей стране кризисные явления усугубились в 2015-2017 годах на фоне введения - впервые в истории республики - политики инфляционного таргетирования и резкого сокращения доходов от экспорта нефти. Не было стабильности и на рынке меди, урана и других ключевых экспортных товаров Казахстана.

Искать рецепт выхода из сложной ситуации пришлось назначенному в пик кризиса правительству во главе с Бакытжаном Сагинтаевым. При этом кризисные явления в мировой экономике наблюдаются еще с 2008 года,  ее восстановление происходит медленно: мы видим, как сегодня лихорадит развивающиеся рынки, где национальные валюты просели значительно больше, чем тенге.

Неспокойной остается и геополитическая обстановка в мире. Рост радикального ислама, новый виток противостояния России и Запада, обостряющаяся обстановка в Афганистане – это все реальность сегодняшнего дня. Работать в таких условиях, безусловно, сложнее, чем когда на цены на нефть стремительно растут, а геополитическая ситуация не характеризуется ростом взаимного недоверия и санкционной войной.

К тому же сегодня мир вступил в новую фазу кризиса, когда на авансцену вышло такое понятие, как «торговые войны». Прежние договоренности между ведущими мировыми игроками рушатся на глазах, что тоже подрывает международную экономику. Но несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, правительству удается в меру своих возможностей преодолевать негативные тенденции, что видно из конкретных экономических показателей. Например, оценивая итоги непростого для мира 2017 года, можно сказать: Казахстану удалось, что называется, выстоять.

В конкретных цифрах

Так, в 2017-м году рост ВВП составил 4% относительно предыдущего года. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 5,5%. Объем промышленного производства возрос на 7,1%. В январе-ноябре 2017 года внешнеторговый оборот Казахстана составил $69,5 млрд, увеличившись на 25,1% по сравнению с соответствующим периодом 2016-го,  в том числе объем экспорта достиг $43,1 млрд. (рост на 31,6 процента). На 1 января с.г. поступления в государственный бюджет составили 11,7 трлн. тенге и были исполнены на 101,4% к плану на отчетный период. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего  года произошел рост на 24,4%.

Правительство Сагинтаева пытается решить ключевой вопрос, связанный с  переформатированием казахстанской экономики, а именно диверсифицировать ее. Например, по итогам первого полугодия текущего года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего производство в обрабатывающем секторе выросло на 5,2%. Основными драйверами роста стали машиностроение (+17,2%), химическая промышленность (+11%), производство продуктов питания (+5,2%), нефтепереработка (+4,4%), металлургия (+3,4%), производство стройматериалов (+2,2%).

За отчетный период текущего года отмечается положительная динамика по всем целевым индикаторам.

Безусловно, невозможно в одночасье из страны, ориентированной в основном на экспорт нефти, превратиться в государство с диверсифицированной экономикой. Многим странам, даже технологичным гигантам, на это потребовались десятилетия. Но ориентация на такой путь развития свидетельствует о понимании действующим правительством РК тех  вызовов, которые стоят перед Казахстаном. И уже есть первые результаты. Например, производительность труда в обрабатывающей промышленности только за три месяца с.г. выросла на 8,5% относительно аналогичного периода  2015-го и составила 8 тыс. долларов. В целом вклад обрабатывающего сектора в ВВП увеличился с 10,1% в 2015-м  до 11,5 % в 2017-м. Сегодня продукция обрабатывающей промышленности РК  экспортируется в 115 стран. По некоторым товарным позициям открыты новые рынки сбыта.

В этом году планируется рост всех отраслей в рамках реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы по следующим показателям: в химической промышленности - до 1%; в металлургии - до 0,5%; в машиностроении - на уровне 100%; в производстве строительных материалов - до 1,5%. Обеспечить такой рост планируется за счет ввода новых предприятий, улучшения мировой конъюнктуры на рынке цветных металлов и железорудного сырья, увеличения производства стали, арматуры, труб, рельсов, первичного алюминия, меди, свинца, продукции химической, фармацевтической и других отраслей, освоения новых видов номенклатуры товаров.

Поиск новых путей

Еще одной отличительной чертой работы правительства Сагинтаева является упор на современные информационные технологии и цифровизацию практически во всех отраслях экономики. Речь идет о развитии таких перспективных направлений, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, промышленный интернет, цифровые сервисы в сфере профессиональных услуг.

Программа «Цифровой Казахстан» позволит достичь темпов роста ВВП страны на уровне 4,5-5% в год. Согласно отчету ООН, по уровню развития электронного правительства в 2016 году Казахстан занял 7-е место среди стран Азии, а в глобальном рейтинге ООН – 33-е, опередив все другие страны СНГ.

Предполагается, что реализация государственной программы «Цифровой Казахстан» позволит в нынешнем году увеличить долю пользователей сети Интернет до 78%; обеспечить не менее 200 стартап-компаний, поддерживаемых технопарками, инкубаторами и акселераторами; увеличить долю ИТ-услуг в общем объеме ИТ-рынка до 15,6%; нарастить  долю местного содержания в ИТ-услугах до 26,8%; увеличить уровень цифровой грамотности населения до 77%.

В сфере телекоммуникаций начата реализация проекта «Строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах», в рамках которого планируется обеспечить высокоскоростным доступом к сети Интернет 1249 сельских населенных пунктов до 2020 года.

Очевидно, что в условиях кризиса важно сохранять социальную стабильность - прежде всего, за счет обеспечения занятости и создания новых рабочих мест.   В прошлом году было создано 359,7 тыс. новых рабочих мест, из них 77,1% – постоянных. На начало 2018-го участниками Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства стали 572,9 тыс. человек, из них трудоустроены 456,1 тыс., в том числе 69,2% (или 315,5 тыс.) на постоянные рабочие места. К началу года обязательные пенсионные взносы перечислены за 5,9 млн. наемных работников, охват составил 72,5 % от их общей численности. Минимальный размер пенсий превысил 45,7 тыс. тенге, средний их размер составил 65,9 тыс.  тенге.   

В прошлом году в результате принятых мер задолженность по заработной плате была погашена на сумму более 3 млрд. тенге, защищены права более чем 22 тыс. работников.

Также правительство сделало акцент на развитие сельского хозяйства. В 2017-м объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 2,9% и составил 4,1 трлн. тенге.  Производство продукции животноводства увеличилось на 3,9% (1,8 трлн. тенге), растениеводства – на 2,2% (2,3 трлн. тенге).  Производство продуктов питания за данный период выросло на 4,1% и составило 1,5 трлн. тенге. Валовой сбор зерна урожая прошлого года в чистом весе составил 20,6 млн. тонн зерна при урожайности 14,4 ц/га. Сельхозпроизводителями приобретено 368,4 тыс. тонн субсидированных удобрений. Общий объем субсидирования семеноводства составила 8,5 млрд. тенге, что в 2,3 раза больше, чем годом ранее.

В 2017-м приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства увеличился на 29,3%, в производство продуктов питания – на 32%. На поддержку сельскохозяйственной кооперации в виде льготного кредитования было направлено 25,5 млрд. тенге.

Продуманный стиль работы

Таким образом, видно, что действующий кабмин делает ставку на диверсификацию экономики Казахстана и снижение уровня ее зависимости от нефти. Политолог Султанбек Султангалиев отмечает, что кабинет Бакытжана Сагинтаева изначально воспринимался как «правительство камикадзе», поскольку пришел в период резкого падения цен на нефть (а другого весомого источника пополнения государственного бюджета, как известно, у Казахстана тогда не было). Дополнительным, но весьма серьезным минусом являлся его относительно небольшой политический вес.

«Однако на новой должности Сагинтаев проявил себя, на мой взгляд, как умелый, энергичный  и трудолюбивый руководитель, и нет его персональной вины в тех промахах, которые совершали отдельные министры. Особенно жестко подставило премьера Министерство образования и науки со своими нескончаемыми скандалами и непродуманным реформированием на грани абсурда. Сфера образования и науки стала коррупционным  болотом, и там необходимо навести порядок железной рукой через Комитет национальной безопасности, Генеральную прокуратуру и Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Только тотальная проверка всего и вся от детских садов до вузов, и особенно самого аппарата МОН, с последующими  публичными уголовными процессами способна хоть как-то оздоровить этот сектор», - считает политолог.  

По его словам, экономический блок правительства тоже подводит. Прежде чем браться за проблемы республиканского масштаба молодым руководителям не помешало бы набраться опыта в регионах и доказать свой профессионализм, подняв экономику хотя бы отдельно взятого района. Не помешало бы возвращение в правительство такого экономиста и управленца, как Болат Жамишев, полагает эксперт.  

Особняком стоит Министерство сельского хозяйства, которое с приходом опытного Умирзака Шукеева стало резко набирать обороты. «В качестве лучших министерств я бы отметил, конечно, Министерство по делам религий и гражданского общества, прошедшее сейчас реорганизацию и теперь именующееся Министерством общественного развития. В период руководства Нурланом Ермекбаевым оно сумело задать впечатляющий ритм работы и при его преемнике Дархане Калетаеве не снижает темпы деятельности. Не всегда и не во всем общественность была согласна с инициативами прежнего министра, но умение выстроить конструктивный диалог, активно взаимодействовать с неправительственными организациями и экспертными кругами позволяло найти общие подходы и резко снижало градус напряженности. Надеюсь, что и при новом руководителе министерство продолжит работать в таком же позитивном и энергичном русле», - говорит Султанбек Султангалиев.

По его словам, Сагинтаеву нет необходимости что-то исправлять в своем стиле работы или имидже.

Есть куда стремиться

Политолог Ислам Кураев более скептичен в оценках работы правительства. Он считает, что в деятельности кабмина есть определенные огрехи, которые необходимо исправить. В частности, следует наладить работу по своевременному и активному информированию граждан о предлагаемых инициативах. Например, если вспомнить историю с отчислениями фрилансеров в ЕНПФ и новыми поправками в пенсионное законодательство, то, по словам политолога, негатив в отношении правительства был связан с запоздалой реакцией на вопросы, возникшие у граждан к Министерству труда и социальной защиты. Подобные системные вопросы необходимо решать в более оперативном ключе. 

«Как человек Бакытжан Сагинтаев располагает к себе и имеет хорошие профессиональные навыки», - полагает Ислам Кураев.

Эксперт Института экономических исследований стран ЦА Алишер Хамидов считает, что главным достижением правительства Сагинтаева является то, что в условиях кризиса удалось избежать рецессии и кризиса неплатежей. По его словам, в отличие от других кабинетов, которые часто работали на укрепление пиар-составляющей своей работы, кабинет Сагинтаева больше делает упор на достижение конкретных результатов. То, что правительство избрало новый стиль работы и ищет механизмы не только борьбы с кризисными явлениями, но в целом переформатирования экономики Казахстана, является ключевым изменением в его деятельности.

Эксперт отмечает, что перестраивать сложившуюся экономическую модель всегда довольно сложно, поэтому недостатки могут казаться слишком выпуклыми, но главное - результат, а он есть. Например, казахстанская экономика в условиях кризиса растет выше среднемировых показателей.

Алишер Хамидов обращает внимание и на то, что сам премьер довольно оперативно реагирует на работу своего кабинета, в том числе подвергая его критике. Так, в ходе недавнего заседания правительства по вопросам недоосвоения бюджетных средств Сагинтаев указал на системные проблемы в работе своих подчиненных. При этом, по данным Минфина, расходы местных бюджетов в целом составили 3 трлн. 074 млрд. тенге, а неисполнение – 69,6 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель, несмотря на существующие проблемы, улучшился (к 1 сентября 2017 было 104 млрд. тенге).

«Таким образом, мы видим, что Сагинтаев проводит системную работу над ошибками и делает выводы, выявляя слабые места, которые необходимо устранить. В целом работу кабинета Сагинтаева можно оценить на «хорошо». В условиях кризиса и общемирового замедления ждать таких темпов роста, какие были в годы нефтяного бума, наивно. Главной задачей было сохранение макроэкономической стабильности, и она успешно решена. Иначе говоря, главная цель, которую перед кабинетом Сагинтаева ставил президент, достигнута», - заключает эксперт.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии