Алматы переживает масштабную трансформацию. Причем в ход идут самые смелые и креативные решения, что часто встречает неоднозначную реакцию у горожан, которые из-за повсеместных строительных работ не могут разглядеть конечный результат. Поэтому мы решили оценить модернизацию города глазами человека, который видел несколько его реконструкций. О том, как изменился мегаполис и что его ждет впереди, мы беседуем с политологом Юрием Булуктаевым.
– Юрий Очирович, что, на ваш взгляд, из себя сейчас представляет Алматы? Чего он достиг и к чему стремится?
– Трудно переоценить его значимость в масштабах страны. Это не только крупнейший город Казахстана (численность населения приближается к двум миллионам, а к 2035 году прогнозируется его увеличение до трех миллионов человек), но и его экономический, культурный центр. О высоком потенциале Алматы говорит и тот факт, что он активно участвует в глобальной конкуренции крупнейших мегаполисов мира и включен во многие авторитетные международные рейтинги.
К примеру, в индексах, оценивающих экономические индикаторы (рост ВРП, инфляция, безработица, способность привлекать инвестиции, развивать бизнес) южная столица соответствует уровню средних мегаполисов. А по оценкам экспертов британского издания The Economist, к 2025 году он может войти в сотню мировых конкурентоспособных городов по привлечению капитала, технологий и квалифицированных специалистов. Хотя при этом наблюдается умеренное его отставание от уровня средних городов по рейтингам социальной среды.
Верный, Алма-Ата, Алматы – это поэтапная история развития города, связанная целостно и воедино. Меняется время, меняются поколения горожан, меняются ценности. Но алматинцы всегда стремились, и будут стремиться к тому, чтобы жизнь в родном городе была удобной и безопасной. Может быть, именно поэтому они (впрочем, как и все казахстанцы) столь ревностно и требовательно отслеживают и оценивают управленческую компетентность своих градоначальников. С незапамятных времен городом руководили Нуркадилов, Храпунов, Кулмаханов, Тасмагамбетов, Есимов. Каждый из них внес свой вклад в его развитие, в деятельности каждого были свои плюсы и минусы, но это уже тема для отдельного разговора.
В августе 2015 года акимом Алматы стал Бауыржан Байбек. Не все верили в его управленческий талант. Многие скептики, прежде всего, обращали внимание на отсутствие у него опыта руководства хозяйственной деятельностью. Оптимисты же (в число которых входил и я) утверждали, что его талант менеджера заключается в способности осуществлять организаторскую работу, связанную с интеграцией и синхронизацией ресурсов, составлять команду из ответственных и грамотных специалистов. По крайней мере, такие качества руководителя Байбек продемонстрировал, когда работал заместителем председателя партии «Нур Отан». Но здесь предстояло руководить мегаполисом, а это совсем другая сфера профессиональной деятельности...
– Вот именно. Просим вас подвести итоги его трехгодичного градоначальства.
– С первых дней работы Байбек со своей командой принципами работы избрали научность, открытость и диалог. Была установлена задача – превратить Алматы в современный город международного уровня, комфортный для жизни и работы горожан, который бы стал центром притяжения туристов, грузопотоков, инновационного бизнеса, капитала и оставался одним из основных драйверов экономического роста Казахстана.
Инструментом достижения намеченных целей стала пятилетняя Программа развития «Алматы-2020», разработанная в соответствии со стратегическими документами страны. Она была презентована общественности города лично Бауыржаном Байбеком. Ключевыми при ее реализации были провозглашены пять принципов: забота о каждом человеке; эффективные и экономичные решения на основе передовых практик; стимулирование бизнеса как драйвера экономики; максимальное вовлечение гражданского общества; подотчетность и открытость местных органов. В пилотном режиме был введен новый метод архитектурно-градостроительного регулирования – дизайн-код городской среды. Данный метод представляет собой детализированные в одном документе правила и рекомендации по формированию единого стиля мегаполиса.
Конечно, нельзя утверждать, что новый аким действовал по принципу «veni, vidi, vici» («пришел, увидел, победил»), ведь сначала нужно было разгрести завалы, оставшиеся от предшественников. Только на то, чтобы установить элементарные навесы и скамейки на автобусных остановках, ушло около полутора-двух лет. Кто-то может возразить: мол, подумаешь, остановки... Но ведь огромная масса людей двухмиллионного мегаполиса, не имеющая личных автомобилей, значительную часть своего повседневного бытия проводит на них в ожидании транспорта. Как ни крути, а остановки являются неотъемлемой частью создаваемой в Алматы комфортной городской среды. И самое главное, что требуется от управления ими – это содержание их в состоянии соответствия своему назначению.
– А в каком они были состоянии до реконструкции?
– Если вы помните, более пяти лет назад в Алматы многие остановочные комплексы внезапно (ночью) без предупреждения и информирования граждан были снесены под корень (только в 2013 году город лишился 300 комплексов), при этом новые остановки установить то ли забыли, то ли не смогли. Самое интересное, что на некоторых из них убрали только скамейки и навесы, а киоски и ларьки не тронули. Несколько лет алматинцы были вынуждены ожидать транспорт на открытых площадках под дождем, снегом, палящим солнцем, при этом проклиная нерасторопную городскую власть. И то, что Байбеку удалось восстановить остановочные комплексы, бесспорно, добавило ему признания и авторитета.
– С остановками понятно. Но какая необходимость была в ремонте алматинских подземок? Может, стоило направить эти средства на другие нужды города?
– Действительно, скоро завершится ремонт и обновление всех подземных переходов в Алматы. Этот шаг, бесспорно, сделает наш мегаполис еще более цивилизованным. Но не в этом была главная задача. Думаю, прежде всего, руководство города осознало масштабы рисков и угроз личной безопасности горожан и гостей южной столицы, пользующихся подземками. Ведь главное и прямое предназначение данных сооружений – свободное передвижение граждан.
В советское время подземные переходы имели только функциональное значение, однако после распада СССР в них стали устанавливать рекламные щиты, ларечки, магазины... Алматы не стал исключением – в 1990-е годы произошла передача местных подземок в ведение частного бизнеса со всеми вытекающими из этого последствиями: захватом социальными рейдерами, различного рода предпринимателями и коммерсантами, которые, нагромоздив там торговые ряды, превратили общественно-значимое пространство в мини-базарчики. Нередко можно было наблюдать картину, когда рядом соседствовали пункты по производству и продаже самсы или шаурмы, парикмахерская и туалет. Причем для самих пешеходов оставлялся лишь узкий коридор шириной метр-полтора. Все это не соответствовало нормам пожарной, санитарногигиенической, да и личной безопасности.
В мире немало городов, где в подземках есть торговые ряды. Но для этого их заранее проектируют и обустраивают, выделяя коммерсантам специальную площадь. К примеру, в Алматы по такому принципу построена подземка под Площадью Республики.
– Несмотря на то, что строительные работы в городе идут полным ходом, просим вас сделать небольшое промежуточное резюме того, что уже было сделано.
– Очевидно, что трансформация Алматы в мегаполис, насыщенный технологическими и социальными инновациями, формирующими комфортную городскую среду, – задача непростая. Тем не менее многое уже сделано – общественные пространства стали более комфортными, располагающими к прогулкам, реконструирована большая часть исторического центра города. В прошлом году городские власти модернизировали площадь «Астана», улицы Жибек жолы, Гоголя, Кабанбай батыра, Толебаева, Байсеитовой и Панфилова. Последнюю, кстати, после преобразования горожане уже нарекли «вторым Арбатом».
В этом году в рамках концепции «Город для людей» была реконструирована треть исторического центра Алматы: расширены тротуары, увеличены площади озеленения, обновлены фасады зданий и осветительные уличные приборы. По улицам Тимирязева и Жандосова проложена улично-дорожная сеть скоростной линии BRT, общей протяженностью 8,7 километра.
С целью формирования единого архитектурного стиля за последние два года в Алматы было подсвечено порядка 130 знаковых объектов. Ряд улиц и проспектов были реконструированы и благоустроены пешеходной и велосипедной инфраструктурой. Всего, по данным акимата, в городе отремонтированы 524 улицы протяженностью 500 км, благоустроены 1400 дворов из 3787, построено и реконструировано порядка 800 км инженерных сетей, обновлено почти 300 км арычных сетей.
В совокупности все, что сделано и делается, ведет к изменению системы ценностей. Очевидно, к примеру, что повсеместная ликвидация заборов (ограждений), расширение улиц и тротуаров для пешеходов и велосипедистов способствует большей открытости сознания горожан, выводит их в общественные пространства. И это позитивный тренд.
В целом город динамично развивается, и это радует! Но все интересное еще впереди...
– Что именно?
– Во главу угла всех городских планировочных решений должен стоять человек, его потребности и интересы. То есть главная забота современного акима – это борьба за качество человеческого капитала, а это в том числе достойный уровень образования, медицины, сервиса и возможности досуга. Думаю, нас ожидает активизация проектной деятельности именно в этих направлениях. Плюс к этому будет внедрена городская модель здорового образа жизни, качественного управления туристической привлекательностью. Нужно превратить Алматы в город для всех возрастов и активного долголетия!
Продолжится работа по возврату общественно-значимой территории на тротуарах и улицах, незаконно присвоенных бизнесменами или в результате рейдерского захвата еще во времена прежних градоначальников. Своей очереди на модернизацию и благоустройство также ждут микрорайоны и окраины Алматы.
Если в социально-экономическом развитии южная столица показывает хорошую динамику роста, то по показателям инфраструктуры и экологии (уровню загрязнений) она значительно отстает от уровня развитых городов мира. Необходимо принятие системных мер по качественному улучшению ключевых показателей в этих сферах. Работа в этом плане ведется, следует ее продолжить.
– В городе остается много нерешенных проблем, доставшихся в наследство от предыдущих градоначальников. На какую из них вы бы обратили особое внимание?
– Как я уже говорил, городское пространство должно быть с максимально комфортными условиями для жизни человека. А для этого надо наладить, наконец, работу общественного транспорта. Трудно назвать двухмиллионный город современным, когда в аэропорт (или из аэропорта) курсирует только автобус No 92, а на ж/д вокзал Алматы-2 (и обратно) можно добраться только на троллейбусе No 5. Был даже период, когда в нашу воздушную гавань вообще не заходил ни один маршрутный автобус, все было отдано на откуп таксистам. А ведь алматинцы пожилого и среднего возраста помнят, что в советские времена туда курсировали не только несколько маршрутных автобусов, но и троллейбус.
Так что обеспечить жителям города и гостям южной столицы доступ к общественному транспорту в аэропорту и ж/д вокзале Алматы-2 – одна из первостепенных задач. Пока ни один аким города решить ее не сумел... Видимо, на то есть серьезные причины.
Не красит южную столицу и тот факт, что из-за лихачества водителей автобусов случаются аварии. Анахронизмом является и то, что на остановках звучат громогласные голоса зазывал-кондукторов. Хотя рецепт-то здесь простой – модернизировать сознание работников общественного транспорта. При этом ключевое слово здесь – культура. Надо обучить водителей культуре вождения (к примеру, двигаться с места и тормозить плавно, а не дергаться), а кондукторов – культуре общения с пассажирами.
В общем, как подчеркнул аким города в одном из своих выступлений, для дальнейшего устойчивого развития южной столицы необходимы системный подход, огромные усилия и поддержка самих алматинцев.