8625 19-07-2018, 13:42

Марат Шибутов: «Реакция на белку - это просто модный сегодня настрой на негатив»

На прошлой неделе общественное мнение южной столицы было взбудоражено инициативой городских властей, которые установили на площади перед центром делового сотрудничества «Атакент» непривычную для глаз наших граждан инсталляцию – фигуру огромной белки из соломы. Уровень обсуждения в социальных сетях просто зашкаливал от кипящих страстей. Почему у нас почти всегда в штыки встречают любое начинание властей, причем даже культурологического свойства? Мы попросили Марата Шибутова, известного эксперта и члена Общественного совета Алматы, высказать свое мнение по этому поводу.

Праздник, которого нет

- Как вы можете объяснить те бурные эмоции, которые вызвало у жителей Алматы появление соломенной белки на площади перед «Атакентом»?

- Все дело в яркости этого объекта - его заметности для всех и в то же время простоте. Никто же не хочет анализировать доходы и расходы городского бюджета или выполнение программ - это скучно. А вот обсуждение белки – занятие гораздо более приятное. И легкое.

- Чего за этим больше: общего недовольства работой властей Алматы или же неприятия (непонимания) современных тенденций в обустройстве города?

- Думаю, люди просто не хотят понимать, что в городе должен быть постоянный праздник. Сами они, выезжая в другие страны, восхищаются мероприятиями, которые там проводятся, но плохо относятся к аналогичным алматинским. Более того, я знаю людей, которые говорят: «А в Алматы некуда пойти» в самый разгар сезона, когда постоянно идут фестивали, концерты, выставки и лекции. Или заявляют «В Алматы нет парков». Причем сами перемещаются в основном по маршруту «дом-работа-кабак».

Если люди не хотят и не могут сделать свою жизнь более интересной при всех имеющихся в Алматы возможностях, то это их проблемы, а не городских властей. Зато вон каждые выходные в южной столице куча туристов из областей, которые везде ходят и наслаждаются жизнью. Пусть они приносят бюджету города деньги и сами отдыхают.

- А можно ли предположить, что такое массовое неприятие проистекает из отсутствия в нашем социуме, если так можно выразиться, общей урбанистической культуры?

- Скорее, это просто такой модный настрой на нигилизм и пессимизм – «мы живем в дерьме и на это жалуемся». Вы же сами знаете, что в СМИ и в социальных сетях негатив востребован куда больше, чем позитив. Крайнее проявление этой моды - рассылки в ватсапе про всякие придуманные ужасы вроде бананов с ВИЧ. Все хотят получить свои 15 минут славы, чего бы потом это ни стоило.

У нас сложился целый класс «аttention whore», то есть людей, которые стремятся во что бы то ни стало привлечь к себе максимальное внимание, показывая сиськи и трусы или ругая власть, либо совмещая и то, и другое. Но это же не есть общественное мнение. Сходите на встречи чиновников с населением или на обсуждения общественным советом города (ОС) разных проблем - вот там вы услышите мнения людей, которым есть что терять и которые хотят решать реальные проблемы. Скандалов там, кстати, куда больше, и они намного серьезнее. Просто их гораздо сложнее освещать - это вам не пост с «Инстаграма» стащить и сопроводить заголовком «Казнет возмущен развратным танцем на тое, когда певица N продемонстрировала нижнее белье с национальными узорами…».

Кому интересен неинтересный город?

- А каково ваше личное восприятие этого арт-объекта?

- У него два выдающихся, или лучше сказать, примечательных параметра - размер и материал. Огромный размер и непривычный материал выводят белку из рамок обыденного и вызывают неподдельный интерес. Будь она высотой в один метр и сделана из бетона/дерева, на нее никто внимания бы не обратил. Но тут размер сыграл свою роль. При этом у художника, создавшего этот арт-объект, проявилась просто творческая смелость. Поначалу белка мне не сильно понравилась, но потом, посмотрев на нее в реальности, я изменил свое мнение - все же это круто.

Конечно, если бы в конце ее поджег из огнемета сам Бауыржан Байбек, а затем на фоне горящей скульптуры Кайрат Нуртас спел бы песню группы «Ленинград», это, с моей точки зрения, было бы еще круче. Но в принципе и так неплохо.

- Многие из критиков акцентируют внимание на финансовой стороне вопроса, но ведь в любом случае такая практика не может обойтись без определенных расходов. Насколько обоснованна эта критика?

- На самом деле это пиар города, просто вместо заказа на подготовку статей и сюжетов организуется прикольная акция - и вот ее уже освещают СМИ. Белка обошлась бюджету в 15 миллионов тенге, а одна статья на правах рекламы в казахстанских СМИ стоит 200-500 тысяч, сюжет на телевидение – от 1,5 до 2,5 миллиона тенге, пост от блогера – 50 тысяч. Ну и сами посчитайте, сколько этих публикаций, сюжетов и постов было – получится, что они обошлись намного дороже, чем белка.

Про нее написали ВВС, «Нью-Йорк Пост», некоторые российские СМИ, а это еще дороже. Так что она оказалась гораздо более выгодной и эффективной, нежели госинформзаказ. Алматы в очередной раз показал себя как самый креативный город в Казахстане, да и в регионе тоже. Последняя яркая акция была в Ташкенте, когда там готовили самый большой в мире плов.

Сейчас мир вступает в соперничество городов – какой из них красивее, интереснее и комфортнее других. Так что ничего не поделаешь, пиариться надо по-любому. Иначе туристы не приедут. Кому интересен неинтересный город?..

Кто лучше: наши или чужаки?

- Некоторые упирают на то, что автором инсталляции выступил иностранец. Дескать, у нас есть свои таланты, которым и нужно было доверить такое дело. Что вы думаете по этому поводу?

- Своим доверили 14 арт-инсталляций из 16, а иностранцам (это Шин Шокита и Алекс Ринслер) – лишь две. На сегодня, помимо белки Ринслера, установили еще пять объектов. Позвольте спросить: вы о них знаете? Где фото из СМИ и соцсетей? Где отзывы, неважно какие - положительные или отрицательные? А ведь в современном искусстве главное - не сам арт-объект, а реакция на него. И возникает вопрос: может, надо было пригласить четверых-пятерых иностранцев вместо 14 казахстанцев, раз у заграничных получается хорошо, а у наших не очень? Получается, наши «таланты» очень сильно уступают в креативе иностранцам - нет у них творческой смелости и полета мысли. Скамеечка и деревянная лошадка на колесиках не вызывает такого отклика - и это проблема. Может, надо более жестко подходить к отбору проектов именно в тех случаях, когда за дело берутся отечественные «творцы»? Прежде всего, проверять эскизы на плагиат.

А оценивать такие арт-инсталляции, на мой взгляд, нужно исходя из того, станут ли на их фоне фотографироваться в дни свадеб молодожены или нет. В наших условиях это лучший критерий при оценке городской достопримечательности.

- У нас как-то не принято зондировать общественное мнение. А в данном случае это стоило бы сделать, чтобы не вызывать такой негативной реакции со стороны горожан?

- Управление внутренней политики акимата Алматы постоянно проводит опросы общественного мнения, а, кроме того, делает обзоры СМИ и социальных сетей. Так что о реакции на любые инициативы все известно. А в данном случае можно сказать следующее: пока в «Фейсбуке» писали гневные посты, куча людей пришла на открытие, чтобы посмотреть и заодно сфотографироваться на фоне белки. Да и в другие дни народ постоянно приходил.

Своей истеричной и глупой реакцией на любые инициативы ФБ-сообщество Алматы себя полностью дискредитировало и обесценило общественное мнение в принципе. Сегодня оно ругает белку, потом Розу Рымбаеву, потом еще кого-нибудь – и это уже превращается в фон. А фон никому не интересен, и его никто в расчет не берет. Лично я смотрю и вижу, что в 95% случаев все сводится к формату «поговорят и перестанут», а остальные 5% приходятся на тех людей, которые и без обсуждений в социальных сетях все сделают сами.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии