2622 8-06-2018, 13:57

Сможем ли мы вернуть интерес к чтению?

«Книга – источник знаний», «Чтение – вот лучшее учение», «Всем лучшим во мне я обязан книге» и, наконец, «Книга – лучший подарок». Сегодня все эти слоганы воспринимаются, извините, как нечто замшелое. Увидеть человека с книгой в автобусе, на улице, да где бы то ни было – нонсенс! Возникает ощущение, что нашу жизнь оккупировали гаджеты, они проникли во все щели, они вытеснили книгу из нашего бытия. Мы как бы подзабыли простую истину, что лишь чтение книг является надежным гарантом грамотности человека, что лишь оно дарует умение мыслить. Это особенно важно для тех, кто пребывает за школьной партой.

Почему книга «кусается»?

Но книги нынче не читают. Ни дети, ни взрослые. Зато в кармане у каждого школяра мобильники с самыми крутыми наворотами. До книг ли ему?! И потом: книга, может, и впрямь подарок, но подарок очень дорогой. Особенно книга для детей. Загляните ради интереса в книжный магазин «Меломан», самый крупный в Алматы. Там весь цокольный этаж отдан под детскую литературу. Книги для дошколят, для младшеклассников, для подростков, для «юноши, обдумывающего житье». Полиграфия отменная, праздник для глаз! И проблема – большая проблема! – для родительского кошелька.

Цены и озадачивают, и пугают. Стоимость одной книги – от двух с половиной тысяч тенге (это самая низкая цена!) до четырех с половиной. Родитель в раздумье, родитель в ступоре. Он, может, и понимает значимость книги для духовного роста ребенка, но он уже купил ему дорогущий iPad, чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем среди сверстников.

И с сожалением, с болью почти физической отец семейства расстается с красочным фолиантом, ставит его на место. Дорого. Нет, но вправду очень дорого. Помнится, в своей полуголодной студенческой юности автор этих строк ухитрялся экономить на пятикопеечных ливерных пирожках (их продавали на углу нынешних улиц Байтурсынова и Толе би), чтобы потом, выстояв огромную очередь в книжном магазине, выдержав битву у прилавка, стать обладателем вожделенной книги.

Моя тетушка, опекавшая меня в те годы (она круглые сутки строчила на швейной машинке, добывая кусок хлеба для себя и заодно для меня), внимательно вглядывалась в цену новинки, появившейся на книжной этажерке. То был сверхдефицитный томик избранного Экзюпери.

– Два семьдесят, подумать только,– сокрушалась она.– Это же два кило сахара. Тогда меня коробили эти подсчеты, но сейчас я понимаю ее. Мы экономили на собственном желудке, на здоровье, покупая вожделенные книги, утоляя духовно-эстетический голод.

И сегодня я разделяю горечь родителей, которые выходят с пустыми руками из магазина, где стеллажи прогибаются от изобилия книг. И мне хочется подобно трибуну революции, подобно «лучшему, талантливейшему поэту советской эпохи», обратиться напрямую, в верха:

– Товарищ правительство! Сделай так, чтобы детская книга стала доступна, чтобы цены на нее «не кусались», не потрошили кошелек родителей. Чтобы детская книга все же попала в руки детей.

Ликбез для Митрофанушки и госпожи Простаковой

Теперь, совершив в столь важную экскурсию в книжный магазин и сделав некоторые предварительные выводы, давайте зайдем в школу и поговорим с педагогами. Вот что думает по этому поводу учитель словесности с полувековым стажем Ирина Айманова.

– Книга со времен Гуттенберга вызывала к себе благоговейное отношение и действительно была источником, хранительницей знаний, – говорит она. – Но появился Интернет, появился компьютер.

Как носители информации они намного превосходят книгу. И в этом качестве вернуть былую значимость книги невозможно.

– Да и не нужно! Пусть книга перестала быть единственным источником знаний, но ее духовная и воспитательная значимость осталась прежней. Чтение книги все так же учит человека мыслить, развивает его речь, способствует повышению грамотности. Интернет на это неспособен. Да, он снабжает нас огромным количеством информации, но он отучает думать, он воспитывает интеллектуального потребителя. Интернет сегодня, конечно, неизбежен, необходим, но книгу надо возвращать в нашу жизнь. Или процесс необратим?

– Для какой-то части населения процесс действительно необратим. И все же – я верю в это, я вижу это! – определенная категория наших сограждан пока не поддалась интеллектуальной коррозии. Книга может (и должна!) вернуться к ним как источник духовности, как эстетический ориентир. Но главное – надо приобщать к живому общению с книгой детей, а для этого необходимо повысить значимость уроков чтения в начальных классах, значимость уроков литературы.

Ведь смотрите, что получается: шестиклассник читает текст со скоростью 60-70 слов в минуту, но это уровень третьего класса. То есть, мыслительные процессы у него заторможены. А все потому, что нет навыков чтения!

Что касается грамотности, то здесь, как говорится, тушите свет. Вот ученик сдает тест, анализируя фрагмент художественного произведения. Надо ответить на шесть-семь вопросов: тема текста, его структура, какие эпитеты применены и т.д.

На все вопросы он ответил вразумительно и полно, за каждый ответ ему засчитан балл. За исключением одного пункта – он допустил в своих ответах 12 грамматических ошибок, а это, извините, двойка.

Ну и что? Один балл вычтем, в среднем оценка нормальная. Тест сдан. 12 ошибок как бы и не в счет, и, выходит, особо тревожиться не о чем. И в первом, и во втором случае причина одна: ребенок мало читает.

Лишь начитанность поможет ему справиться и с первой проблемой, и со второй. Для этого он должен взять в руки книгу. Но у него в руках iPad и навороченный мобильник, книга ему как-то не очень нужна.

– То есть дети мало читают?

– Катастрофически мало. А это пробел в знаниях, в духовном развитии. У мало читающих детей умственное развитие пониженное, заторможены мыслительные процессы. Так что быстрота чтения – не самоцель, а средство, позволяющее привести в соответствие с возрастом скорость мыслительных операций, глубину мышления, интеллект. Причем все это работает не только на усвоение языка и литературы, но и на более успешное постижение физики и математики. Есть определенное количество произведений, которые ребенок должен выучить наизусть, это жизненно необходимо для развития его интеллекта. В наши школьные годы мы были обязаны знать эти тексты назубок.

Сейчас согласно учебной программе их количество сокращено до предела. Это делается якобы во благо ребенка, но наносит ему непоправимый вред. Потому что чем меньше текстов ребенок знает наизусть, тем ниже его умственные способности.

Приведу хрестоматийный пример. Одного из крупнейших физиков спросили: что надо сделать, чтобы пробудить в школьниках интерес к математике? Увеличить количество уроков литературы, ответил он. У нас же преподавание литературы сведено к минимуму. И дальше учебная программа по литературе сжимается как шагреневая кожа. Порой возникает ощущение, что к ее разработке привлекали госпожу Простакову из фонвизинского «Недоросля».

Но если говорить всерьез, то нужны кардинальные меры, чтобы вернуть престиж книге, пробудить интерес к чтению. Тут, конечно, могло бы сказать свое веское слово телевидение. А у нас вместо этого взяли да и закрыли каналы «Билим» и «Мадениет».

– Значит, нужно подключать тяжелую артиллерию – телеканал «Хабар»?

– Конечно, нужно. Но от программ «Хабара» веет скукой. Так что привлечь можно, но едва ли от этого будет толк. 

Нужна госпрограмма по возрождению детской книги

– Тогда давайте вспомним советскую практику. Книжные ярмарки,фестивали, конкурсы, литературные олимпиады, «Книжкины именины»… Что еще?

– Это именно то, что сегодня жизненно необходимо школе. «Все новое – хорошо забытое старое». Это сказала портниха Марии-Антуанетты, она подновила старое платье королевы, чем вызвала ее неописуемый восторг. Правда, я от восторгов далека. Знаю лишь одно: инициатива должна исходить сверху, прежде всего, от двух министерств – Министерства образования и науки и Министерства культуры и спорта. Кроме того, нужен инициатор, застрельщик всего этого дела, фигура харизматичная и авторитетная.

К примеру, Мурат Ауэзов. Или Олжас Сулейменов. Думаю, умные люди у нас найдутся. Подключать надо и наших парламентариев. А главное – нужна госпрограмма по возрождению книги, и прежде всего книги для детей.

Если мы, конечно, хотим вырастить грамотных и мыслящих людей. Меня поражает вот что. Государство так или иначе финансирует издание книг.

Так вот, 35 процентов денег, выделенных по госзаказу, идет на издание «взрослой» художественной литературы и лишь 3,1 процента – на издание детских книг. Несправедливо это. А что, если поменять местами эти векторы и хотя бы на время отдать приоритет детской литературе, субсидировать ее издание, чтобы покупателям она обходилась не так дорого, как сейчас, чтобы можно было пополнить ею школьные библиотеки?

Но здесь уже нужна политическая воля. Однажды Билл Клинтон, будучи президентом США, сказал: «Вначале мы мечтали о том, чтобы наши дети научились работать в Интернете, а теперь хорошо бы научить их читать». И в 1995 году Конгресс США выделил колоссальную сумму на летнюю программу чтения. Как видите, в начале было слово, и сказал его сам президент США. И у нас лишь когда глава государства, даст команду, дело сдвинется с места. А так мы можем сколько угодно строить какие угодно планы и сотрясать воздух гневными речами.

Елена Клевцова, учительница начальных классов: «Мы можем потерять это поколение»

Если родители не читают книги, то и дети не будут читать. А чтение в начальных классах ребенку необходимо как воздух, оно увеличивает орфографическую зоркость, воспитывает навыки мышления и речи. Но дети сейчас даже книги читают через Интернет. Книга стоит очень дорого, не каждому родителю она по карману. А в Интернете та же книга, можно сказать, – бесплатно.

Зайди на нужный тебе сайт, кликни нужную тебе книгу – и вот она перед тобой на дисплее. Конечно, исчезает магия живого общения с книгой, но кого это сегодня волнует? Наша новая учебная программа основана на том, что дети сами должны добывать знания. Так что они все равно откроют Интернет и будут брать оттуда все, что им надо. Безусловно, праздники книги, олимпиады, конкурсы и прочие придумки – это хорошо, но они опять же лягут на плечи учителей, а мы и без того загружены сверх меры. Конечно, книга крайне нужна и ребенку, и взрослому. Но книга, особенно для детей, должна стать намного дешевле. Как это сделать, пусть подумают государственные мужи. Наверно, тут действительно необходима госпрограмма, потому что это потребует немалых средств из бюджета, но родители должны иметь возможность купить книгу и принести домой. Книгу надо культивировать в семье, а ребенка следует приобщать к ней с дошкольного возраста, чтобы он с интересом рассматривал картинки, просил почитать, что там написано. Потом, освоив азы чтения, он с не меньшим интересом будет читать эту книгу самостоятельно. Делать это надо незамедлительно, иначе мы можем потерять в нынешних школьниках целое поколение читателей. Людей духовных, эстетически развитых, нацеленных на поиски истины.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии