СУББОТА, 28 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА
1128 Вчера, 12:38

Зачем чиновники тратят миллиарды на бесполезные исследования?

Мода на социологические исследования и консультационные услуги родилась среди отечественного чиновничества в тучные годы, в условиях бурного роста цен на «черное золото». Именно тогда за государственный счет начали тоннами заказывать опусы – как действительно необходимые для страны, так и те, что способны только потешить эго инициаторов исследований.

Эта мода не просто сохраняется по сей день, но и приобретает с каждым годом все более гипертрофированные формы и все чаще напоминает банальное отмывание денег.

Недавно при обсуждении поправок в республиканский бюджет спикер мажилиса Нурлан Нигматулин поднял вопрос о целесообразности увеличения расходов на социологические исследования и консалтинговые услуги, заказчиками которых выступают практически все министерства и ведомства.

«В бюджете на 2018 год на проведение социологических исследований семнадцатью госорганами уже заложено 7,2 миллиарда тенге. В сегодняшнем уточненном бюджете опять же на социологические исследования дополнительно закладывается сумма в 3,3 миллиарда тенге», – обозначил масштабы явления председатель нижней палаты парламента. Слетевшие с его уст слова заставляют еще раз задуматься над тем, почему чиновники ежегодно так бессмысленно и беспощадно закапывают в песок миллиарды тенге.

Несколько лет назад мы уже задавались этим вопросом, пытаясь разобраться, на чем реально могли бы сэкономить средства госорганы в период бюджетного дефицита. Но, видимо, зачастую бестолковые по своей сути, неспособные повлиять на выстраивание государственной политики исследования представляют для чиновников большую ценность, чем, например, служебные автомобили иностранного производства. От последних они, пусть и под давлением, хотя бы согласны отказаться. С консультациями и соцопросами куда сложнее. Охоту к ним не смогли отбить никакие экономические кризисы. Даже тогда, когда бюджет резали, невзирая на перитониты, снежный ком разного рода аналитических отчетов и записок только нарастал.

Да, бывает, что госорганы, заказывая такого рода услуги, ставят целью решение актуальных и даже общенациональных задач. Но нередко складывается ощущение, что опросы организуются ими ради опросов, а консультации – ради консультаций. Главное – процесс, тогда как результат, да и здравый смысл вторичны.

В годы экономического кризиса, когда высшее руководство страны с экранов телевизоров говорило о необходимости «затянуть пояса», госорганы продолжали тратить бюджетные деньги на исследования, необходимость которых на тот момент, как минимум, вызывала сомнения. Например, Комитет по делам женщин, семьи и демографической политики тогда приспичило исследовать «роль семьи в обществе с учетом национальных традиций и менталитета населения». Остается загадкой, зачем вообще нужны были эти знания, если результаты исследования так и остались всего лишь результатами, и никаких выводов из них, скорее всего, сделано не было. По крайней мере, на это откровенно намекает тот факт, что уже в следующем после проведенного соцопроса году в стране возрос процент разводов, и Казахстан вошел в первую десятку стран по количеству распавшихся семей.

Из этой же серии проводившиеся несколько лет подряд тогда еще Министерством культуры и информации социологические исследования, направленные на «изучение отношения населения к государственным символам Республики Казахстан с целью выработки мер по патриотическому воспитанию казахстанцев». Дело это, может быть, и нужное, хотя возникает вопрос: с чего это чиновники усомнились в почитании гражданами собственных герба, флага и гимна? Да и частота таких исследований выглядит достаточно нелепо – замеры настроений проводились каждый год. Неужели инициаторы опросов всерьез полагали, что отношение населения к символам государства может кардинально меняться из года в год? Конечно, дыру в бюджете эти экзерсисы не прорвали, но несколько миллионов тенге, похоже, все же вылетело в трубу. Об этом можно судить хотя бы по тому, что после очередного «мозгового штурма», организованного министерством, государственная программа по патриотическому воспитанию казахстанцев, в рамках которой ведомство и двигалось как заказчик, приказала долго жить – указом президента страны она утратила силу.

Конечно же, такое распыление госсредств в стиле «ни уму, ни сердцу» не могло не остаться незамеченным. Одним из первых в ситуацию попытался вмешаться бывший премьер-министр Карим Масимов. Именно из-под его пера летом 2016 года вышло распоряжение «О создании комиссии по вопросам рассмотрения тематики аналитических и социологических исследований, финансируемых из республиканского бюджета, и совместных исследований с зарубежными организациями». Одной из основных задач комиссии было обеспечение более эффективного использования бюджетных средств. Она состояла преимущественно из заместителей министров, и ей предписывалось оценить соответствие исследований приоритетам социально-экономического развития страны, а также исключить встречающееся тематическое дублирование, которое вело к двойным расходам.

На первый взгляд, если проанализировать данные портала госзакупок, ситуация изменилась. По крайней мере, основной акцент был сделан на выявлении проблем, существующих в религиозной и межэтнической сфере, что действительно важно для сохранения стабильности в государстве. Но по-прежнему встречаются и весьма оригинальные темы. Например, недавно управление внутренней политики Акмолинской области озаботилось уровнем доверия населения региона к правоохранительной системе. Только вот вопрос: с какой целью? Удовлетворить любопытство? Если бы тематика исследования касалась исключительно местной полицейской службы, работающей напрямую с акиматом, был бы другой коленкор. Но как управление внутренней политики отдельно взятой области, не имеющее причинноследственных связей с Министерством внутренних дел и Генпрокуратурой, намеревается в случае отрицательного результата влиять на повышение этого самого доверия, непонятно.

И, видимо, далеко не случайно спикер мажилиса сегодня вновь поднимает вопрос об адекватности дорогостоящих исследований и даже призывает «разобраться» в этом деле. С ним трудно не согласиться, поскольку даже исследования, проводимые по вполне актуальным вопросам и способные получить прикладное значение, нередко оборачиваются пшиком.

Например, пару лет назад отдел внутренней политики Осакаровского района Карагандинской области объявил о проведении соцопроса среди жамагатов и жителей района с целью выявить их религиозные взгляды. Но «выявление» не было самоцелью. В качестве основной задачи называлось «оказание реабилитационной (предупредительно-профилактической), консультативной, адаптационной помощи лицам, попавшим под влияние радикальных религиозных групп и организаций». Победители конкурса должны были провести серию мероприятий по идеологическому разубеждению и социально-психологической реабилитации сторонников радикальных религиозных течений и членов их семей, привитию им духовных традиций и ценностей казахстанского общества.

Инициаторам идеи можно было бы только поаплодировать – все-таки это редкий случай, когда бюджетные средства тратятся не на говорильню, итогом которой, скорее всего, стал бы красиво оформленный отчет, обреченный лечь под сукно в каком-нибудь высоком кабинете, а на непосредственную локализацию конкретных проблем. Но ключевым тут является «могли бы». Районный акимат как организатор конкурса настаивал на том, чтобы исполнители в течение месяца провели с «контингентом» не менее десяти индивидуальных встреч, привлекли не менее трех специалистов, имеющих духовное теологическое образование, из которых, как минимум, один должен обладать еще и знаниями в области психологии. И выделил под выполнение задачи всего ничего – 219 тысяч 643 тенге.

Все это наводит на мысль о том, что затея превратилась в обыкновенную профанацию, или, если так можно выразиться, в борьбу за «галочку». Во-первых, вылечить за десять сеансов и обратить в свою веру даже одного «споткнувшегося» почти нереально. А во-вторых, серьезные специалисты просто не возьмутся решать такие сложные задачи за столь скромный гонорар. Даже если предположить, что все 219 тысяч тенге, выделенные акиматом, уйдут исключительно на оплату услуг теологов, то получится в среднем чуть больше 70 тысяч тенге на нос при средней зарплате по области на тот момент в 128 тысяч тенге. И это если они сумеют уложиться в один календарный месяц и справятся с заданием собственными силами. Но в любом случае указанной суммы явно недостаточно для установленного объема работ, отягощенного к тому же огромным объемом еще и бумажной волокиты.

Вызывает вопросы и разброс цен, которые, как показывает все тот же портал госзакупок, аршином общим не измерить. Суммы колеблются от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов тенге, и нередко в разных регионах наблюдается огромный разрыв в оценке стоимости услуг по одной и той же тематике.

Еще один момент, на котором хотелось бы заострить внимание, – степень объективности социологических изысканий. Насколько можно верить их результатам? Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку, и вряд ли заказчик будет удовлетворен результатами исследования, которые свидетельствуют, допустим, о его несостоятельности или неэффективности как госоргана. И здесь возникает резонный вопрос о том, что хотят получить в итоге заказчики – реальную картину положения дел или своего рода индульгенцию?

И это далеко не праздный вопрос. Ведь тем же социологам приходится «разворачивать лодку» на 180 градусов. У них за годы работы на рынке сформировались пулы и хулителей, и хвалителей, и решение, кому они будут отдавать предпочтение при выполнении государственного социального заказа, скорее всего, очевидно.

Конечно, можно долго рассуждать о честности, профессионализме и полном отсутствии самоцензуры. Но они так и останутся красивыми и правильными словами. Однажды мне довелось участвовать как респонденту в опросе – он проводился по заказу крупного автомобильного дилера, которому необходимо было отправить его результаты в материнскую компанию. Так вот, когда я пела дифирамбы и падала ниц перед заслугами наладивших успешный бизнес предпринимателей, меня слушали более чем внимательно, но когда я начала высказывать претензии к уровню сервиса и присутствию в рядах профессионалов откровенных профанов – просто бросили трубку. Наверняка мое мнение никак не вписывалось в заранее оговоренный «формат»...

Госзаказ на социологию и консалтинг, безусловно, нужен. Но обязательно ли раздувать этот рынок до размеров мыльного пузыря? Очевидно, что ему давно уже пора придать здоровые рамки, и очень хочется верить, что заявление председателя нижней палаты парламента этому поспособствует. В противном случае финансовые затраты в этой сфере грозят вырасти до сумм с девятью нулями, а эффект от них так и останется практически нулевым.

 

Автор: Юлия Кисткина

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение