Заслужили ли чиновники ежегодные бонусы?
Казахстанские чиновники, которыми зачастую детей на ночь можно пугать, теперь будут работать за бонусы, выплачиваемые по итогам года. Их размер, по меркам обывателя, более чем солиден. Речь идет, как минимум, о четырех месячных окладах на каждого госслужащего. «Потолок» – 12 окладов. Но заслужили ли наши чиновники такие поощрения?
Бонусная система оплаты труда, конечно же, не является чисто казахстанским ноу-хау. Подобный подход практикует в государственных органах США, Сингапура, Малайзии, Новой Зеландии и ряде других стран, которые относятся к экономически развитым. Но вряд ли, рассуждая об адекватности внедрения бонусов, стоит отталкиваться только от экономических показателей.
По крайней мере, если учитывать наши, чисто казахстанские, реалии. Пока новшество апробируют на нескольких госорганах. В качестве «подопытных» выбраны Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, акиматы Астаны и Мангистауской области, а также Министерство юстиции. Безусловно, в ходе обкатки будут сглажены шероховатости и острые углы, отработаны конкретные механизмы и тактика. Но вот что касается стратегии, то вряд ли в ходе эксперимента что-то прояснится. С высокой долей вероятности можно предположить, что ответа на вопрос, достойны ли наши чиновники бонусов в принципе, мы не получим. Безусловно, есть немало грамотных и эффективных госслужащих, живущих по законам, а не по понятиям. Для них даже устраиваются ежегодные конкурсы на звание лучшего из лучших. Но общая картина, увы, далека от идеальной.
Еще два с половиной года назад глава государства говорил о том, что на госслужбе много бесполезных людей – «один работает, остальные у него на шее». И ситуация нисколько не меняется. В феврале прошлого года президент вновь вернулся к этой проблеме: «Я знаю, что если в отделе сидят 15 человек, то все выезжают на троих, которые пашут день и ночь, и голова у них работает. А остальные переставляют ручки. Все же знают, что это так. Зачем такой работник? Лучше уволить, а эту зарплату раздать хорошо работающим людям». Неоднократно Лидер нации делал акцент и на проблемах другого рода.
Приведем лишь несколько цитат: «Нельзя не видеть, что административная государственная служба зависима от политического уровня. Это политизирует принятие решений, даже в тех случаях, когда необходимо профессиональное управление без всякой политики. В госаппарате вокруг определенного покровителя формируются команды. Команды эти часто состоят из родственников и приближенных, взятых по принципу землячества, а не профессионализма». «Готовишь человека столько лет на разных должностях, терпишь, лелеешь, выращиваешь... Говорят, команду собирают, а команда потом превращается в банду, как в Атырауской области».
Добавляют штрихи в этот портрет и голые факты. Только за последние три года почти три тысячи должностных лиц были привлечены к ответственности за коррупционные правонарушения. Прошлый год и вовсе запомнился громкими разоблачениями. В одном только Министерстве обороны реальные сроки за хищения получили 11 высокопоставленных чиновников. Согласно материалам дела, суммы взяток исчислялись миллионами тенге, а, кроме того, чиновники-коррупционеры получали от руководителей частных фирм подарки в виде телефонов iPhone 6s. Несмотря на принятый Кодекс чести, который фактически запрещает госслужащим пускать слюну на разного рода подношения, количество принимаемых ими подарков только растет. Это видно хотя бы на примере Западно-Казахстанской области. Выступая недавно в региональной Службе центральных коммуникаций, руководитель департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по ЗКО, председатель совета по этике Булат Исаков откровенно заявил: «Если в 2016 году подарки в специальный фонд были сданы на сумму почти 69 тысяч тенге, то в 2017-м – уже на сумму 227 тысяч тенге».
Но проблема заключается далеко не только в коррупции. В прошлом году научно-исследовательский центр «Білім» по заказу Программы развития ООН и при поддержке Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции провел исследование, в ходе которого выяснились пикантные подробности работы госслужащих.
«Значительную роль в продвижении по службе играют патронаж, трайбализм и личные связи. На рабочем месте сталкивались со случаями дискриминации по уровню образования, престижности вуза, происхождения, знания языка, социально-имущественного происхождения, пола около 15 процентов госслужащих. 17,9 процента участвовали или наблюдали разговор на повышенных тонах, переход на личности, мат при решении рабочих вопросов. Еще 2 процента госслужащих отметили случаи рукоприкладства и другие виды запугивания при разрешении рабочих конфликтов, около 2-х процентов говорили о том, что есть нежелательные знаки внимания с сексуальным подтекстом, а в 1,4 процента случаев были случаи сексуального домогательства со стороны начальства или других сотрудников».
Все эти нюансы работы госслужащих авторы идеи и предлагают «заполировать» бонусами. Как было заявлено, новая система оплаты труда учитывает характер, объем и результаты выполняемой госслужащими работы. Госорганы будут оцениваться по выполнению стратегических планов, министры и акимы – по специальным индикаторам, базирующимся на таких критериях, как качество госуслуг, качество жизни, привлечение инвестиций. В итоге госслужащим будет выплачиваться бонус за конкретные результаты работы, а квартальные и праздничные премии исчезнут.
Но тут возникает резонный вопрос: а судьи, собственно, кто? Конечно, нам обещают, что чиновников будут «сканировать» самыми современными методами, после чего их поделят на четыре категории: превосходные, эффективные, удовлетворительные и неэффективные, и бонусы достанутся только тем, кто попадет в первые две группы. Но ранжировать их будут … сами руководители госорганов. Оригинальности такого решения хочется поаплодировать. Как, собственно, и другим механизмам, призванным стимулировать чиновников прыгать выше и дальше.
Как выясняется, «каждый государственный орган будет формировать свой отдельный бонусный фонд. Его размер будет прямо пропорционален уровню эффективности деятельности государственного органа по всем направлениям деятельности. При таких условиях каждый госслужащий будет заинтересован в достижении результатов». Впрочем, даже если госслужащие продолжат жить и работать по старинке, ничуть не заботясь о том, чтобы карабкаться вверх с намерением выполнить пятилетку за три года или догнать или перегнать Америку, не факт, что они останутся без бонусов.
Как недавно сообщила заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Айгуль Шаимова, «размер фонда будет зависеть от эффективности государственного органа в целом. Если госорган не будет достигать целей, которые перед ним поставлены, то его бонусы будут уменьшаться». Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества. И столь размытые рамки, которые всегда можно будет «подвинуть», не могут не вызывать вопросов. В частности, относительно готовности отечественного госаппарата к внедрению подобного рода ноу-хау. Понятное дело, что отягощенная грузом хронических проблем госслужба вряд ли способна по мановению волшебной палочки превратиться в эффективно работающую корпорацию, где каждому воздается исключительно по заслугам.
А если завязать всю это горючую смесь на бонусы в нашем исполнении, то вряд ли стоит рассчитывать на то, что не рванет. Такие опасения высказывались экспертами на протяжении всего прошлого года.
Наиболее взвешенным выглядит мнение ассистент-профессора Высшей школы государственной политики «Назарбаев Университета» Салтанат Джаненовой на портале vlast.kz. Говоря об опыте стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на который и ориентировались казахстанские разработчики данного новшества, она заявила: «Руководить системой оплаты труда госслужащих по результатам крайне сложно. Для этого требуется совершенная система управления кадрами, которой на сегодняшний день нет во многих странах ОЭСР. В большинстве стран ОЭСР коллективный компонент составляет более 80 процентов от всей заработной платы, что указывает на поверхностный характер системы оплаты труда по результатам в этих государствах». И сделала следующий вывод: «В казахстанском контексте, когда до сих пор наблюдаются командные перемещения и патронажная система, оплата труда по результатам может потенциально использоваться для поощрения людей, приближенных к руководителю госоргана, и оказания личных услуг. При введении бонусной системы, зависящей от результатов работы, крайне важно свести к минимуму воздействие личных отношений на решения, касающиеся найма персонала, оценки и движения по карьерной лестнице».
Другими словами, с большой долей вероятности можно предположить, что негативные тенденции в системе только усилятся. К гадалке не ходи, но даже ради очень больших денег чиновники не перестанут «грешить» – драться друг с другом, садиться пьяными за руль, брать взятки, превышать должностные полномочия, проявлять некомпетентность и непрофессионализм. Это уже не раз было доказано опытным путем. Только теперь за это им еще и «доплачивать» будут…
Многие, конечно, могут возразить: мол, казахстанская система госслужбы находится на пороге новых открытий, и делать однозначные выводы преждевременно. Так-то оно так. Но реформы в этой сфере столь же регулярны, как снег зимой и жара летом. Мы постоянно что-то модернизируем, подправляем, подрисовываем, но при этом общая картинка почему-то не становится лучше. Может, потому, что любая реформа несостоятельна без наличия всепоглощающей системы контроля и жесткого наказания провинившихся чиновников? А именно этого все еще не хватает нашей системе госслужбы. Пока чиновников на вшивость проверяют вышестоящие начальники, которые в случае выявления нарушений сводят дело к «малой крови», вряд ли стоит надеяться на то, что ситуация изменится.
Автор: Юлия Кисткина
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!