«Шалости» казахстанских штангистов с допингом привели к тому, что их отстранили от участия в стартующем сегодня, 28 ноября, в США чемпионате мира. Впервые с момента обретения независимости они пропустят крупнейшие международные соревнования. Но послужит ли случившееся уроком на будущее? Сомневаться в этом заставляет отношение к оскандалившимся атлетам со стороны и многих чиновников, причем не только спортивных, и немалой части рядовых казахстанцев.
Немецкий специалист обвиняет…
Казахстан – далеко не единственная страна, штангисты которой подверглись дисквалификации. В этот список попали также Россия, Украина, Беларусь, Азербайджан, Армения, Молдавия, Турция и Китай. Как видим, преимущественно постсоветские и азиатские страны. Кстати, на их долю пришлись 27 из 45 медалей (в том числе 12 из 15 золотых), разыгранных на предыдущем чемпионате мира. То есть названные страны – это «цвет» мировой тяжелой атлетики. Впрочем, о том, как они добивались успехов, теперь, в свете открывшихся обстоятельств, можно строить определенные предположения.
Печальное лидерство принадлежит Казахстану и России – по 10 положительных результатов проб, взятых на Олимпийских играх 2008-го и 2012-го. Впрочем, членов комиссии, которую Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) создала для выработки санкционных мер к нарушителям антидопингового законодательства, возмутило не только количество спортсменов, попавшихся на применении запрещенных препаратов, но и отношение к ним в их странах.
Член комиссии, президент немецкой федерации тяжелой атлетики Кристиан Баумгартнер привел в качестве иллюстрации Казахстан, причем в выражениях он не стеснялся: «У любого человека должно вызвать отвращение такое количество положительных результатов. Эти национальные федерации явно жульничали. Требования и Международного олимпийского комитета, и IWF заключаются в том, чтобы эти страны и их федерации взяли на себя ответственность за чистоту спорта, и тот факт, что некоторые из них не могут изжить мошенничество, - это не вина IWF. Возьмите Казахстан. Если вы посмотрите на то, как там до сих пор чествуют Илью Ильина, то убедитесь, что и он, и казахстанское общество не понимают, что такое допинг. У них нет угрызений совести, и я не знаю, можно ли это изменить».
Ну, ладно, прошлогодние заявления спикера сената Касым-Жомарта Токаева, министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы и других представителей политического истеблишмента в поддержку Ильина спишем на то, что тогда они многого еще не знали. Но вот недавний случай. В августе с.г. во время посещения главой государства национально-культурного комплекса «Этноаул» аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев подвел к нему Ильина. Разумеется, президент произнес положенные в такой ситуации слова. Спрашивается: зачем это нужно было Кушербаеву? Чтобы лишний раз похвастать тем, что именно руководимый им регион вырастил двукратного (правда, теперь уже бывшего) олимпийского чемпиона? И чего аким добился? Ведь, скорее всего, именно такие факты имел в виду Баумгартнер.
Или вот, результаты опроса, проведенного порталом Nur.kz летом прошлого года. Им были охвачены около семи тысяч человек. На вопрос «Считаете ли вы Илью Ильина, несмотря на скандалы, героем Казахстана?», 67 процентов наших соотечественников дали положительный ответ, 25 процентов – отрицательный, 8 – затруднились ответить. Если с тех пор ситуация и изменилась, то ненамного. Об этом можно судить и по комментариям в соцсетях, и по той овации, которую устроили штангисту болельщики совсем недавно, 5 ноября, на хоккейном матче «Барыс» - ЦСКА в Астане (а телевизионщики с удовольствием показали радующегося такому приему спортсмена на всю страну).
Кстати, за пять дней до этого в Интернете появилось получившее большой резонанс интервью Ильина, и в нем спортсмен произнес слова, которые можно трактовать как признание им своей вины. Он заявил: «…Но я знаю это так же, как знал, что однажды меня дисквалифицируют!». Журналист переспросил: «Знал, что дисквалифицируют?», на что Ильин ответил: «Да. После Пекина. Кто-то мне сказал, что может быть реанализ через несколько лет. И тогда эта мысль во мне поселилась. Был к этому готов, а через 8 лет – бац!». Получается, после Олимпиады-2008 он узнал, что когда-нибудь будет повторное вскрытие проб (такое решение было принято незадолго до этого), и приготовился к возможному наказанию. Тогда как в случае, если он выиграл чисто, в нем вряд ли «поселилась» бы такая мысль.
Но даже это признание не особо повлияло на отношение к нему со стороны многих казахстанцев.
Если мы не хотим стать страной-изгоем…
В нашей стране продолжают муссировать тему гонений на казахстанский спорт, который МОК и Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) якобы решили «потащить прицепом» за ненавистным им российским. Но такая позиция крайне непродуктивна. В РФ, если верить результатам опросов, общественное мнение настроено к фактам использования запрещенных стимуляторов пожестче, чем в Казахстане, однако это не спасает ее от все новых и новых санкций, в том числе основанных лишь на косвенных уликах. Буквально на днях у России отобрали еще несколько наград, завоеванных на Играх-2014 в Сочи, вследствие чего она лишилась первого места в медальном зачете. Существует вероятность того, что ее не допустят к участию в предстоящей зимней Олимпиаде-2018 – решение по этому вопросу, как ожидается, будет принято 5 декабря на заседании исполкома МОК.
Как бы мы ни относились к политике МОК и ВАДА (даже если допустить, что она строится на принципах двойных стандартов), у нас нет иного выхода, кроме как строго выполнять их требования и формировать в нашем обществе, выражаясь модным ныне языком, нулевую терпимость к главному злу современного спорта. Мы ведь не собираемся стать государством-изгоем для международного олимпийского движения. Мы ведь не хотим, чтобы из-за тех, кто прибегает к запрещенным препаратам, страдали «чистые» атлеты, которые годами пахали ради того, чтобы попасть на Олимпиаду (с чем столкнулись сегодня многие российские спортсмены). Мы ведь против дальнейшего падения имиджа казахстанского спорта, а значит, и всей страны в глазах мирового сообщества. А призывы некоторых горячих голов выйти из состава МОК и проводить вместе с рядом других стран, несогласных с ее политикой, свои соревнования, даже комментировать как-то неудобно.
Да, возможно, сложившаяся в мировом спорте система борьбы с допингом несовершенна, избирательна и политически ангажирована, но нельзя не признать ее достижений. Например, вспомните, какой была ситуация в шоссейных велогонках в середине «нулевых» годов (уголовные расследования, масштабные полицейские операции, чуть ли не ежедневные сообщения о дисквалификации гонщиков – кстати, в этом году исполнилось десять лет скандалу с участием звезд «Астаны» Александра Винокурова и Андрея Кашечкина) – и сравните с днем сегодняшним. Прогресс очевиден.
Трудно согласиться и с мнением, что антидопинговые службы закрывают глаза на прегрешения спортсменов из стран Запада. В том же велоспорте дисквалификации, невзирая на заслуги и регалии, подвергались французы, немцы, американцы, итальянцы, испанцы, датчане, голландцы… А вспомните громкие скандалы с шестью финскими лыжниками на домашнем для них чемпионате мира 2001 года (это дело «раскрутили» финские же журналисты), со сборной Австрии на зимней Олимпиаде-2006. Или недавнюю историю со «звездной» норвежской лыжницей Терезой Йохауг.
Но в данном случае важно даже не это, а реакция властей и общественности. Скажем, в Финляндии, которая из-за упомянутого скандала надолго потеряла свои лидирующие позиции в лыжных гонках, было долгое судебное разбирательство, а позже троих, в том числе призера шести Олимпиад (!) и почти национального героя Харри Кирвесниеми, осудили на полгода условно. Такой же срок, но уже реальный тюремный, получила в США уличенная в применении допинга знаменитая бегунья Мэрион Джонс – за лжесвидетельство, то есть за то, что во время суда отрицала выдвинутые в ее адрес обвинения.
Вы можете представить себе что-нибудь подобное у нас в Казахстане?
«Наши» и «не наши»
Вовсе не призываю начать судебное расследование в отношении наших штангистов, хотя, возможно, такой процесс стал бы очень поучительным для всех спортсменов Казахстана, особенно молодых, и позволил бы избежать новых скандалов, серьезно бьющих по репутации страны. Для начала нам следует хотя бы изменить свое отношение к допингу и к тем, кто пользуется нечестными методами достижения спортивных результатов.
Разве это нормально, когда дважды – в 2013-и 2015-м – уличенного в применении запрещенных препаратов тяжелоатлета Жасулана Кыдырбаева назначают заместителем директора специализированной спортивной школы в Алматы, где готовят будущих олимпийцев (и профильный министр с гордостью сообщает об этом), а того же Ильина – советником директора ДШНК Комитета по спорту? Эти назначения состоялись год назад, уже после того, как международная федерация лишила их титулов и дисквалифицировала. А в парламенте страны от партии власти сегодня заседает Ольга Шишигина, которая стала одной из первых в нашей стране, кто попался на применении допинга – еще в 1996-м. Какая после этого может быть нулевая терпимость?
Причина такого положения дел видится в том, что у нас и в чиновничьей среде, и в общественном мнении сохраняется искаженное представление о том, что допустимо, а что нет. «Он, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын», «своим все позволено», «своих не сдаем» - эти и другие такого же рода принципы, замешанные на ложно понимаемом патриотизме, прочно засели в сознании многих из нас.
Например, мы гневно возмущались, когда на последней Олимпиаде в финальном поединке с россиянином засудили нашего боксера Василия Левита. И мы же радовались более чем сомнительной победе «Астана Арланс» над «Украинскими атаманами» в финале Всемирной серии бокса сезона-2013, когда в ряде боев рефери нагло подсуживали казахстанскому клубу. Или, скажем, в футбольном первенстве страны часто бывает такое, что болельщики требуют сурово наказать команду-соперницу за то или иное нарушение регламента чемпионата и при этом находят кучу оправданий для той, за которую они болеют и которая допустила аналогичный прокол. Отсюда же проистекают и призывы поддержать, не дать в обиду «своих», пусть даже прибегающих к недостойным методам ведения спортивной борьбы: ведь это «наши», ведь это так патриотично – встать на их защиту.
И до тех пор, пока мы будем с разными мерками подходить к «своим» и к «чужим», пока не поймем, что любая конкуренция, а спортивная особенно, должна быть, прежде всего, честной, с соблюдением всех писаных и неписаных правил, и что это намного важнее наших симпатий и антипатий, - ничего не изменится…
Автор: Женис Байхожа