Машиностроение – важнейшая отрасль в экономике любой промышленно развитой страны. Казахстан в этом плане не является исключением. Лидер нации Нурсултан Назарбаев называет машиностроение «острием индустриализации» и всемерно поддерживает его развитие.
Серьезный машиностроительный «задел» наше государство начало создавать давно. Но в период расцвета отрасль входит только сейчас благодаря программе индустриально-инновационного развития, которая стала для нее серьезным стимулом к росту. Как говорит Нурсултан Назарбаев, «создание мощного, высокопродуктивного машиностроения является одним из приоритетных направлений экономического развития страны. Государство оказывает отрасли всемерную поддержку и создает все необходимые условия для привлечения в нее стратегических инвесторов и внедрения масштабных инноваций».
Формируемый сегодня в республике комплекс полноценного машиностроения с высокой долей локализации не только позволяет Казахстану перейти на новый уровень индустриального развития, но и существенным образом способствует решению стоящей перед нашей экономикой задачи снижения зависимости от нефтяного сектора.
За последнее пятилетие количество предприятий в этой отрасли выросло в разы. В рамках Карты индустриализации запущено более ста проектов. При поддержке государства налажено производство новых конечных видов продукции. Это мобильные буровые комплексы, электровозы, локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны, бульдозеры, легковые и грузовые автомобили, вертолеты.
Отрасль динамично набирает обороты. Согласно данным министерства по инвестициям и развитию, за восемь месяцев текущего года произведено продукции машиностроения более чем на 550 миллиардов тенге, или на шесть процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Отмечается значительный рост выпуска легковых автомобилей – в 4,7 раза, железнодорожных вагонов – в 9 раз, трансформаторов – вдвое. В целом же доля машиностроения в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности достигла порядка десяти процентов.
Из 14 секторов, объявленных приоритетными на период второй пятилетки индустриализации, шесть относятся к рассматриваемой сегодня отрасли. «У этого индустриального направления есть большой потенциал для развития. Можно создать предприятия, продукция которых не только заполнит отечественный рынок, но и будет способна в перспективе успешно конкурировать с иностранными аналогами, - считает глава «Союза машиностроителей Казахстана» Мейрам Пшембаев и добавляет. - Машиностроение является драйвером ускоренной технологической модернизации нашей экономики, и нам необходимо как можно быстрее выходить на те глобальные экосистемные ориентиры, которые мы перед собой поставили, чтобы соответствовать трендам 4.0. То есть чем выше технологий, компетенций у машиностроителей Казахстана, тем больше будет возможностей для того, чтобы не только реализовывать нашу продукцию внутри страны, но и выходить на внешние рынки. Перед нами стоит глобальная задача - завоевывать рынки соседних государств, увеличивать экспорт, не останавливаться на том, что мы производим, а это и автомобили, и нефтегазовое оборудование. Наш рынок очень узкий, но у нас есть хорошие перспективы в плане экспорта продукции в соседние страны. Мы активно работаем и с иностранными партнерами. Сегодня экспорт машиностроительной продукции Казахстана осуществляется в такие страны, как Россия, Китай, страны СНГ, Африки».
В рамках второй пятилетки в Карту индустриализации, реализация которой рассчитана на 2015-2019 годы, включены масштабные проекты, реализация которых позволит не только укрепить отрасль в целом, но и существенно переформатировать экономику Казахстана. В их числе строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в Усть-Каменогорске; завод по выпуску силовых-тяговых аккумуляторных батарей в Семее; расширение и обновление производства малых катеров в Уральске; производство емкостных трансформаторов напряжения и конденсаторов повышенной мощности в Усть-Каменогорске; производство мостовых и козловых кранов в Караганде; создание предприятия по крупноузловой сборке электропогружных установок в Кызылорде; завод по выпуску железнодорожных осей и формированию колесных пар в Экибастузе; производство силовых трансформаторов в Сайрамском районе ЮКО; строительство завода по производству кабельно-проводниковой продукции с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение до 220кВ в Алматы и многие другие.
И в заключение стоит привести слова президента страны Нурсултана Назарбаева: «Комплексная модернизация машиностроительной отрасли и ее системные продвижения на международном уровне будут способствовать повышению глобальной конкурентоспособности Казахстана и его вхождению в число 30 ведущих государств мира».
Фото: Око планеты