939 29-09-2017, 12:00

Время глубоких сдвигов

В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев особо остановился на категории «прагматизм», поскольку, по его мнению, процесс модернизации невозможен без изменения устоявшихся взглядов и стереотипов. Как подчеркнул Елбасы, ретроспективный взгляд на национальную историю свидетельствует о том, что в ней немало примеров подлинного прагматизма.

Иными словами, глава государства предложил обществу и каждому из нас попытаться найти ответы на вопросы сегодняшнего дня в практике дня вчерашнего, а если потребуется, и позавчерашнего. Это очень рациональный и разумный подход. Ведь, как показывает весь ход мировой истории, народ, который не заглядывает в свое прошлое, не имеет будущего. Тем более что в интеллектуальном наследии, доставшемся нам от минувших веков, есть непреходящие ценности, которые могут служить ориентирами и в нашей сегодняшней деятельности.

Своими словами президент страны послал обществу очень принципиальный месседж о важности извлекать рациональные зерна из практики прошлого и уметь мыслить категориями исторического порядка. Способность улавливать веяния времени, приспосабливаться к новым условиям, смотреть вперед проистекает из умения осмысливать и тщательно анализировать аккумулированный опыт предшествующих поколений. Для Казахстана это особенно актуально с учетом уникального и экологически правильного уклада жизни, которого на протяжении столетий придерживались наши предки. В современных условиях, когда планетарного масштаба достигли проблемы сохранения среды обитания, исторический опыт казахского социума по прагматичному и экономному использованию природных (прежде всего, земельных) ресурсов актуален как никогда.

Мировая история показывает, что становление новой государственности идет через преодоление многочисленных трудностей и противоречий. И здесь возникает некоторый парадокс, связанный с использованием опыта прошлого, так как не все в нем представляется рациональным и бесспорным. Это особенно бросается в глаза при оценке экологически негативных явлений, с которыми мы столкнулись в советскую эпоху. Как не вспомнить печальную судьбу Аральского моря, которая стала следствием непрагматичного отношения к окружающей среде. Но даже такой негативный опыт имеет свою ценность, если из него извлечь своевременные и правильные выводы. Поэтому мы больше не может позволить себе повторения ошибок такого свойства, когда национальный прагматизм трансформируется в банальное расточительство.

Казахстанскому обществу необходимо переосмыслить роль и значение прагматизма в новых условиях, приспособить его к практике будущего. Это означает, прежде всего, отказ от несбыточных надежд и ожиданий, которые были присущи нашему общественному сознанию на заре суверенности, когда кое-кому казалось, что за считанные годы мы станем жить как Кувейт или ОАЭ. Общество и отдельно взятый человек должны в своей деятельности ориентироваться на конкретные практические достижения. С этой точки зрения нам необходима не слепая вера в абстрактное «светлое будущее», а реалистичное видение того, что нам по плечу и что для нас достижимо. Только такие подходы могут гарантировать, что общество не будет идти на поводу популистских лозунгов и соответствующих им идеологических установок.

Президент страны сформулировал это предельно ясно: «Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов – как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий». Отказ от идеологизированных штампов, тщательный анализ и глубокое переосмысление всего положительного, что было в историческом опыте казахского общества, его прагматичное использование с внедрением элементов персональной ответственности в новых условиях, обогащение его с учетом практики дня сегодняшнего — вот залог успешного движения вперед.

Понятно, что модернизация общественного сознания — непростой процесс. Его конкретные формы, количество и характер промежуточных этапов, поиск неизбежных компромиссов — все это вряд ли поддается точному предварительному расчету. Но это единственный путь, который позволит нашему обществу выйти на твердую почву политики, соответствующей магистральным тенденциям исторического развития, и получить гарантии того, что к изжившим себя формам идеологии – коммунизму, фашизму и т.д. – возврата нет. Таким образом, «точка возврата», как говорят летчики, уже пройдена.

Ради справедливости стоит напомнить, что еще в начале «нулевых» годов высшее руководство страны осуществило «тотальную деидеологизацию», объявив прагматизм краеугольным камнем как внутренней, так и внешней политики. Время показало своевременность и логичность такого подхода. Теперь для казахстанского прагматизма наступает качественно новый этап, когда он из инструмента большой политики должен трансформироваться в ключевой элемент общественного сознания. Если угодно, то это ноу-хау по-казахстански.

С идейно-политической точки зрения, краеугольным камнем процесса модернизации является участие в нем всего общества. Говоря образно, выдвигая цель — модернизировать общественное сознание, Елбасы ставит задачу создать общество «всеобщего участия». Естественно, что необходимость привлечения широких слоев населения к активному и сознательному участию в модернизационных преобразованиях выдвигает на первый план проблемы образования и воспитания, проблемы культуры — во всех возможных значениях этого понятия. Важную роль в этом плане должно сыграть решение о переводе казахского языка на латиницу, поскольку новый алфавит даст казахскому языку исторический шанс на полноценную модернизацию.

Потребуются очень большие сдвиги, чтобы создать благодатную почву для реальной модернизации на уровне культуры. У этой проблемы есть еще одна сторона. Можно реставрировать памятники древности. Можно собрать в музеях то, что сохранило время и пощадили люди. Но можно ли вдохнуть новую жизнь в ценности, порожденные иным временем? Можно ли сделать их не музейным, а живым, развивающим элементом будущей культуры? Можно, считает президент Н.Назарбаев: «На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов...». Четкая и точная постановка вопроса.

Казахстанская модернизация продолжается. Она вступает в новый этап – этап качественного углубления. Это делает еще более острой необходимость сознательного, активного участия всех слоев казахстанцев в создании нового общества. Отсюда вытекает чрезвычайное политическое значение культурной проблематики. И для углубления модернизации. И для формирования нового сознания казахского социума. Известная максима гласит, что страх перед настоящим и будущим заставляет бежать в прошлое. Однако наш лидер ясно дал понять, что дезертировать из истории нельзя. Каждое общество должно пройти отмеренный ему путь до конца. И казахстанский социум готов к этому как никогда, поскольку вооружено ясной и четкой программой действий, которую президент страны изложил в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии