По нулям. Примерно так можно охарактеризовать попытки перезагрузить АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг». В какие бы наряды профессиональные модельеры ни рядили «недотепу», по-прежнему получается черт-те-что и посредине бантик.
Об этой «корпорации мистификаторов» мы писали не раз. И практически всегда приходили к выводу, что деятельность ее отдает обыкновенной фикцией, что, впрочем, неудивительно, если учесть, в каких тепличных условиях она существует.
Напомним, АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» была создана еще в 2003 году, то есть 14 лет назад, путем включения в его состав предприятий оборонной промышленности и военных заводов Министерства обороны РК. Казалось бы, более чем достаточный срок для достижения главной цели – создания в стране производств по изготовлению продукции военного назначения с полным технологическим циклом для удовлетворения внутригосударственных нужд. Однако воз и ныне там.
За годы существования этой нацкомпании через ее кровеносные сосуды протекли толпы профессионалов и совершенно случайных людей. Но, как это ни покажется странным, и те, и другие хорошо делали только одно – строили воздушные замки, совершая дорогостоящие вояжи по всему миру. А вот результата, можно сказать, кот наплакал. Да и немудрено: корпоративное управление, основа которого замешана на мечтательном настроении и безграничном воодушевлении, достижению успехов явно не способствует.
За годы своего существования эта стратегически важная структура выдала на-гора только гигантское количество скандалов, на которых погорел не один десяток «самых эффективных» и «самых перспективных» государственных менеджеров.
В 2014-м к восьми годам лишения свободы за вымогательство трех миллионов тенге был осужден генеральный директор бронетанкового завода АО «Семей инжиниринг» (входящего в состав «Казахстан инжиниринг») Бакытжан Сеитов. Этот факт стал последней каплей в карьере Болата Смагулова, занимавшего в тот момент пост председателя правления нацкомпании.
В декабре 2015-го года был вынесен обвинительный приговор в отношении технического руководителя по безопасности и охране труда все того же АО «Семей инжиниринг». Как сообщалось, он заключил фиктивные договора с «подставной» фирмой, которая должна была оказывать консультационные услуги по диагностике, ремонту и восстановлению слаботочных систем и сооружений. Сумма нанесенного предприятию ущерба составила 67 миллионов тенге.
22 февраля нынешнего года КНБ задержал бывшего заместителя председателя «Казахстан инжинириг» Каната Султанбекова, который в настоящее время по решению суда находится под домашним арестом. В чем подозревается Султанбеков, не сообщается. Но если учесть, расследованием какой категории дел занимается КНБ, то станет понятно, что об экономических преступлениях речь не идет. Ничуть не удивительно, что решением совета директоров «Казахстан инжиниринг» в прошлом месяце были прекращены полномочия председателя правления компании Ерлана Идрисова, который занимал этот пост с 2015 года. И хотя официальная формулировка звучит так: «в связи с переходом на другую работу», при желании между строк можно прочитать очень многое.
Деятельность «Казахстан инжиниринг» часто подвергается критике с самых высоких трибун. Но, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Нацкомпания находится «под крышей» ФНБ «Самрук-Казына», а управляется Министерством оборонной и аэрокосмической промышленности. И такой double impact ничуть не способствует тому, чтобы руководители нацкомпании стали думать и работать по-новому. Скорее, наоборот. При этом за «свои труды» они получают вполне приличные гонорары. «Общая сумма выплаченного вознаграждения председателю и членам правления компании по итогам 2013 года составила почти 120 миллионов тенге». В 2015-м, когда «Казахстан инжиниринг» ушел в гигантский минус с миллиардными убытками, эта сумма составила 75 миллионов тенге. А в прошлом году топ-менеджменту было выплачено свыше ста миллионов тенге…
Удастся ли переломить ситуацию новому руководству, уже пришедшему рулить некоторыми «дочками» компании «Казахстан инжиниринг»? Вряд ли. По крайней мере, до тех пор, пока свое веское слово не скажет Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности. Но оно, по сути, пустило дело на самотек и не стремится выставить по пути деятельности «Казахстан инжиниринга» «красные флажки». А зря.
Нацкомпания в буквальном смысле погрязла во всевозможных меморандумах и соглашениях, от которых нет никакого толка, если не считать таковым лишнее упоминание в СМИ. Это своего рода «петтинг», не имеющий никакого продолжения – поговорили и забыли. Наводить же реальные мосты сотрудничества компания просто не умеет. Вот если глава государства в ходе своих визитов за рубеж договорится обо всем, тогда другое дело – «Казахстан инжиниринг» обеспечит эту железобетонную договоренность деньгами, выступив оператором проекта. В остальном же увы и ах. И за примерами далеко ходить не надо.
Пять лет назад сообщалось, что «Казахстан инжиниринг» заключил меморандум с американской «Cessna aviation company» на предмет производства легкомоторной авиации гражданского и двойного назначения, а также беспилотных летательных аппаратов. Проект до сих пор не реализован. Пустышками оказались и такие инициативы, как создание СП с южнокорейской STX Offshore&Shipbuilding по строительству судостроительной верфи на Каспии, организация совместно с российской ООО «Военно-промышленная компания» сборки автомобилей «Урал» и «Тигр». И подобных несбыточных проектов, реализацию которых руководство «Казахстан Инжиниринг» давно подсчитало в конкретных миллионах и миллиардах долларов (и о чем бодро отрапортовало на самый верх), превеликое множество. Но множество это ни на что не давит. Особенно на совесть. Почему? Тоже не вопрос.
Госзаказ и раньше развращал руководителей нацкомпании, становясь, по сути, тормозом для эффективной деятельности. А в 2015-м «Казахстан инжиниринг» стал единым оператором государственного оборонного заказа. Следовательно, необходимость «крутиться-вертеться» в поисках путей развития и наиболее оптимальных решений отпала сама собой. Польза такого расклада для самого «Казахстан инжиниринга» очевидна: «В результате была осуществлена дополнительная загрузка производственных мощностей самого предприятия и его дочерних организаций, были открыты новые рабочие места». А что еще надо, мечтай дальше, заключай новые меморандумы, не доведя до ума уже запущенные проекты. Достаточно вспомнить выпуск вертолетов, которые в наших условиях летать не могут, мало кому нужные оптические прицелы, безрезультативную модернизацию БТР-70 до уровня
БТР-80, а также использование бывших в употреблении узлов и агрегатов для капитального ремонта бронетанковой техники.
Некоторых «дочек» компании «Казахстан инжиниринг» не спас даже госзаказ. Оставшись без дополнительных стимулов, они стали окончательно загибаться. Взять хотя бы АО «Семей инжиниринг». 2015-й (последние данные, находящиеся в свободном доступе) компания закончила с убытком почти в миллиард тенге. Да и в прошлом году, судя по разъяснениям руководства «Казахстан инжиниринга», ситуация на предприятии складывалась не ахти какая. По крайней мере, опровергая слухи о роспуске трудового коллектива, представители нацкомпании заявили буквально следующее: «В рамках подготовки (в летний период) к предстоящему оборонному заказу основная часть работников направлена в корпоративный отпуск, им выплачивается минимальная заработная плата. Роспуск работников завода не планируется, все рабочие места сохранены».
Процесс приватизации, в который активно включился «Казахстан инжиниринг», желая избавиться от своих долей в ряде предприятий оборонно-промышленного комплекса, тоже вряд ли повысит показатели работы нацкомпании. Без тщательной аудиторской проверки за все годы деятельности (что, по идее, должно в первую очередь сделать Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности) тут не обойтись. Но, видимо, министерство не собирается вникать в ситуацию и критически оценивать дальнейшие перспективы каждого предприятия, входящего в состав нацкомпании. А то в итоге может получиться как с заводом им. Кирова. Он может выпускать все что угодно, и его работа при желании вполне могла бы вписаться в задачи, которые поставил перед оборонно-промышленным комплексом президент Н.Назарбаев. Но несколько лет назад предприятию угораздило угодить в ловушку личных интересов руководства «Казахстан инжиниринг». В итоге завод долгое время практически простаивал, и, в конце концов, нацкомпания избавилась от него, оставив в закромах явный балласт в виде некоторых совместных предприятий с иностранным участием...