«У нас в армии дедовщины нет!» Так заявил начальник департамента по делам обороны ЮКО (ДДО ЮКО) полковник Талгат Аликулов в интервью, которое он дал корреспонденту Central Asia Monitor в преддверии Дня защитника Отечества. При этом он сослался на слова министра обороны РК генерал-полковника Сакена Жасузакова. Последний таким образом успокоил родителей южноказахстанских призывников.
– Сегодня в казахстанской армии созданы такие условия, при которых новобранцы практически не контактируют с «дедами». А если и случаются факты рукоприкладства, то в основном среди сверстников, на почве личной неприязни, – говорит облвоенком.
– Какие именно условия?
– «Молодежь» и «старики» и питаются, и спят в различных помещениях. Не говоря уже о занятиях. Кроме того, у нас повсюду устанавливаются камеры наблюдения, которые позволяют вовремя пресечь возникающие конфликты.
– А суициды? Складывается впечатление, что они в армии участились. Особенно, кстати, среди новобранцев с юга Казахстана.
– Наоборот, количество суицидов в последние годы сократилось. А впечатление такое складывается отчасти оттого, что, к примеру, в Советской армии такие факты тщательно скрывались. Сегодня же трудно что-то утаить. В этом плане уже на начальном этапе проводится большая профилактическая работа. В каждой районной призывной комиссии работает психолог, который несет личную ответственность – естественно, вместе с командиром части – за каждый совершенный впоследствии суицид. Если призывник вызывает подозрение на предмет адекватности, то он сразу «отсеивается». Сегодня упор делается не на количество, а на качество.
– Уж коли мы об этом заговорили, что вы можете сказать о количественном и качественном составе южноказахстанских призывников? В какие виды войск их чаще всего направляют?
– Сейчас процент молодых парней, призываемых в армию, намного ниже, чем в советские времена. Повторюсь, ставка делается на качество. Поэтому будущие солдаты отбираются с особой тщательностью. Ко всем юношам, подлежащим призыву, предъявляются повышенные требования по состоянию здоровья, физическому развитию и психологической устойчивости. Этих критериев неукоснительно придерживаются все органы военного управления при отборе кандидатов.
Напомню: сейчас идет весенний призыв, который начался в марте и продолжится до июня. В нынешнем году квота для нашей области увеличена, и в Вооруженные силы страны отсюда будет привлечено более четырех тысяч новобранцев. Это больше четверти от общего количества призывников по Казахстану. Здесь мы держим пальму первенства.
Около пятисот юношей будут направлены в части Пограничной службы КНБ, 700 – в распоряжение Министерства обороны, примерно тысяча – в Национальную гвардию и 30 – в Службу государственной охраны РК. Наши парни будут проходить службу вдали от дома: комплектование всех воинских частей ведется по экстерриториальному принципу с учетом имеющихся у призывников специальностей.
– Представительниц слабого пола, насколько я знаю, набирают только на контрактной основе?
– Так точно!
– Изменились ли требования к состоянию здоровья призывников?
– Конечно. Сегодня это едва ли не главное требование к призывнику. Солдат казахстанской армии должен быть физически вынослив, здоров. Если у призывника ожирение или прогрессирующее плоскостопие, то он отсеивается.
– А как вы учитываете личные пожелания призывников служить в том или ином виде или роде войск?
– Они учитываются, но не всегда. Конечно, практически все мечтают о десантных войсках, но туда направляются самые достойные, которые также должны иметь соответствующие физические данные и психологические характеристики. И потом, мы должны соблюдать спущенную нам разнарядку. А еще учитывается такой фактор, как совместимость данных призывника со спецификой тех или иных видов войск. Скажем, парень при росте в 180 см и весе в 70 кг хочет служить в танковых войсках, но ведь он просто не пролезает в люк.
– Как сейчас «косят» от армии?
– Наоборот, сегодня значительная часть молодежи стремится попасть в армию. Во-первых, существенно сократился срок службы. Во-вторых, в лучшую сторону изменились условия, в которых живут солдаты. Сейчас на питание каждого бойца выделяется 1022 тенге в день. Не каждая семья может позволить себе такое. Поэтому желающих служить больше, чем планируется призвать, и, соответственно, нет необходимости «косить» от армии, идти на нарушение закона. У меня, к примеру, был такой случай: в ходе собеседования юноша заявил, что психологически не готов к воинской службе. И мы не стали его призывать: зачем, если у человека такое отношение к армии?
– А что делать, если религиозные чувства не позволяют держать в руках оружие?
– В отношении религиозных фанатиков лично у меня лично сложилось мнение, что это зомбированные люди. Такие армии не нужны, они даже опасны. Мы, как правило, их не призываем. Но фамилии этих молодых людей передаем в соответствующие органы. И все равно ставим на учет в военкомат. Если вдруг наступит «час икс», на защиту Родины должны подняться все, вне зависимости от вероисповедания.
– В каких элитных войсках служат выходцы из ЮКО?
– А у нас все войска элитные. Впрочем, ежегодно мы отправляем от нашей области 25 парней – самых высоких, самых красивых, с высшим образованием – в Службу государственной охраны.
– Часто ли родителям приходят благодарственные письма от командиров тех частей, где служат их сыновья?
– Часто. Если во время службы юноша показал себя воспитанным, добросовестным, смелым, проявил лучшие человеческие качества, то это, безусловно, заслуга родителей. И они получают благодарность от командиров за то, что воспитали настоящих защитников Отечества.
– Что ждет граждан, достигших 27-летнего возраста и не прошедших военную службу?
– Их ждет счастливое будущее (улыбается) На самом деле, пусть себе спокойно живут и дальше. Только нужно будет предоставить в военкомат необходимые оправдательные документы.
– Какие проводятся мероприятия по подготовке юношей к военной службе?
– Во-первых, это занятия по начальной военной подготовке, которые проводятся в общеобразовательных школах. Их никто не отменял. В последние годы все большую популярность приобретает военно-патриотический проект «Айбын» (что-то вроде советской «Зарницы»). Вообще, военно-патриотическое воспитание молодежи – это одно из основных направлений деятельности Вооруженных Сил РК. В Казахстане активно развивается сеть военно-патриотических и военно-спортивных формирований при школах, расширяются военно-шефские связи, укрепляется взаимодействие между военной и гражданской молодежью. Ведь каждый четвертый воспитанник военно-патриотического клуба впоследствии связывает свою жизнь с армией. Молодые люди, прошедшие воспитание и закалку в стенах таких клубов, получают необходимые навыки и легче адаптируются к условиям армейской службы. К слову, ваш покорный слуга в советское время, будучи школьником, активно участвовал в игре «Зарница».
– Сейчас солдаты-призывники служат всего год. Не маловато ли? Успеют ли безусые пареньки пройти школу жизни, стать настоящими мужчинами?
– Вполне. Чтобы стать настоящим мужчиной, необязательно несколько лет ходить в кирзе. По моему мнению, в армии постоянно должны служить специалисты, профессионалы. Остальным достаточно и года армейской жизни
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!