18115 1-11-2016, 09:00

Акиму города Алматы Бауыржану Байбеку: депутатский запрос

Уважаемый Бауыржан Кыдыргалиевич!

Я думаю, что Вам в какой-то мере известно о том, какая ситуация складывается в зоопарке Алматы и какой скандал разворачивается вокруг него.  Вопросов возникает всё больше и больше. Поэтому я как депутат городского маслихата решил проинформировать Вас о том, что происходит в этой организации.

Как нам стало известно, за последние четыре года, с 2013-го по 2016-й, в зоопарке умерли 1400 особей, причём разных видов животных и птиц - и рептилий, и водных.

Большая часть, около тысячи, – это рыба. Ее массовый мор, судя по документам, наблюдался в 2013 году, когда директором был не нынешний Канат Каримов, а Ауезхан Абдрахимов (сейчас он заведует финансово-хозяйственным отделом аппарата акима города Алматы). И причиной гибели чаще всего становилась  плавниковая или жаберная гниль.

Животных и птиц погибло около четырёхсот. 400 за четыре года. Получается, что среднегодовой падеж в зоопарке Алматы составляет сто особей.

На наш взгляд, необходимо экспертное заключение – действительно ли это так много, как кажется, или такая цифра является нормой? Какова среднегодовая смертность в мировой практике деятельности зоопарков? 

Возможно, массовый падеж животных происходит потому, что в зверинце до сих пор нет квалифицированного ветеринарного врача? М. Кудрявцева, которая в настоящее время отвечает за состояние здоровья животных, по единодушному мнению волонтеров, «врач никому не известный и не имеющий соответствующего опыта работы». В своё время именно Кудрявцева поставила неверный диагноз тигрице по кличке Куралай – «вирусный лейкоз». На деле оказалось не так. У Кудрявцевой на тот момент не было аттестации, но почему-то ее допустили до работы с больными.

Если говорить о причинах гибели животных, то анализ актов о падеже за 2013-й, 2014-й, 2015-й и 2016-й годы показывает, что нередко животные умирают от пневмонии.

Так, она стала причиной смерти в разное время:

- антилопы;

- двух жирафов;

- двух особей капибары;

- гепарда;

- четырёх барсов;

- четырёх рысей;

- двух львов;

- тигрицы Куралай.

О том, что в зоопарке Алматы нет надлежащих условий для содержания представителей семейства кошачьих, уже говорилось, причем, если не изменяет память, и самим директором. Но от пневмонии умерли даже черепаха, два дикобраза, а также змеи и птицы.

Может ли это свидетельствовать о том, что в зоопарке не соблюдаются требования по уходу за животными, температурному режиму, что их не осматривают, не следят за их здоровьем? У человека пневмония сегодня прекрасно лечится, неужели она летальна для животных?

Также распространён диагноз «нефрит», то есть воспаление почек. И это ещё один повод задуматься об условиях содержания, о том, не переохлаждаются ли животные, не простужаются ли.

Еще одна частая причина гибели – хронические заболевания, особенно желудочно-кишечного тракта: гастрит, энтерит, даже перитонит.

Подобные диагнозы были поставлены погибшим:

- трём кенгуру;

- зебре;

- волку;

- снежному барсу;

- двум винторогим козлам;

- рыси;

- тигру.

Кроме того, олень погиб от перитонита (то есть от «острого гнойного живота»), обезьяна сиаманг – от язвы желудка. А у одной из рысей были «псороптоз, аскаридоз (глисты), гнойный фронтит, поражение легких, панлейкопения (кошачья чума), перелом лапы».

Экзотические птицы худые, отсутствует контроль за их кормлением. Рекомендации специалистов не выполняются. В рационе по-прежнему преобладает сухой корм, который смешивают с фруктами. Необходимы новые рационы.

Работа ветеринарной секции, по заключению независимых ветврачей, нуждается в координации. На практике всё гораздо проще – заболевания вполне излечимы, и, мало того, их бы не было вообще,  если бы принимались превентивные меры. К примеру, гибель Беркута произошла вследствие не подагры, а прободения желудка из-за глистной инвазии (паразиты), и по состоянию хвостовых перьев было видно, что диарея (понос) длилась не один день.

Профилактика не ведётся должным образом. Нет поголовного проведения анализов на атропозоонозные заболевания и регламента по предотвращению заболеваний.

Нет регламента и методических материалов по работе с животными. Вот что говорят специалисты: «Необходимо ввести строгую систему учёта поголовья не только в бухгалтерии, но и общую зоотехническую; разработать строгий регламент по учёту основного поголовья, молодняка, кормовых животных; скоординировать работу секций с ветеринарными врачами. Секции должны нести заниматься выявлением заболеваний по первичным их признакам. Работа должна предполагать постоянный контакт и контроль за животными, а не просто раздачу корма и уборку. Так, тигрица по кличке Гаухар, судя по первичному осмотру, имеет проблемы со зрением, но секция не в курсе этого». Прививки и превентивные меры (дигельментизация, обработка от паразитов) должны соответствовать стандартам, и использовать следует подходящие препараты, а не аналоги.

Необходимы игрушки, развивающие элементы. Для секций нужны специализированные лампы солнечного света, ультрафиолетовые и инфракрасные лампы, теплые камни, кондиционеры. В зимние вольеры необходим дренажируемый субстрат, так как животные постоянно находятся на бетонном полу, что вызывает заболевания. В вольерах песок, а не опилки. Хотя специалисты давно настаивали на том, чтобы стелили именно опилки. Необходимы тропы для стачивания копыт. У ветеринарной части нет вольера для летнего содержания животных.

Есть и такие обитатели зверинца, состояние которых оценивается как неудовлетворительное, то есть возможен летальный исход. Так, главный ветеринарный врач Московского зоопарка, руководитель ветеринарных групп крупных международных организаций Михаил Альшинецкий по приглашению попечительского совета был в Алматы и лично осмотрел нуждающихся в срочном лечении. По его словам, в зоопарке серьёзно больна ещё одна тигрица по кличке Рада, у неё, возможно, какое-то новообразование в головном мозге. Ей необходимо сделать магнитно-резонансное исследование, общий и биохимический анализы крови, провести исследование на токсоплазмоз. Такая же ситуация с белым медведем по кличке Алькор. Ветеринар московского зоопарка утверждает, что у него очень сильно болят зубы, возможно, сломан клык, и его необходимо или удалять, или лечить. Животное страдает. Срочно необходим рентген. В ходе обследования надо будет также выявить природу новообразования на черепе - там шишка растет. Это очень беспокоит медведя. «Жизненно необходимо обогащать среду обитания — игрушки предусмотреть, кормить как-то иначе. Медведь сильно истощен...», - сказал М.Альшинецкий.

На что Канат Каримов, директор зоопарка, ответил в СМИ, что такие возможности лечения здесь не предусмотрены. При этом он заявил  «Зоопарку в следующем году исполняется 80 лет. Город уже выделил нам 57 миллионов тенге на имиджевую компанию. Вот приедут к нам гости, а у нас тут будут и магнитики, и футболки, и календарики, и ручки с нашим логотипом. В эту сумму включены также расходы на проведение конференции в честь юбилея и на выпуск книги...» (конец цитаты).

Стоит ли маслихату г.Алматы утверждать выделение 57 миллионов тенге на «магнтики, футболки»? Не будет ли более гуманным направить их на лечение тяжелобольных животных?

И ещё относительно денежного вопроса. Недавно между зоопарками Алматы и Ташкента произошёл обмен. Африканского жирафа, выведенного у нас, поменяли на 19 особей – это тукан, среднеазиатская кобра, баклан, серебристая чайка, аист, четырехполосый полоз, кумай, сухонос, бойга зеленая. Но дело в том, что жираф на мировом рынке, по нашим данным, стоит 30-40 тысяч долларов (правда, в зоопарке Алматы утверждают, что дешевле – 15-20 тысяч долларов), но тем не менее, вместо этого мы получили 19 особей по 20-30 долларов за единицу на общую сумму в 1000 долларов. По крайней мере, так указано в акте приёма-передачи, который был с собой у перевозчика этих животных. Получается, что пусть даже 20 тысяч долларов обменяли на тысячу. Хотя Московский зоопарк предлагал за этого жирафа шимпанзе, нескольких волков и целый ряд других крупных и редких хищников. По каким мотивам был произведён этот обмен? Может быть, общественности просто неизвестны причины? Тогда стоит о них сообщить. Или, возможно, этим стоит заинтересоваться органам, занимающимся экономическими расследованиями?

Более того, тукан, которого получили за жирафа в том числе, околел по дороге из Ташкента в Алматы. Когда полицейские остановили грузовик, они удивились, увидев мёртвого тукана и замёрзших змей, аистов, чаек. Их перевозили в неотапливаемой машине.

По этому случаю, видимо, стоит сделать запрос в CITES – орган при Институте зоологии и CITES Казахстан в Астане: получил ли Алматинский зоопарк разрешение этой организации на ввоз? Так как при пересечении таможни, по данным наших источников, такие документы предоставлены не были.

Спрашивается, почему не произведено чипирование животных? Деньги на эту программу были выделены. И немалые.

Кроме того, есть информация, что в тесной клетке в зоопарке томится шимпанзе, которую привезли ещё в августе, но почему-то скрывают этот факт. И он наверняка требует проверки. Как и законность появления тигра в Алматинском зоопарке в июле этого года. Вот как пресс-служба объяснила СМИ, откуда он взялся: «Житель Астаны подарил алматинскому зоопарку амурского тигра. Тигрёнок был привезен нами из Астаны. По анонимному звонку наши служащие выехали в заранее обусловленное место и забрали детеныша редкого хищника. Каким образом у пожелавшего остаться неизвестным гражданина появился занесенный в Красную книгу звереныш – неизвестно».

Думаю, что желательно проведение генетической экспертизы для установления происхождения тигра, так как уж очень подозрительно выглядит дружба директора зоопарка, Запашного (московский дрессировщик) и главного ветврача г. Алматы. По нашей информации, в период болезни Куралай директор зоопарка Каримов и главный ветврач г. Алматы ездили в гости к Запашному.

Общее состояние коллекции Алматинского зоопарка,  по оценке экспертов, неудовлетворительное. Она нуждается в обновлении и омоложении. Необходимо укомплектовать пары и осуществить завоз новых видов, произвести обновление крови, реализовать излишки поголовья. Работа по селекционному плану не ведётся, не получен ни один новый вид. Международный отдел не справляется со своими обязанностями. Научная работа по зоопарку не проводилась. В нынешнем году получен только один птенец кумая, что вызывает много вопросов, поскольку размножение хищных птиц всегда было стабильным.

Совместная работа зоопарка и его попечительского совета осложнена отсутствием взаимодействия, игнорированием рекомендаций и нежеланием предоставлять элементарную отчётность о движении и падеже животных, а также информацию о текущих проблемах зоопарка.

Не хватает работников и специалистов. Профессиональный уровень имеющихся нужно повышать, обмениваться опытом с другими зоопарками. Требуются средства защиты при работе с опасными животными, сыворотки от ядовитых змей – антидоты. Работа ветеринарной части осложнена отсутствием элементарных вещей, таких, как фонендоскоп, йод, повидон и пр. С октября 2015 года так и не решён вопрос с получением разрешения на транквилизаторы и усыпляющие препараты. Необходимо компьютерное оснащение секций – из-за их отсутствия сотрудники не могут вести электронные базы, учёт и контроль.

Когда будут решены эти вопросы? Может быть, зоопарку следует направлять выделенные из бюджета средства на эти первостепенные нужды, а не на закуп новых животных и имиджевые кампании?

Бигельды Габдуллин, депутат маслихата г.Алматы.

 

Author Gulya
Редактировать / Удалить/ Цитировать
01-ноя-2016, 13:02

правильные вопросы подняты. постоянный падеж животных и ужасное отношение к ним