ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18 НОЯБРЯ 2018 ГОДА
13-01-2012, 09:05

Правило золотой середины


Глава Агентства РК по защите конкуренции Мажит Есенбаев - типичный представитель современной политической элиты Казахстана. Его путь во власть как под копирку списан с других тропок и дорожек, проторенных его коллегами. А наличие собственных "скелетов в шкафу" - всего лишь нюанс, так сказать, изюминка, немного отличающая нашего героя от общей массы высокопоставленного чиновничества.
ЧИТАЯ МЕЖДУ СТРОК
Официальная биография нынешнего главы АЗК выглядит гладкой, без ухабов и выбоин. Родился 28 апреля 1949 года в Павлодаре, окончил Казахский политехнический институт по специальности инженер-экономист. Работал в научно-исследовательском экономическом институте планирования и нормативов при Госплане КазССР, восемь лет преподавал в Карагандинском педагогическом институте. Моментом старта в карьере политического госслужащего можно назвать 1989-й, когда Мажит Есенбаев стал начальником главного планово-экономического управления исполкома Карагандинского Совета народных депутатов. Уже через два года он был назначен заместителем председателя исполкома Карагандинского областного Совета народных депутатов - председателем комитета по экономике города Караганды - и в этой должности, пережившей различные переименования, находился до 1994-го, когда стал начальником Главной налоговой инспекции Министерства финансов РК и первым заместителем министра финансов РК.
В Минфине Есенбаев проработал на разных должностях до июля 1997-го, после чего вернулся в Караганду - как и следовало ожидать, не под конем, а на коне, став на два года акимом области. В 1999-м он возглавил Минфин и занимал этот пост довольно долго - вплоть до 2002-го, когда получил должность первого руководителя другого министерства - экономики и торговли (позже индустрии и торговли). В 2003-м Есенбаев стал помощником главы государства, а затем четыре года руководил Акмолинской областью. С 2008-го по сей день он возглавляет Агентство по защите конкуренции.
Кроме всего прочего, Мажит Есенбаев - мастер спорта СССР по самбо и дзюдо, почетный президент Федерации дзюдо РК; член совета по связям с маслихатами и институтами гражданского общества фракции НДП "Нур Отан", член политсовета НДП "Нур Отан".
Несмотря на "приглаженное" прошлое нынешнего главы АЗК, Мажит Тулеубекович - достаточно неоднозначная фигура. По крайней мере, "скелетов в шкафу", накопившихся в годы "царствования" в Карагандинской области, у него предостаточно. Приведем цитату:
"В ближайшее окружение акима области Есенбаева М. входили начальник областной таможни Н.Жарылгапов, директор компании "Абсолют-Казахстан" В.Борисенко, аким Караганды, а ныне замдиректора того же "Абсолюта" Н.Филатов, "крупный государственный деятель" А.Байменов, председатель правления ОАО "Карагандакарбид" Н.Кадюков" (http://www.zonakz.net/articles/3091).
Другой источник - публикация под красноречивым названием "Карагандинская мафия" - дает детальную информацию.
"Есенбаев начал с большой чистки - за полной профнепригодностью были выгнаны все замы Нефедова, не проявившие должной прыти в работе (в том числе выгнали за дверь и предпоследнего министра образования Бектурганова). Первым замом Есенбаев определил себе депутата мажилиса, молодого и не очень опытного Игоря Богатырева - фигуру очень удобную и для "национальной политики", и для подписывания всяких разных бумажек, за которые начальник-аким мог пострадать (кончилось все это "самоубийством" Богатырева)…
Еще одним замом стал Барлыкжан Нукенов - бывший начальник областной налоговой инспекции и брат некоего Сапаргали Нукенова - бывшего замакима Алма-Аты по госимуществу (при Нуркадилове) и одного из создателей корпорации "КРАМДС".
В 1998 году Нукенов возглавил областную программу "Малая энергетика", направленную якобы на обеспечение теплоэнергией бюджетных организаций и малых городов… Вот один эпизод. Без проведения всяких там конкурсов был заключен контракт с "немецкой" фирмой "Исаак Инжиниринг" на поставку и монтаж автономных систем отопления на сумму в 1093520 долларов США, при этом разница между контрактной ценой и фактической стоимостью составила чуть более 250 тысяч долларов. История, к сожалению, не знает, были ли вообще поставлены в область уже оплаченные "автономные системы отопления".
В декабре 1998 года акимат заключил договор о совместной деятельности с поликлиникой № 2 гор. Караганды и перевел на лечение больных 77 миллионов тенге. Малюсенький факт: поликлиника на тот момент уже была приватизирована некой Есенбаевой Гульжанар Тулеубековной. Она же получила в безвозмездное пользование большую часть оборудования медицинского центра "Акчатау кенбайту комбинаты" на сумму 49 тыс. долларов США.
А вот еще одна история. Весной 1998 года акимат области создал при самом себе некий "Фонд поддержки и развития сельского хозяйства "Ауыл", который под гарантии акима получил в "Госпродкорпорации" семенную ссуду на сумму 829 тыс. долларов. Для "оперативного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами зерновых культур для проведения весеннего сева" всю ссуду зачем-то передали ТОО "Концерн "Азия-Центр" с условием возврата 110% к ноябрю. К новому, 1999 году удалось вернуть зерна на сумму 633 тысячи долларов. Остальные, по заявлению президента "Азии-Центра", стали жерт¬вой погодных условий, усушки, утруски и прямых попаданий метеоритов. А летом 2001 года концерн тихо и мирно самоликвидировался. По претензии "Продкорпорации" недостающие 278 тыс. долларов выплатил областной акимат. Со стороны акимата выполнением "программы" занимался Барлыкжан Нукенов…" (http://www.nomad.su/?a=4-20020¬3220100).
Заметим, что эта информация десятилетней давности никем не опровергнута. Но вот вопрос: можно ли ей доверять, учитывая то, как без сучка и без задоринки Мажит Есенбаев передвигался по карьерной лестнице, входя и выходя из разных коридоров власти? Или у нас возможно все?

СЕРЕДИНКА
НА ПОЛОВИНКУ
В качестве главы Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев запомнился предложением инициировать совместные с коллегами из СНГ расследования по антиконкурентным действиям на рынках Содружества, уделив особое внимание рынкам топливно-энергетического комплекса, транспорта и коммуникаций, а также продовольственных товаров. И надо признать, хотя бы в одном случае его инициатива дала плоды. Речь идет о том, что в свое время были "установлены признаки антиконкурентных соглашений и согласованных действий, выразившихся в установлении и поддержании высоких тарифов при предоставлении услуг международного роуминга, а также в установлении шага тарификации данной услуги в размере одной минуты" в действиях отечественных операторов мобильной связи (ТОО "GSM Казахстан", ТОО "КаР-Тел", ТОО "Мобайл Телеком-Сервис"), а также их партнеров - операторов мобильной связи Российской Федерации (ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом", ОАО "МегаФон").
Впрочем, других успешных инициатив мы, как ни старались, так и не припомнили. Однажды на заседании правительства Мажит Есенбаев решительно предложил не церемониться со спекулянтами и провести показательные порки, чтоб другим неповадно было, но потом "скуксился" и в интервью журналистам "Казахстан¬ской правды" расплывчато заявил: "Понадобится определенное время, чтобы изучить ситуацию, сделать выводы, а потом их обнародовать. Думаю, что мы не ошибемся. Но наказывать просто так тоже не собираемся".
Кстати, то, чем сегодня занимается Агентство и что вообще собирается делать в будущем, - большой и жирный вопрос. Мажит Есенбаев однажды сам откровенно признался: "Каких-то реальных рычагов воздействия на монополистов, кроме убеждения, у нас нет. Мы встречались с ними, убеждали, что подобная практика является антигосударственной, призывали их умерить свои аппетиты. Ведь в рот больше, чем в него помещается, не положишь. Но все наши доводы проигнорировали".
На этом фоне следует отметить непопулярные предложения, сделанные Мажитом Есенбаевым за три года его руководства АЗК. Позволим себе привести еще несколько цитат:
"Предложение основать свой потребнадзор главе АЗК не понравилось. Мажит Есенбаев ответил, что защита прав потребителей - дело не государственное, а общественное. Достаточно просто взаимодействия".
"Считаю целесообразным законодательно активизировать механизм такой, может быть, сейчас непопулярной меры, как изъятие за долги и жилища, и собственного имущества неплательщиков, не производящих оплату за содержание жилья и не имеющих на это средств, на которые можно было бы наложить взыскание", - сказал Мажит Есенбаев.
"Есенбаев считает, что государство не должно резко увеличивать перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются. В Казахстане перечень таких товаров включает в себя 18 наименований. Помимо этого, государство законодательно утвердило за собой право устанавливать предельные цены на некоторые виды ГСМ. "Предельные цены - это механизм, который надо использовать в экстремальных ситуациях", - сказал Есенбаев. Он напомнил, что в Белоруссии перечень таких товаров составляет порядка 120 наименований. "К чему это привело, мы прекрасно знаем", - подчеркнул глава АЗК, подразумевая экономический спад в этой стране. По его мнению, инструментом установления предельных цен и расширения списка социально значимых товаров "надо пользоваться аккуратно". "Мы держим эти инструменты про запас, пытаясь пользоваться другими инструментами, и пока нам это удается", - убежден Есенбаев ."Нужно рыночными инструментами регулировать ситуацию, и когда мне говорят: "Вы не бываете в магазинах, не знаете цен", - это неправда… ситуация по продовольственным товарам в Казахстане на фоне того, что происходит в мире, достаточно спокойная".
Так и хочется спросить: а давно ли господин Есенбаев забегал в ближайший магазин?
Лично нас не удивляет, почему в народе недолюбливают орган, которым руководит Мажит Есенбаев и который только на содержание пяти машин центрального офиса, согласно данным официального сайта АЗК, тратит в год более 10 миллионов тенге.
Словом, складывается впечатление, что управленец из Мажита Есенбаева - слабый. Не зря же Балташ Турсунбаев столь жестко высказался в его адрес: "Антимонопольный орган у нас существует формально, а имя главы ведомства Мажита Есенбаева никто не знает, потому что он только присутствует в кабинете - удобный, беспринципный и не мешающий процветать коррупции…" (http://osdp-azat.info/news/2011/03/10/news_2714.html). Тут, как говорится, без комментариев…

Комментарии