"План нации - 100 конкретных шагов", инициированный президентом страны, уже вовсю претворяется в жизнь. Или все-таки прИтворяется?
Напомним, что инициатива направлена на реализацию институциональных реформ по модернизации государства и общества и призвана значительно улучшить качество жизни казахстанцев. Особенно примечателен раздел II Плана - "Обеспечение верховенства закона", посвященный правоохранительной и судебной системам страны. Не секрет, что именно отношения с законом и его стражами часто ввергают граждан в пучину печали и отчаяния. В этом смысле с судебно-правоохранительной системой может тягаться, пожалуй, только Министерство здравоохранения, связанное с теми же полицейскими и судьями тесными онтологическими узами различных экспертиз.
Так вот, на бумаге раздел II сулит казахстанцам просто рай земной. В 18 пунктах прописано буквально все - от усиления подотчетности судей и специального судебного жюри до общественных советов для рассмотрения жалоб населения на действия полицейских и модернизации КУИС на платформе государственно-частного партнерства.
А что происходит на деле?
Буквально на днях мажилис принял новый Гражданско-процессуальный кодекс. В котором, как заметил адвокат Джохар УТЕБЕКОВ, в последний момент появилась странная норма: Верховный суд теперь не будет рассматривать дела с суммой иска менее 2000 МРП для граждан и 30 000 МРП для юридических лиц. То есть если вы будете судиться менее чем за 4 млн. тенге, то при исходе дела не в вашу пользу на уровне региональных судебных инстанций все этим и закончится - ВС РК для вас закрыт. Поправку ввели, видимо, чтобы разгрузить верховных биев, не морочить им голову всякой мелочью. А еще говорят, что норма эта очень удобна для районных и областных служителей Фемиды - ведь теперь жалобщикам дорога в Астану заказана.
Между тем жаловаться традиционно есть на что - и не только в рамках ГПК. Не так давно была обнародована поразительная статистика: количество оправдательных приговоров по разным судебным делам в нашей стране колеблется в районе одного (!) процента. В то же время в странах ЕС их количество приближается к 30 процентам, а если вспомнить историю, то даже в СССР времен товарища Сталина обвинения признавали необоснованными в 15 процентах случаев судебных разбирательств. Судебная система Казахстана, таким образом, работает в одном режиме - тот, кто вступил в эту реку, сухим уже не выйдет.
Почему? Основных причин две. Первая - сложившаяся обвинительная практика судов - самых (якобы) непогрешимых в мире. Из-за этого, кстати, страдает профессионализм следствия - никто не заинтересован в тщательном досудебном расследовании, поскольку Фемида все равно накажет тех, кого уже довели до зала судебных заседаний. По большому счету, побыстрее засадить обвиняемого хотят полицейские и прокуроры, а защищают его только адвокаты. И то за вознаграждение.
Причина вторая вытекает из первой: исправить статистику и повысить шансы обвиняемых на справедливое решение мог бы помочь суд присяжных, однако его полномочия перманентно урезаются. Хотя пункт 21 раздела II Плана президента недвусмысленно провозглашает: "Расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым СУД ПРИСЯЖНЫХ ДОЛЖЕН ЯВЛЯТЬСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ". Однако обязательность воплощения директивы в жизнь полностью нивелируется сутью исполнения - суд присяжных хотели ввести для тех категорий дел, процент которых в общем потоке ничтожно мал. Но и это, видимо, показалось "слишком демократичным" - как утверждает тот же Утебеков, на днях прокурорское лобби даже не пропустило в парламент норму о расширении полномочий суда присяжных. При том, что в надзорном органе прекрасно знают, кто включил эту норму в Национальный план…
Если это действительно так, то получается очень интересное кино: раз можно просто игнорировать один из разделов Плана, то так ли уж обязательны все остальные - включая "СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА "АСТАНА" (AIFC) на базе инфраструктуры ASTANA EXPO 2017 С ПРИДАНИЕМ ЕМУ СПЕЦИАЛЬНОГО СТАТУСА" и "разработку и реализацию национального проекта укрепления гражданской идентичности "МЕНІң ЕЛІМ"?
Как говорится, прокуроры, видимо, неправы...
Тулеген БАЙТУКЕНОВ
Источник - Время |