СУББОТА, 25 АВГУСТА 2018 ГОДА
3359 1-05-2015, 00:00

Предпринимательство: бег с препятствиями

Малый и средний бизнес в Казахстане постоянно испытывает на себе влияние негативных факторов - от различных препятствий в виде административных барьеров до проблем с кредитованием и ведением финансовой документации. Нередко предприниматели остаются один на один с возникающими трудностями.

Парадокс ситуации заключается в том, что государство вроде бы нельзя упрекнуть в недостаточном или слабом внимании к нуждам отечественного бизнеса. Наоборот, в рамках Антикризисной программы и других специальных мероприятий власть прилагает максимальные усилия к тому, чтобы поддержать предпринимателей в условиях ухудшения общей экономической конъюнктуры. Только за последние несколько лет в разы увеличилось финансирование сектора МСБ. Достаточно вспомнить о суммах, выделяемых по программе "Дорожная карта бизнеса - 2020".

Помимо этого, ведется работа по оптимизации законодательного и налогового бремени, внедряется система льготного кредитования, создаются экспертные площадки для обсуждения совместных проблем, проводится информационная и консультативно-разъяснительная работа среди предпринимателей. О многом говорит акция "Президентская поддержка бизнеса", предусматривающая возможность прямого обращения предпринимателей к главе государства в случае столкновения с необоснованными административными препятствиями. 

Однако, несмотря на столь значительную государственную помощь, зачастую казахстанский бизнес не может стать полноценным субъектом экономических отношений, а в отношениях с государственными органами оказывается в роли потерпевшего. Почему количественное снижение административных барьеров не приводит к качественному улучшению ситуации в сфере взаимодействия государства с бизнесом? Ответ на этот вопрос не предполагает однозначного толкования и имеет как объективные, так и субъективные стороны. 

К числу общих проблем взаимодействия бизнеса с представителями органов власти эксперты, как правило, относят недостаточный уровень квалификации специалистов, взаимодействующих с предпринимателями. Правовая безграмотность сотрудников государственных (муниципальных) органов представляет особую опасность, считают сотрудники региональной палаты предпринимателей ЮКО, поскольку бизнесмены, получив неверный ответ или разъяснение, нарушают закон, оставаясь полностью уверенными в своей правоте. 

В доказательство они приводят простой вроде бы пример, когда руководители отделов акимата города Шымкента выдавали доверенности на представление интересов госучреждений в судах, не имея на то полномочий. На первый взгляд, это кажется безобидным недоразумением, но на самом деле такая позиция госчиновников вызывает вопрос: а не преднамеренно ли это делается? С каким умыслом?

Необходимость разобраться в этом появилась после многократных обращений представителей малого и среднего бизнеса к юристам региональной палаты предпринимателей с жалобами на некомпетентность отдельных чиновников, которые безосновательно представляли госорган, что в результате сказывалось на решении суда. Изучив материалы, юристы обнаружили, что на судьбу бизнеса порой влияли люди, не имеющие на то юридического права. Как-то в судебном разбирательстве с шымкентскими предпринимателями интересы отдела жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) по выданной его начальником доверенности представляла некая госпожа Дуйсенова, не работающая в этой госструктуре.

- Мало того что доверенности, не имеющие юридической силы, влекут за собой признание незаконности решений суда, так еще и сами доверенности являются незаконными, - отмечает начальник отдела по защите прав предпринимателей Кайрат Акенов.

Также в числе административных барьеров появились новые, ставящие предпринимателей в трудное положение. Связаны они с изменением позиции органов власти, с выходом новых разъяснений законодательства или с осознанием контролирующими органами своих ошибок, допущенных ранее. 

К примеру, еще в 2005 году Шымкентский акимат предоставил ТОО "Бикеш" земельный участок под строительство торгового центра со складскими помещениями и производственным цехом, определив его границы.

Работы, естественно, велись в строгом соответствии с проектом, утвержденным городским управлением архитектуры. Строительство завершили еще в 2012 году, но до сих пор не получен акт госприемки. Дело в том, что городские архитекторы вдруг решили, что фасад здания устарел, и предложили застройщику переделать его. Переделали. Но опять же градостроители возразили: объект не будет принят, поскольку оказался на красной линии. Хотя согласно генеральному плану Шымкента, утвержденному в том же 2012 году, торговый центр находится вне запретной черты.

Но если даже предположить, что объект заступил-таки за красную линию, то почему горакимат уже после утверждения генплана выдавал в частную собственность земельные участки, расположенные на одной линии с торговым центром, а после принял в эксплуатацию возведенные на них здания?

Где логика?

Бывает и такое, когда государственные учреждения, объявляя госзакупки, допускают ошибки при оформлении условий договоров. Но свою вину пытаются переложить на предпринимателей. Так случилось с шымкентским ТОО "Контакт", с которым был заключен договор на поставку продукции для РГП "Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники". Продукция, а именно стеклянные колбы, была доставлена поставщиком заказчику в полном объеме и в срок. Но заказчик вдруг заявил, что предприниматель поставил не то, что нужно, и подал иск в специализированный межрайонный экономический суд ЮКО о признании ТОО "Контакт" недобросовестным поставщиком. 

Однако в судебном процессе (к слову, в нем участвовали представители региональной палаты предпринимателей), удалось доказать, что фирма поставила продукцию согласно условиям договора, а само госпредприятие в документе допустило грубейшие ошибки, в результате чего и получились разночтения. 

Не меньшие проблемы испытывают и южноказахстанские фермеры. Уже несколько лет руководство Туркестанского района водит за нос директора крестьянского хозяйства "Нафиса" Абдрасилову. В свое время местный акимат благословил женщину на возделывание садов на суровой туркестанской богаре. Выделили ей участок в 30 гектаров на неосвоенной территории и пообещали подвести электричество и воду. Обрадованная сельчанка поторопилась высадить саженцы яблонь и винограда. Однако чиновники с обещанной водой не торопились. Фруктовые деревья стали засыхать. Женщине пришлось самостоятельно вырыть два колодца и качать воду для полива насосами. Сады у нее, конечно, цветут и плодоносят, но только благодаря ее собственным стараниям.

В крестьянском хозяйстве "Тажибай-ата" по вине работников Туркестанского отдела сельского хозяйства, допустивших описку в документах, получают субсидии на возделывание хлопчатника лишь на 6 га вместо 60. В результате земледелец недополучил более одного миллиона тенге государственных субсидий.

Набила оскомину и пресловутая тема тендеров. Сельчан интересует, почему их выигрывают предприниматели из других регионов, а не местные производители? И до каких пор добросовестные бизнесмены, имевшие неосторожность совершить законную сделку с лжепредпринимателями, будут привлекаться к ответственности? Почему же до сих пор не принят закон, защищающий честных контрагентов?

К слову, представители региональной палаты предпринимателей ЮКО сообщили, что изменения и поправки к соответствующему закону уже вынесены на обсуждение и скоро будут рассмотрены правительством РК.

Отказы в предоставлении земельных участков, лоббирование интересов отдельных лиц, невозможность получения субсидий, нехватка электроэнергии, сложности с тендерами, а также возникновение самых разных препятствий при реализации государственных программ - это далеко не полный перечень проблем, с которыми регулярно сталкиваются предприниматели Южного Казахстана. Большинство из них, увы, носит системный характер.

Автор: Рамзия Юнусова

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение