18-11-2011, 10:00

В противовес нетерпимости и насилию

Декларация принципов толерантности (терпимости) была принята 16 ноября 1995 года в Париже государствами - членами ООН в связи с участившимися актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения и других угроз и вызовов современного мира. С принятием данного документа толерантность приобрела статус морального императива, принципа, на котором должны основываться взаимоотношения людей, народов и стран в условиях глобализации.

Декларация определила понятие "то лерантность" как ценность и социальную норму гражданского общества, которая проявляется в праве всех индивидов гражданского общества быть разными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

В последние десятилетия это понятие становится все более употребляемым и востребованным, что отражает несомненный факт роста интолерантности (нетерпимости) в различных сферах и на различных уровнях человеческих взаимоотношений, наблюдаемых сегодня в мире.

Интолерантность, являясь антиподом толерантности, в своих крайних проявлениях может приобретать черты экстремизма и даже терроризма. Суть ее заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Такие проявления часто носят характер дискриминации, что подрывает принципы демократии. По этому поводу в упомянутой Декларации отмечено: "Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира".

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонационального Казахстана особую актуальность, обусловленную необходимостью сохранения межэтнического и межконфессионального согласия как главных факторов социально-политической стабильности в стране.

В контексте рассматриваемой тематики под религиозной (конфессиональной) толерантностью понимается лояльное отношение к представителям других вероисповеданий либо к неверующим, способность к бесконфликтному сосуществованию и взаимодействию в различных сферах общественной жизни. Религиозная толерант­ность является непременной предпосылкой и условием диалога между представителями различных конфессий как на институциональном уровне, так и на уровнях индивидуального и массового сознания.

Бесспорно, опыт Казахстана в продвижении идей религиозной толерантности является неопровержимым свидетельством того, что диалог и взаимопонимание могут стать реальной платформой демократических взаимоотношений между государствами, при этом многоконфессиональность воспринимается как бесценное богатство.

Сегодня мы уже можем говорить о том, что именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана. Достаточно обратиться к цифрам и фактам. Для нашего молодого государства гармоничное сосуществование 130 народностей стало не разъединяющим, а, наоборот, консолидирующим фактором. В стране действует более 4514 религиозных объединений. За последние 20 лет в независимом Казахстане не было сколько-нибудь заметного конфликта на религиозной почве. Руководство государства уделяет большое внимание вопросам формирования установок толерантного сознания и поведения, проблемам взаимоотношений между конфессиями, являясь гарантом соблюдения законности в этой сфере.

Такое стремление Казахстана получило признание и поддержку у лидеров мировых религий. Результатом этой деятельности стало проведение в 2003, 2006, 2009 годах в Астане трех Съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые явились важнейшим элементом политики государства в области укрепления межконфессионального мира и согласия. Неслучайно в качестве приоритета своего председательства в ОБСЕ Казахстан определил продвижение толерантности, взяв за основу девиз: "Доверие. Традиции. Транспарентность. Толерантность".

Вместе с тем не следует забывать того, что Казахстан является частью Центрально-Азиатского региона, считающегося одной из непредсказуемых зон в мире. Деятельность некоторых религиозно-политических организаций, направленная на распространение идей религиозного и религиозно-политического экстремизма, является серьезным вызовом современному миру. Сегодня эти организации пытаются дестабилизировать обстановку во многих странах мира, в том числе и в нашей.

До настоящего времени Казахстану удавалось избегать насилия экстремистского толка, подобного тому, который эпизодически имел место в соседних странах, где после распада Советского Союза ислам получил наибольшее распространение. В то же время известные события, связанные с религиозным экстремизмом и случившиеся у нас в последнее время, свидетельствуют о существовании реальной угрозы его распространения, которая определяется в большей мере внеш­ними факторами. В этом плане для Казахстана опасен не только сам религиозный экстремизм, но и его последствия, поскольку любая конфликтная ситуация в религиозной сфере легко может перейти в сферу социальной жизни и привести к самым трагичным результатам.

По этому поводу один из религиозных лидеров Давид Розен (Иерусалим) говорит: "К нашему смущению и стыду, даже если религия не является подлинным источником конфликта, часто оказывается, что она скорее усугубляет ситуацию, нежели помогает ее разрешить".

Поэтому с точки зрения эффективного обеспечения национальной безопасности необходима выработка комплекса мер превентивного характера в плане ограничения проникновения религиозного экстремизма, которые должны осуществляться на государственном уровне. Это такие меры, как регулирование деятельности конфессий и религиозных групп, проведение профилактических мероприятий по выявлению незаконно действующих представителей тех или иных религиозных объединений, а также выявление и локализация источников распространения литературы религиозной направленности, в которой пропагандируется насильственное изменение конституционного строя.

В этой связи президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Совета безопасности в июле текущего года дал поручения правоохранительным и иным государственным органам по выявлению и незамедлительному реагированию на религиозно-экстремистские проявления, следить за строгим соблюдением религиозными объединениями норм действующего законодательства.

Большой объем практических задач возлагается на Агентство по делам религий, созданное Указом главы государства. Одной из основных его задач является обеспечение межконфессионального согласия и стабильности в Казахстане, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями.

Прогнозируя состояние межконфессиональных отношений в нашей стране, следует отметить, что казахстанцы в целом обладают высоким ресурсом толерантности. Однако имеются достаточные резервы для его усиления. Ресурсы эти лежат преимущественно в более осмысленной и системной работе государственных органов, образовательных учреждений в плане религиозного просвещения населения, в первую очередь молодежи, информационного сопровождения государственной религиозной политики и деятельности ведущих традиционных конфессий. Необходимы совместные усилия общества и государства по противодействию экстремизму, утверждению и усилению принципов толерантности в казахстанском обществе, заблаговременное выявление конфликтогенных рисков и использование ресурсов толерантности в сфере конфессиональных отношений.

Именно так толерантность может стать противовесом насилию и нетерпимости, выступая в качестве механизма самосохранения общественной системы.

 Назым МУКАНОВА,

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК

Комментарии