21-10-2011, 07:12

В "Великой степи" места хватит всем

"Улы дала": долгосрочный проект или предвыборная "однодневка"?

В минувшую субботу в Алматы состоялась долгожданная презентация нового общественного объединения "Улы дала". Оно будет исповедовать принципы национал-либерализма и прогрессивного консерватизма, а руководство будет осуществляться коллективно. Таким образом, на политическом поле Казахстана появился еще один игрок, о будущем которого сегодня говорят многие СМИ страны. Что же представляет из себя новое движение и кто за ним стоит?

Прошлое и настоящее

Начнем с того, что "Улы дала" существует уже три года - в 2009-м группа активистов решила создать объединение, которое бы выступало за сохранение националь­ных традиций, за развитие родного языка, не допускало искажения истории казахов, что сегодня встречается на каждом шагу. Кое-кто сейчас считает, что со времени своего создания оно вовлекало в свои ряды все больше и больше сторонников, вследствие чего выросло до уровня республиканского. На самом же деле его деятельность никогда не была особо активной, и лишь в последнее время стала вестись работа по расширению числа участников движения, созданию региональных филиалов и представительств и т.д. Понятно, что "Улы дала" - это реанимированное полуанабиозное общественное объединение, на основе которого теперь создается крупная и амбициозная организация. Другой вопрос - кто в итоге принял решение сделать проект общенациональным и каково участие в этом администрации президента?

Несколько месяцев назад создатели и идеологи обновленной "Великой степи" начали проводить серьезную работу в регионах и плотно занялись структурированием нового объединения. Фактически мы имеем дело с общественной организацией, которая станет использовать партийные механизмы управления и своей структурой тоже будет напоминать политическую партию. О серьезности намерений ее создателей свидетельствует и их тезис о том, что "Улы дала" - это в первую очередь политическая сила. Кроме того, они сделали два важных заявления - о том, что в движении могут принять и принимают участие представители любой национальности, а также о том, что войти в его состав могут представители любых политических пар­тий страны. Образно говоря, "Великая степь" - это та организация, где даже враги и антагонисты могут найти точки соприкосновения и совместно решать какие-то вопросы. То есть это нейтральное поле для всех, своеобразная закрытая диалоговая площадка. Другое дело, с какой степенью успешности проект будет реализовываться.

Один из главных идео­логов нового движения Айдос Сарым в недавнем интервью, опубликованном на страницах Cen­tral Asia Monitor, в числе основных целей "Улы дала" назвал и такую - придать термину "национализм" более глубокое наполнение, нежели есть сейчас. В тот момент сразу пришла мысль о том, что речь идет об этноориентированной организации, которая не только будет противовесом радикальным национал-патриотическим движениям в Казахстане, но и станет некой альтернативой религиозному экстремизму. Однако на курултае 15 октября мы увидели картину не то чтобы совершенно иную, но не совсем такую, которую можно было представить до этого. В новой пар­тии не оказалось "клас­сических" национал-патриотов вроде Мух­тара Шаханова, Доса Кошима, Амангельды Кап­тагаева или Хасена Кожа-Ахмета. Зато мы с удовольствием выслушали речь такого толерантного человека, как председатель Ассоциации пенсионных фондов Айдар Алибаев. Уж Айдара Байдаулетовича националистом точно не назовешь, а вот патриотом - вполне. Это касается и многих других членов движения "Улы дала", среди которых демограф Макаш Татимов, президент Алматинской торговой палаты Избасар Бозбаев, ветеран войны в Афганистане имам Алдажар Сеитулы и многие другие.

В общем, "Улы дала", по всей видимости, преследует немного иные цели, чем казалось до этого. Ранее в кулуарах говорилось о том, что новое движение создается для координации действий национал-патриотических организаций в стране, но все это осталось на уровне домыслов. Конечно, идею национал­ориентированности никто не отменял, но деятельность объединения, по всей видимости, выйдет далеко за рамки этой идеи.

 

Цели туманны, цели ясны

Так какие же цели стоят перед новым общественным объединением? Думается, необходимо их строго градировать. Большинство аналитиков полагает, что "Улы дала" усиливается и расширяется только для того, чтобы отработать будущие парламентские выборы. Мол, движение поддержит одну из партий-оппонентов "Нур Отана" - Демократическую пар­тию Казахстана "Ак жол", Коммунистическую народную партию Казахстана, Общенациональную социал-демократическую партию "Азат" или партию зеленых "Руханият". В этом утверждении есть противоречие: в работе "Улы дала" принимают участие представители разных партий, а поэтому поддержать какую-то одну из них - значит дискредитировать движение в самом начале его деятельности. Это понимает любой здравомыслящий человек и тем паче сами члены "Великой степи", не представляющие интересы какой-либо из партий. При этом абсолютно ясно, что новое объединение примет самое непосредственное участие в выборах. Логично предположить, что оно будет действовать по ситуации: кто более перспективен, в том числе с точки зрения финансовых вливаний, тот и получит его поддержку. Другое дело, что некоторые люди из числа руководителей и участников "Улы дала" имеют определенный информационный потенциал: среди них есть владельцы СМИ или приближенные к медиа­пространству, которые так или иначе будут использовать его на выборах в интересах какой-то партии. Но это уже вопросы част­ного характера. Как нам кажется, на ближайших парламентских выборах "Улы дала" будет вести себя очень осторожно и сдержанно.

Не стоит ставить знак равенства между тем же Айдосом Сарымом как идеологом нового движения и им же как владельцем и куратором ряда интернет-сайтов. В первом случае речь идет о долгосрочной перспективе, а во втором, кроме всего прочего, и о получении дивидендов - финансовых и политических.

Если предположить, что предстоящая избирательная кампания даст новой-старой организации возможность попробовать свои силы непосредственно в горниле выборов, пройти боевую обкатку, то значит, перед ней стоят и долговременные задачи. Одним из возможных вариантов развития событий может стать трансформация движения в политическую партию в будущем. Это произойдет, скорее всего, не в ближайшие годы, но полностью исключать такой сценарий нельзя. К тому же трудно представить, что Айдос Сарым (которого сегодня называют неформальным лидером "Улы дала") в будущем не станет во главе какой-либо политической партии. В принципе, если вспомнить судьбу многих других общественных объединений, у нового движения иного выхода нет. Либо полностью и официально политизироваться, либо - быть преданным забвению.

Средства оправдывают цель

Многие сегодня задаются вопросом: располагает ли "Улы дала" достаточными средствами для того, чтобы считаться долгосрочным проектом? На курултае Избасар Бозбаев отметил, что новой организации чужд культ власти и денег. Однако для всех очевидно, что без серьезных финансовых вливаний ни один политический проект не жизнеспособен. Айдос Сарым сказал о том, что многие участники движения - серьезные бизнесмены, которые готовы вкладывать средства в деятельность "Улы дала". И вот здесь становится понятным, почему "Великая степь" является общественным объединением, а не политической партией. Ведь во всех регионах страны средние и крупные бизнесмены давно сидят на политической сворке - они оказывают финансовую помощь той или иной политической партии. Но здесь речь идет о финансировании этнополитического объединения, которое имеет серьезные амбиции, например, "разводить" все "казахские" вопросы с властью, иметь возможность влиять на политические процессы в Казахстане, ставить экономические и социальные вопросы…

Сегодня многие состоявшиеся люди, особенно в регионах, реально озабочены положением дел в стране. И поэтому они готовы вкладывать деньги в проект, который бы имел четко поставленные цели и идеологию. Связываться с политическими партиями они не хотят - слишком уж узко, мелко и ненатурально, к тому же за любой партией стоят конкретные люди, преследующие свои личные интересы. А вот некое движение, причем национал-патриотически ориентированное - это совершенно другое дело. Поэтому, как нам кажется, с финансами у "Улы дала" будет все в порядке. При этом параллельное финансирование какой-либо партии для бизнесменов на местах - не проблема. Тем более что под свои знамена создатели нового движения призвали людей, которые на свои средства, без всякой поддержки государства, помогают селам, аулам, самостоятельно обеспечивая людей рабочими местами и нормальной инфраструктурой.

Курултай собрал пред­ставителей практически всех казахстанских партий, исключая "аблязовцев" - членов Коммунистической партии Казахстана и партии "Алга!". Присутствовал даже пред­ставитель ОСДП "Азат" Амиржан Косанов, который обозначил, пожалуй, главный недостаток отечественных организаций подобного толка: "Слов много, дела мало". Кроме того, немного странно прозвучало вы­ступление лидера партии "Руханият" Серика Мамбеталина, который в резкой форме стал критиковать нынешнюю власть. Конечно, его эмоции можно списать на предвыборный зуд, однако говорил он о вполне серьезных вещах. К примеру, Мамбеталин резко высказался по поводу интеграционных инициатив президента Казахстана, заявив, что и Таможенный союз, и Единое экономическое пространство в итоге приведут нас к потере суверенитета.

Еркебулан Ильясов, председатель общественного объединения "Жас маман" ("Молодой специалист"), отметил необходимость вовлечения молодежи в производство. В принципе, об этом говорил и Айдос Сарым. По его мнению, большое внимание стоит уделить той категории молодежи, которая родилась и воспитывалась в период независимости. Это совершенно другой слой населения, люди с иным мышлением и совершенно иной категорией ценностей. Этот акцент - на работе с молодежью - еще раз заставляет сделать вывод о том, что "Улы дала" является долгосрочным и очень серьезным проектом.

 

Стратегия будущего

Теперь хотелось бы поговорить о том, какую пользу идеологического характера может принести "Улы дала" казахстанскому обществу. Конфликтные ситуации, которые в последнее время возникают в нашей стране, как известно, базируются на принципе "Свой - чужой". И от этого социум раскалывается, раскаляется и появляются нежелательные прецеденты. Вопросы, касающиеся казахского языка, проблемы оралманов, спор между "шала" и "нагыз" казахами - все это гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. И "Улы дала" - это та организация, которая в будущем может выступать в роли регулятора подобных конфликтов. И на это есть несколько причин.

Первая - это то, что Айдос Сарым является тем человеком, который держит руку на пульсе подобных проблем. Придерживаясь национал-патриотических взглядов, он при этом - чистый билингв и абсолютно толерантный человек. Пожалуй, на сегодня Сарым чуть ли не единственный, кто может быть модератором за столом переговоров между казахами и русскими, "шала" и "нагыз" казахами, противниками казахского языка и противниками языка русского. И именно его присутствие среди главных действующих лиц нового движения позволяет надеяться на то, что "Улы дала" преследует глобальные, а не сиюминутные и меркантильные цели. Обнадеживает и то обстоятельство, что Айдоса поддерживают уважаемые люди, которые никогда не боялись открыто высказывать свои мысли. Например, тот же Айдар Алибаев - ярый защитник государственности и один из самых откровенных критиков вла­сти.

В ближайшем будущем станет понятно, действительно ли в Казахстане появилась сильная организация, которая смо­жет стать связующим звеном между всеми политическими силами стра­ны, или это очередная предвыборная "однодневка". По крайней мере, зная некоторую подноготную создания "Улы дала", мы можем выразить надежду, что первый курултай - это только начало большого и интересного пути.

Игорь Хен

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии