Вывод войск США и других стран НАТО из Афганистана будет осуществляться через территории государств Средней Азии. В частности, перевалочным пунктом по дороге домой станет Узбекистан - страна с сильным исламистским подпольем. Не попадет ли Вашингтон в очередную ловушку? Не столкнется ли он со вторым Афганистаном? И вообще, зачем ему такой союзник, как Узбекистан?
Иллюзорное сокращение военной мощи
На первый взгляд может показаться, что после вывода контингента НАТО из Афганистана военная мощь США в Средней Азии серьезно сократится. Эти ожидания усиливаются намерением киргизских властей закрыть военную базу Манас, принадлежащую Штатам. Однако Белый Дом одновременно стремится заручиться поддержкой многих правительств среднеазиатских республик, в том числе Узбекистана.
Кажется, что американцы уходят из нестабильной Киргизии. Действительно, Манас был необходим только для обслуживания оккупационных войск в Афганистане. Когда война закончена, не имеет смысла содержать военную базу, расположенную в опасной зоне: в Киргизии в любой момент может начаться очередное восстание, и тогда американские военнослужащие окажутся в изоляции либо попадут под перекрестный огонь. В таких условиях Вашингтон хотел бы получить более стабильного союзника, например, Узбекистан, где на протяжении долгих лет существует довольно крепкий режим, не склонный к компромиссам и способный защитить себя от исламской и светской оппозиции.
Заигрывание с Узбекистаном может стать первым шагом к открытию новой американской базы в Средней Азии. Эта база будет аналогом аэродрома в Манасе, если тот будет закрыт для военной авиации Штатов. По мнению Информационно-аналитического центра по вопросам общественных процессов на постсоветском пространстве, США постараются создать в Узбекистане сразу несколько военных баз, причем с расчетом задержаться в республике как можно дольше.
О подготовке к введению американских войск в Узбекистан свидетельствует тот факт, что США исключили эту страну из списка опасных государств. По закону в странах, с повышенным уровнем опасности, военнослужащие Штатов должны получать дополнительную плату. Выходит, если в Узбекистане будет создана сеть американских военных баз, у Белого Дома получится сэкономить на оплате труда служащих, так как Узбекистан теперь официально считается мирной и безопасной страной. Не будем обсуждать, соответствуют ли эти заявления реальности: известно, что финансирование военных операций за рубежом сильно опустошает американскую казну, и для сокращения расходов подойдут любые честные и нечестные методы.
Узбекский "третий путь"
Исключение Узбекистана из списка опасных стран имеет еще одну цель: подлизаться к Ташкенту. Конечно, одобрив политику руководства республики, нельзя добиться взаимного расположения ее правящей элиты. Однако США не будут ограничиваться мелкими комплиментами: признание Узбекистана стабильным и безопасным государством - только один из множества шагов к сближению стран.
Разрыв между Вашингтоном и Ташкентом произошел в 2005 году, когда в Андижане начались массовые беспорядки. Тогда США осудили действия узбекских властей, которые использовали оружие для подавления исламистов. По мнению Запада, Ташкент был слишком неразборчив в применении силы, и вместе с боевиками пострадали гражданские. В свою очередь, Узбекистан посчитал такие заявления вмешательством во внутренние дела, и осадил западных дипломатов. В течение следующих нескольких лет отношения между США и Узбекистаном оставались, мягко говоря, холодными: Ислама Каримова поместили в один ряд с неприятными Западу ближневосточными правителями, а Узбекистан едва не приравняли к Сирии, Ирану и Северной Корее.
Сам Ислам Каримов и руководящая верхушка Узбекистана заявляют о том, что их страна придерживается нейтралитета. И в самом деле: после 2005 года Ташкент не бросился в объятия Москвы, а остался в гордом одиночестве. Выйдя из состава ОДКБ, Узбекистан осуществляет очень сложную многовекторную внешнюю политику, диверсифицируя риски и стараясь не слишком привязываться к своим партнерам. По мнению политолога Алексея Власова, несмотря на последние попытки Вашингтона подкупить Ташкент любезностью, Узбекистан пока не сделал свой выбор и охотно сотрудничает как со Штатами, так и с Россией.
Впрочем, США только начали свои заигрывания. Сейчас Америка подготавливает почву для того, чтобы в Узбекистане обосноваться. Так, из-за рубежа в республику поступает гуманитарная помощь, неправительственные фонды занимаются финансированием узбекских политических организаций. Как известно, такая активность - верный признак того, что Штаты в чем-то заинтересованы: бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и за инвестиции придется расплачиваться.
Грядет война?
Но в чем состоит интерес Соединенных Штатов? Ответ очевиден: после вывода войск из Афганистана и закрытия военной базы в Киргизии США хотели бы оставить в Средней Азии свои военные базы. Из всех среднеазиатских республик только Узбекистан более-менее подходит на роль военного союзника Штатов. Таджикистан слаб и постоянно находится на грани гражданской войны, Киргизия катится в пропасть, Казахстан - союзник России, а Туркменистан недвусмысленно заявил, что нейтрален, и не потерпит на своей территории ничьи базы - ни российские, ни американские. Остается только Узбекистан, хотя и там дела плохи: мало того что страна находится на грани войны с Киргизией и Таджикистаном из-за проблем в Ферганской долине, так из Афганистана еще могут нагрянуть боевики ИДУ. Исламское движение Узбекистана принимало активное участие в афганской войне и имеет богатый боевой опыт.
Однако Исламу Каримову удалось выстроить довольно надежную вертикаль власти, способную противостоять внутренним вызовам. А от войны с Киргизией и Таджикистаном Ташкент надеется защититься при участии американцев. Да-да, Ислам Каримов в предчувствии большой войны в Ферганской долине не прочь заручиться поддержкой Штатов. Правда, если он допустит на территорию Узбекистана американских военных, он станет зависим от Вашингтона. По всей видимости, Ислам Каримов сейчас находится перед выбором: стать вассалом США, автоматически защитившись от соседей, либо оставить Узбекистан независимым, но неспособным противостоять ИДУ, Таджикистану и Киргизии.
В текущей ситуации Россия может противостоять Америке можно только одним способом: предложить Узбекистану более выгодные условия военного сотрудничества. Однако что мы будем делать с военной базой, расположенной где-то в узбекских песках - неизвестно. Соседи Узбекистана могут озлобиться на нас, поскольку будут считать, что эта база направлена против них.
Зато куда разумнее будет заключение с Узбекистаном нескольких контрактов в области военного сотрудничества, касающихся, например, оснащения армии современными видами оружия. Помогут и новые договоренности в сфере экономики. Важно, чтобы Ислам Каримов чувствовал себя защищенным и знал, что, если в Ферганской долине начнется война, Узбекистан окажется в выигрышном положении. Именно поэтому Москва должна гарантировать Ташкенту, что не выступит против него и не будет поддерживать его противников, а также сделает все возможное для сохранения статус-кво. Тогда у Ислама Каримова не будет необходимости искать поддержку где-то за границей, приглашая в свою страну военных из США или других враждебных нам стран.
Артем ВИТ,
Военное обозрение