В казахской истории, как и в истории других народов, достаточно сложно оценить роль личностей исходя из вечного философского вопроса: то ли личность творит историю, то ли исторические законы сами выдвигают личность. Конечно, объективно сложившаяся в ту или иную эпоху социально-экономическая ситуация требует принятия кем-то ответственности за решения. И обязательно появляется личность, которая исполняет роль вершителя или реформатора, лидера или вдохновителя, или всего одновременно.
Момент истины
Но вся сложность в том, что объективные исторические условия не могут выдвинуть объективную личность. Фактор субъективности здесь играет главнейшую роль. Ведь в зависимости от того, каковы целевые установки, черты характера и уровень амбиций личности, она оказывает положительное или отрицательное влияние на ход истории.
В этом смысле появление видных казахских деятелей "Алаша" однозначно обусловлено объективными обстоятельствами конца 19-го - начала 20-го века. Ситуацией, которую можно охарактеризовать одной только фразой: низы не хотят жить по-старому, верхи не могут управлять по-новому. Российскую империю лихорадило, революции одна за другой вели к анархическому безвластию, и в таких условиях однозначно должны были появиться личности, которые в этой точке кризиса, проявив недюжинную силу воли, стали бы во главе социально-экономических преобразований.
Это был момент истины. На всей территории России активизировались национально-освободительные движения, возглавляемые национальными лидерами. Первым государством, образованным на развалинах империи, стала Украинская народная республика (7 ноября 1917-го), затем появилась Демократическая Республика Башкортостан (15 ноября 1917-го). Объявили о создании независимых республик Грузия, Азербайджан, Горская республика и другие.
В этом ряду казахи, на мой взгляд, занимают особое место. Ведь практически у всех оседлых народов Российской империи к тому времени уже были свои представители буржуазии (пусть и немногочисленные), и именно они возглавляли национально-освободительные движения. Все созданные новые республики были буржуазно-демократическими, возглавляли их влиятельные буржуа. И это естественно, поскольку именно капиталисты в большей степени стремятся к сохранению и приумножению своего богатства. А колониальная политика России не позволяла им в полной мере развивать свой бизнес. (Хотя, например, Азербайджан до революции производил до 5% промышленной продукции всей Российской империи).
Казахское Возрождение
В то же время на огромных просторах Казахской степи практически не было буржуазии, потому что не было капитализма как такового. Все еще господствовали феодальные и полуфеодальные отношения, большая часть казахов продолжала вести кочевой образ жизни. Существовавшие же артели и заводы принадлежали преимущественно русским и иностранным предпринимателям.
И в этих условиях надвигающегося социально-политического и экономического кризиса роль национальных лидеров взяли на себя не феодалы и буржуа, а ученые, писатели, просветители - словом, казахская творческая интеллигенция. И они представляли интересы не какого-то определенного класса, как происходило во всех революциях во все времена, а народа в целом: баев и шаруа, кочевников и городских жителей. Это самый поразительный и уникальный факт. Ведь обычно в революционных событиях интеллигенция выполняет роль духовных вдохновителей или пассивных наблюдателей, но никак не активных участников политических баталий.
В казахской же истории начала 20-го века практически каждый творческий деятель считал своим прямым долгом и миссией активно участвовать в становлении Казахской республики. Не все они были членами партии "Алаш", но всех их можно назвать приверженцами и поборниками одной национально-освободительной идеи, и в этом смысле они все были алашевцами. Ведь, согласно древним казахским преданиям, Алаша-хан, родоначальник тюрков, был основателем первого государства древних кочевников Евразии. Культ Алаша-хана, первого степного хана, был национальной идеей кочевых племен, что особенно проявилось в период образования Казахского ханства (XV-XVI вв.). Спустя сотни лет, в начале 20-го века, алашевцы, потомки своих мужественных предков, не имея меча в руках, но обладая небывалой силой духа и самопожертвования, объединились и реализовали национальную идею - создали Казахскую республику.
Можно сказать, это была эпоха Возрождения и Просвещения в казахской истории. Ведь, повторимся, практически все деятели "Алаша" были творческими людьми: писателями, поэтами, учеными, просветителями. Никто из них не преследовал узкокорыстных целей сохранения и приумножения собственного богатства или обладания безграничной властью - хотя бы потому, что никто из них не был ни монархистом, ни капиталистом, ни пролетарием. Все они были прежде всего патриотами своей земли и народа, людьми с активной гражданской позицией.
Собирание земель
Именно искренняя убежденность в том, что на них возложена великая миссия создания Казахской республики, вдохновляла и народные массы. Поэтому авторитет алашевцев среди простого населения был огромен, а влияние на умы очень сильным. Это пугало сначала Временное правительство, а затем и большевиков.
Представители и последователи "Алаша" смогли отстоять границы Казахской АССР, а потом и Казахской ССР именно в тех пределах, которые мы имеем сейчас. Огромная территория с разведанными большими запасами природных ресурсов, уже тогда заселенная русскими и украинскими переселенцами, была раздираема на части, и изучение исторических документов показывает, с каким трудом алашевцы собирали разрозненные в результате административно-территориальной политики царского колониализма казахские земли. Ведь в составе Российской империи Казахстан как собирательная административно-экономическая и политическая единица не существовал. В азиатской части империи располагались девять областей: Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская, Сыр-Дарьинская, Закаспийская, Самаркандская, Ферганская. Было также два генерал-губернаторства: Степное и Туркестанское. Собрать из всех этих областей и губерний Казахскую республику как целостную этническую территорию было практически невозможно, учитывая, что уже тогда половину населения составляли русские, а Сибирское бюро партии большевиков активно сопротивлялось воссоединению исконно казахских земель. Большие споры возникали вокруг Акмолинской и Семипалатинской областей, Павлодарского, Кустанайского, Кокчетавского уездов и др.
Все эти серьезные территориальные противоречия требовали от представителей казахской интеллигенции большого мужества и самоотверженности для отстаивания интересов коренного населения. Имея разногласия по многим вопросам национально-государственного устройства, они были единодушны в территориальном вопросе, и это непоколебимое единство, на мой взгляд, стало главным катализатором формирования самостоятельной республики. Ведь, как известно, Ленин изначально был против этого. Однако именно он созвал специальное заседание Совета народных депутатов в 1920-м для разрешения казахского территориального вопроса. Выслушав все стороны, он дал распоряжение не разделять спорные степные районы на западе и востоке и целиком передать эти земли создаваемой Казахской автономной республике. И в том же году Лениным был подписан Декрет об образовании Казахской АССР, согласно которому все спорные территории вошли в состав Казахской автономии. Но территориальные споры на этом не закончились. Неоднократно Сибирский комитет предпринимал серьезные усилия по отторжению спорных земель. Казахская интеллигенция отстаивала каждую пядь казахской территории, вступая в открытое противоборство с большевистскими органами власти. Эта упорная борьба закончилась подписанием 26 января 1922 года постановления о границах Казахской республики, а в ноябре 1924-го в результате национально-территориального размежевания к Казахской АССР были также присоединены территории Семиреченской и Сырдарьинской областей.
Представителям казахской интеллигенции - А.Бокейханову, А.Байтурсынову, М.Дулатову, А.Беремжанову, М.Шокаю, Ж.Акпаеву, М.Тынышпаеву, А.Ермекову, С.Ходжанову, Т. Рыскулову, С.Мендешеву, С.Сейфуллину, С.Асфендиярову, С.Садвокасову, Н.Нурмакову и другим - мы обязаны своей огромной территорией, девятой по размеру в мире, которая на сегодняшний день является нашим главным преимуществом в глобальной конкуренции.
Мозг и сердце нации
Как такая большая, уже тогда очень богатая ресурсами и возможностями территория была отвоевана без оружия, армии и финансов? Каким образом, не имея серьезных рычагов давления и достаточного представительства в центральных органах власти в Москве, казахи сумели отстоять практически все территориальные интересы? Почему Ленин полностью принял сторону представителей казахской интеллигенции и не пошел на компромиссное решение территориального спора?
Конечно, на то был целый комплекс причин. Во-первых, казахская делегация аргументированно доказала, что это были исконно казахские земли. Во-вторых, Советское правительство находилось еще в сложном политическом положении и не могло допустить усиления межнациональной вражды. Однако если вспомнить, что со многими другими народами большевики особо не церемонились и достаточно вольно определяли границы автономных республик, то названные выше причины вряд ли можно назвать главными.
На мой взгляд, имел место и субъективный фактор (он, кстати, часто играет ключевую роль в истории.) Это как раз влияние личности, а в данном случае личностей на ход исторического развития. Как известно, Ленин неуважительно относился к интеллигенции и как-то назвал ее "вшивой", добавив, что она не мозг нации, а дерьмо. И каково должно было быть его удивление, когда именно казахская интеллигенция, не имевшая за своей спиной ни армии, ни организованного пролетариата, повела отчаянную борьбу за целостность этнической территории в стремлении сформировать базу для этнополитического, культурного и экономического сплочения нации. Казахская интеллигенция была не только мозгом нации, но и ее сердцем, средоточием ее духовного порыва, добровольной жертвой. И Ленин не мог не оценить этого. Я думаю, что народ, чья интеллигенция бескорыстно и добровольно жертвует собой во имя идеи национального подъема, имеет право на величие.
Несмотря на то, что долгие десятилетия самостоятельность Казахской республики, как и других республик Союза, была формальной, сам факт наличия юридической самостоятельности сыграл свою огромную роль в 1991 году, когда Казахстан стал независимым. Создание Казахской ССР, несомненно, было достижением именно казахской интеллигенции, последователей "Алаша", которые, не испытывая симпатий к советской власти, тем не менее признали ее и служили ей ради своего народа. Они умело использовали предоставленную революцией возможность, не преследуя краткосрочных интересов, но реализуя далеко идущую стратегию. И в этом смысле их можно назвать отцами-основателями Казахской республики. Не ханства и не государства, но единой целостной нации, которая во многом благодаря их самопожертвованию сохранила самоуважение и национальное достоинство в самых тяжелейших испытаниях.
Экономическое противоборство
Но, несмотря на серьезные успехи в территориально-государственном плане, им не удалось в полной мере отстоять экономические интересы Казахской республики. Алашевцы, несомненно, придерживались правых взглядов, суть которых сводилась к необходимости объективного анализа социально-экономических условий и последовательного, поэтапного решения имеющихся проблем. В первую очередь это касалось перевода кочевых казахов на оседлость. Неоднократно алашевцы говорили о губительных последствиях для казахского населения тех мер, которые были приняты советским руководством в 1930-е годы. Их позиция основывалась на учете специфических природно-климатических условий, сложившихся экономических отношений, традиционного уклада жизни и культуры казахов. Однако сторонники сталинской коллективизации, обвинив алашевцев в национал-уклонизме, установили нормы содержания скота в 6-7 голов в личной собственности, что привело к массовому вымиранию казахского населения.
Активно противостояли алашевцы и проводившейся индустриализации в том виде, в каком она осуществлялась в Казахстане, то есть созданию сырьевой базы для промышленного развития российского центра. Их доводы основывались на экономических расчетах и обоснованных фактах наличия всех условий для развития перерабатывающей промышленности и производства товаров в самой республике. Они пророчески поднимали проблему "сырьевого проклятия", которая сегодня, возможно, даже более актуальна, чем сто лет назад. И сейчас, как и тогда, этот вопрос остается нерешенным. Хотя, конечно, определенные меры по преодолению негативной тенденции предпринимаются.
Алашевцы во главу угла ставили исключительно национальные интересы. Поэтому, учитывая такой серьезный фактор, как инерция социально-экономического развития народа, они настаивали на постепенном переходе от кочевого образа жизни к оседлому. Для перестройки сознания людей требуются время и соответствующие условия. Необходимо предлагать людям альтернативные виды деятельности, в том числе через создание новых рабочих мест. Для этого нужно сначала построить заводы и фабрики, фермы и артели, и тогда люди сами, увидев преимущества оседлой жизни, изменят традиционный уклад. При этом важную роль должны играть пропаганда и идеологическая работа.
Вопрос инерционного развития народа актуален и сегодня, когда осуществлен переход от социалистического способа производства к капиталистическому. Основная масса казахстанцев даже спустя двадцать лет после этого перехода остается патерналистски настроенной, особенно в провинции. Они целиком и полностью полагаются на государство и искренне полагают, что оно позаботится о них. Это объективный факт наличия инерции мышления. Лишь небольшой процент активных людей может быстро перестроиться и кардинально измениться. Поэтому государство не должно снимать с себя ответственность за социальное благополучие населения (одновременно создавая условия для развития предпринимательства в стране). И тем более нельзя упрекать людей в том, что они не хотят или не умеют работать.
Кстати, подобные упреки были направлены и в адрес алашевцев, когда они защищали казахское население от скорого и принудительного перехода к оседлости и от коллективизации. Игнорирование объективных факторов привело к массовым потерям, последствия которых еще очень долго будут отражаться на нашем народе. Эта огромная трагедия в истории казахов стала предтечей еще одной трагедии, не меньшей по своей значимости и последствиям: физическое уничтожение ярких представителей казахской интеллигенции, алашевцев. Но уничтожить человека физически - не значит истребить его дух. Тем более человека творческого. А алашевцы были исключительно творческими, духовно возвышенными людьми. И энергетика их духа неистребима. Время не властно над таким мощным пассионарным всплеском казахской творческой, научной и политической мысли.
Айгуль ТУЛЕМБАЕВА,
профессор МАБ, доктор экономических наук