ПЯТНИЦА, 23 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА
4-09-2009, 00:00

Открытое письмо Президенту Республики Казахстан Н.А.Назарбаеву


Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Нам стало известно, что по Вашему указанию созданы и работают рабочие комиссии по науке, и, кажется, в начале сентября запланировано Ваше выступление по проблемам посткризисного развития науки в республике.

Мы, люди, имеющие немалый опыт и знания в области фундаментальной науки и организации управления наукой, движимые стремлением внести свою лепту в процесс ее развития, решили изложить сложившуюся на сегодня ситуацию.

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Президенту Республики Казахстан Н.А.Назарбаеву

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Нам стало известно, что по Вашему указанию созданы и работают рабочие комиссии по науке, и, кажется, в начале сентября запланировано Ваше выступление по проблемам посткризисного развития науки в республике.

Мы, люди, имеющие немалый опыт и знания в области фундаментальной науки и организации управления наукой, движимые стремлением внести свою лепту в процесс ее развития, решили изложить сложившуюся на сегодня ситуацию.

Мы отдаем должное многим Вашим начинаниям и инициативам в сфере индустриально-инновационного развития. Вместе с тем мы с болью воспринимаем имеющие место серьезные негативные явления в области науки, которые способны затормозить и даже разрушить научный потенциал республики. Мы считаем, что главной их причиной является слабость управления наукой.

Управлять наукой сложнее, чем сферами материального производства и другими отраслями интеллектуального труда. Использование административных методов без опоры на научные, творческие силы и институты, без ведущей роли последних принесет больше вреда, чем пользы. Крупный научный потенциал Казахстана, создававшийся десятилетиями, в переходный период во многом был утрачен. Вот некоторые примеры, характеризующие состояние науки в стране.

1. Академическая наука, ранее представленная 40 научно-исследовательскими институтами и организациями Национальной академии наук и 39- Казахской академии сельскохозяйственных наук, пришла в упадок. Многие из этих научных учреждений преобразованы и реорганизованы в АО, ТОО и ДГП, раздроблены, расподчинены существуют ради существования.

2. В годовом отчетном докладе Академии наук за 1993 год указывалось, что в Казахстане за годы Советской власти сложились и успешно работают (в основном по техническим и естественным наукам) 12 научных школ, которыми руководят крупные ученые и научные труды которых соответствуют уровню всесоюзной и мировой науки. На сегодня эти научные школы в большинстве своем ныне захирели или вовсе исчезли.

3. Высшее научное звание "академик", ранее присваивавшееся выдающимся ученым, ныне обесценилось. Вместо упраздненной в 1996 году самостоятельной Национальной академии наук и Казахской Академии сельскохозяйственных наук возникли и зарегистрированы, по некоторым данным, 22 новые академии наук со статусом общественных объединений: Академия экономических наук, Академия правовых наук, Академия наук высшего образования, Академия инженерных наук и др. В них состоят более одной тысячи "академиков". Все это тоже свидетельствует об упадке престижа науки и ученого в Казахстане.

4. Нет единого центра государственного управления. В ведении главного органа в области науки - Министерства образования и науки - находятся только 57 из 421 научной организации, приходится лишь 4,6% государственных затрат на НИОКР, в том числе на фундаментальные исследования - 1,6%. 109 наиболее солидных научных структур находятся в ведении отраслевых министерств и ведомств, и на них приходится половина бюджетных затрат. Причем эти средства в значительной степени используются по-чиновничьи - для подготовки различных ведомственных материалов, отчетов, разработок, представлений и справок, не имеющих прямого отношения к научным исследованиям.

5. Интерес к результатам и разработкам научных исследований отечественных институтов, к внедрению их в производство внутри республики сильно упал. В то же время повышенный интерес к ним проявляют зарубежные структуры и ученые.

6. В переходный период не удалось создать благоприятного климата для активной научной деятельности ученых - как старшего, так и молодого поколений.

7. Бесконтрольность и низкая требовательность стали нормой в подготовке нового поколения ученых через аспирантуры и докторантуры. Несколько лет назад было официально объявлено об упразднении этих ученых степеней в ближайшем будущем, и окончательным сроком установлен 2010 год. В связи с этим началась массовая защита диссертаций в ущерб их качеству - лишь бы успеть получить научные степени. Переход к западной системе (магистр и доктор философии - PhD) из-за стихийности процесса, можно сказать, проваливается. Подготовку магистров с двухлетним обучением пустили на поток - только за один 2009 год "подготовлено" более 300 магистров. Нередкими стали случаи, когда с приездом и участием второго иностранного научного руководителя за один присест (за неделю) некоторые национальные университеты выдавали дипломы 6-8 докторам философии.

Мы уверены, что эти и многие другие серьезные недостатки в сфере науки во многом проистекают из слабости и неэффективности управления наукой.

Проанализировав существующие и предлагаемые модели управления наукой, мы пришли к выводу: в современных условиях оптимальной и ведущей моделью организации фундаментальной науки и управления наукой в Казахстане является Национальная академия наук, выстроенная на новой основе. Это проверенная, отлаженная модель высшего научного центра, объединяющего научно-исследовательские институты разных отраслей науки. А в качестве уполномоченного органа государства по науке желательно создать Министерство науки и высшего образования. Национальная Академия наук РК будет играть роль главного партнера высших государственных органов в выработке национальной научной политики и в ее реализации.

Зиманов С.З.,

академик, доктор юридических наук

Калиев Г.А.,

академик, доктор экономических наук

Мукашев Б.Н.,

академик, доктор физико-математических наук

Блиев Н.К.,

академик, доктор физико-математических наук

Кошанов А.К.,

академик, доктор экономических наук

Ракишев Б.Р.,

академик, доктор технических наук

Елешев Р.Е.,

академик, доктор сельскохозяйственных наук

Сембаев Д.Х.,

академик, доктор химических наук

Елемесов К.,

академик, доктор сельскохозяйственных наук

Мелдебеков А.М.,

академик, доктор сельскохозяйственных наук

Комментарии