21-09-2012, 01:09

Работа найдется всем

Охватить программой "Занятость-2020" до полутора миллионов человек, а уровень безработицы, начиная с 2015-го, удерживать на уровне 5,5% - такую амбициозную задачу поставило перед собой правительство Казахстана. Под реализацию программы выделяются немалые деньги, и первые результаты уже есть. Какие? Об этом рассказывает вице-министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов.

Прежде чем говорить о реальных  результатах программы, хочу напомнить, что она начиналась не с нуля. За годы независимости в Казахстане соз­дан динамично развивающийся рынок труда. Уровень экономической активности населения повысился на 3,3%. Численность экономически активного населения увеличилась на 1,3%. Более трети занятого населения являются самостоятельно занятыми. Что касается уровня безработицы, то за период с 2000-го он снизился более чем в два раза, и сегодня численность безработного населения составляет 473 тыс. человек.

Однако, несмотря на позитивные показатели рынка труда, проблемы, конечно, еще есть. Например, неэффективная занятость населения. В соответствии с методикой статистической оценки количественных показателей на рынке труда, основанной на рекомендациях Международной организации труда, сегодня в стране 27 млн. человек, или 32%, являются самостоятельно занятыми. Это экономически активная часть населения. Они не являются наемными работниками, но и не считают себя безработными. Хотя детальные изучения и исследования говорят о том, что большее количество "самозанятых" граждан, соответствуя статусу по методике, на самом деле могут иметь низкие, нестабильные источники доходов, и, самое главное, "выпадают" из накопительной пенсионной системы и системы обязательного социального страхования.

Как показывает мировая практика, по мере повышения экономического уровня страны и роста спроса на трудовые ресурсы заинтересованность в самостоятельной занятости падает, поэтому сегодня значительные усилия направлены на возможное увеличение продуктивной занятости этой части населения. Новая программа занятости, принятая в Казахстане в прошлом году, как раз и ставит перед собой задачи по развитию кадрового потенциала для реализации программ индустриально-инновационного развития. Исходя из реальной ситуации на рынке труда, предусматриваются и новые подходы.

Прежде всего, это активизация населения. Причем фокус мер государственной поддержки значительно расширен - помимо безработных и малообеспеченных, программа направлена на решение вопросов самозанятого населения. Приоритетные возможности предоставляются сель­ской молодежи.

Вместе с тем опыт реализации программы показал, что требуется проведение коррекции мер государственного регулирования рынка труда. Это напрямую соотносится с задачами, обозначенными в сфере занятости главой государства в его программной статье "Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу всеобщего труда".

Программа занятости предусматривает повышение трудовой активности населения, организацию трудоустройства в реальном секторе экономики. Но сама по себе новых рабочих мест она не создает, поэтому требуется четкая взаимосвязь всех мер государственной поддержки в профобучении и содействии занятости населения, включая мероприятия программы занятости в сочетании с проектами, реализуемыми в регионах. Для этого разработаны карты занятости регионов на среднесрочный период. Они включают в себя, с одной стороны, сведения о потребностях в кадрах на всех реализуемых в регионах проектах, с другой - источники трудовых ресурсов (самозанятые, безработные, выпускники университетов и колледжей, мигранты, освободившиеся из мест заключения, воины, демобилизованные из рядов армии, высвободившиеся и прочие). По карте занятости баланс трудовых ресурсов на региональном рынке труда определяется путем сопоставления ожидаемого дополнительного спроса на трудовые ресурсы с предложением на рынке труда. Такое сопоставление позволяет установить дефицит или избыток трудовых ресурсов на региональном рынке по основным категориям работников, поэтому меры по устранению дисбаланса на рынке труда могут включать в себя и создание дополнительных рабочих мест, и привлечение инвестиций, и развитие предпринимательства, и корректировку госсаказа на обучение… Сюда же следует отнести мероприятия, предусмотренные в рамках программы занятости и программ развития территорий, а также проведение разумной миграционной политики.

Нельзя не отметить и следующий момент. Чтобы определить необходимые границы и объем помощи населению для реализации программы занятости, нужно было уточнить статус и структуру самостоятельно занятого населения. В этих целях необходимо было, в первую очередь, пересмотреть статус лиц, занятых производством продукции для собственного потребления на личном подсобном хозяйстве, методологию учета самозанятых и безработных граждан с учетом критериев поиска работы.

Говоря же о результатах, надо сказать, что с начала реализации Программы занятости-2020 в нее было вовлечено 170 тыс. человек, включая 115 тыс. трудоустроенных. В рамках программ развития территорий только с начала года трудоустроены 111,6 тыс. человек, в том числе на социаль­ные рабочие места 9,3 тыс. человек, в рамках молодежной практики - 4,6 тыс. человек. Более двенадцати с половиной тысяч граждан были направлены на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, а еще почти 8 тысяч человек - на общественные работы.

Хочется отметить, что все эти мероприятия имеют схожий характер и ставят перед собой одну цель - содействие занятости населения, а потому все они могут быть объединены и включены в единую Программу занятости-2020.

Надо признать, что неэффективное управление рынком труда во многом связано с несовершенством прогнозирования потребностей рынка труда и отсутствием гибкости в системе образования. Чтобы исправить это, начиная с 2014 года, будут разрабатываться пятилетние прогнозы развития рынка труда на основе баланса трудовых ресурсов страны. Уже сегодня мы проводим эту работу и имеем отчетные балансы за прошедшие годы. Что же касается среднесрочной перспективы, то в дальнейшем мы намерены использовать карты занятости регионов и разработанную методику определения потребности в кадрах с учетом развития отраслей экономики, объемов произведенной продукции и услуг.

Что касается текущей потребности в кадрах, то сегодня источником информации служат сведения о вакансиях, представляемые работодателями в соответствии с законом "О занятости населения", а уже со следующего года вводится специальная статотчетность о текущей потребности работодателей в кадрах в разрезе специальностей и профессий. Именно эти цели и задачи и будут оставаться актуальными в сфере занятости на период до 2020 года.

Если же коснуться перспектив и ожиданий от всех наших усилий и вложений, то, думаю, положительные тенденции на рынке труда сохранятся. Этому способствуют масштабные меры по индустриализации, которые реализуются в стране: в 2011-2015 годы будут введены в строй более 600 проектов - новые фабрики, заводы, перерабатывающие производства... К тому же системная поддержка оказывается малому и среднему бизнесу, а это тоже является источником новых рабочих мест.

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии