7578 20-11-2019, 15:30

Единственный авиационный вуз Центральной Азии: курс на кардинальное улучшение

Пилотов, авиаинженеров, авиадиспетчеров, специалистов по организации перевозок и авиационной безопасности сейчас готовят в стенах единственного в Казахстане авиационного вуза – Академия гражданской авиации. О его нынешней работе и ближайших перспективах рассказывает ректор, кандидат экономических наук Бекен Сейдахметов.

Экзамен временем

Авиационные перевозки в Казахстане, как и во всем мире, ежегодно растут и по оценкам экспертов уже через 10-15 лет авиационной отрасли страны дополнительно потребуется более 1200 пилотов и свыше 1500 авиационных инженеров, а также несколько тысяч специалистов по обслуживанию пассажиров и инфраструктуры аэропортов.

Дефицит квалифицированных кадров ощущается уже сейчас, но пока он восполняется специалистами из-за рубежа – более 650 иностранцев трудятся в настоящее время в гражданской авиации страны.
На такое положение дел повлиял целый ряд факторов, в том числе и то, что долгое время Академия гражданской авиации не поспевала за растущими потребностями воздушного транспорта. Тому было много причин, включая, недостаточное финансирование и внимание со стороны государства. А между тем, в гражданской авиации страны стремительно шло обновление авиационной техники, внедрялись международные стандарты работы и передовые технологии.

Но, несмотря на это, Академия гражданской авиации, которой в следующем году исполняется 25 лет, все же смогла создать достаточный интеллектуальный потенциал и учебно-материальную базу для подготовки и переподготовки авиационных специалистов. А по оснащенности тренажерами Академии нет равных на постсоветском пространстве.

Сейчас Академия активно приступила к совершенствованию своей работы в соответствии с требованиями и вызовами времени. Но об этом чуть позже, а пока о том, с каким багажом подошла Академия гражданской авиации к новому рубежу своей истории...

Точка опоры

В настоящее время все образовательные программы Академии полностью соответствуют требованиям ICAO, которые предъявляются к авиационным учебным заведениям гражданской авиации. Вуз имеет необходимые разрешительные документы и инфраструктуру для обучения студентов и повышения квалификации уже действующих авиаспециалистов в собственных Учебных Центрах, программы которых соответствуют всем международным стандартам и мировой практике.

С 2013 года на базе Академии успешно функционирует третий на просторах СНГ (после Москвы и Киева) субрегиональный учебный центр по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации (ICAO). Его материально-техническая база, учебно-методическая документация и инструкторский состав сертифицированы этой организацией. Центром подготовлено сотни авиаспециалистов высокой квалификации по авиационной безопасности, которые оказались также востребованными в правоохранительных и силовых структурах.

В Академии действует Центр подготовки технического персонала, в котором обучение техническому обслуживанию воздушных судов ведется пока еще в соответствии с национальными требованиями. Однако с 2020 года вуз намерен начать подготовку специалистов категорий A, B1 и B2 по программе Европейского агентства по безопасности полетов (EASA -PART-66/147).

Ведущуюся сейчас подготовку специалистов по авиационным перевозкам и логистике с 2020 года планируется организовать в соответствии со стандартами Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА). Для этого будет создан соответствующий специализированный центр.

Три года назад в Академии был открыт Центр подготовки пилотов. У студентов теперь есть возможность получать навыки пилотирования на современных тренажерных комплексах Boeing-737, Аirbus-320 и FNTP-II Alsim, которые не имеют аналогов в регионе.

Собственный флот учебно-тренировочных самолетов и опытные инструктора – одно из больших достижений Академии. Первые шаги в небо студенты делают на современных одномоторных самолетах Tecnam-2002, а потом уже пересаживаются на двухмоторный самолет Diamond D-42. На нем, как на большом авиалайнере, можно летать, ориентируясь только по приборам и даже в ночное время.

После обучения, прохождения летной и тренажерной практики и сдачи экзаменов в уполномоченной организации в сфере гражданской авиации, выпускники получают свидетельство коммерческого пилота (CPL), отвечающее требованиям ICAO.

Академия для повышения конкурентоспособности своих студентов направляет их в авиационные летные школы Европы. В настоящее время в Чехии осваивают азы летного дела 30 наших студентов. Занятия у студентов второго курса будут идти 18, а третьего курса - 15 месяцев.
В Академии успешно функционируют магистратура и докторантура (PhD), а также активно начинает вестись научная работа, направленная на решение проблем и вызовов, с которыми авиационная отрасль может столкнуться уже в ближайшее время. Научные специалисты Академии ведут исследования по разработке стратегии обеспечения воздушного транспорта высококвалифицированными кадрами, внедрению технологий профайлинга, регламентированию и обеспечению полетов беспилотных авиационных систем, обработке и научному анализу данных на основе искусственного интеллекта и машинного обучения для эффективного использования информационных ресурсов и др.
В перспективе будет создана научная инфраструктура по реализации совместных с международными центрами и вузами научно-прикладных проектов и исследований, продвижению передовых технологий на авиапредприятиях РК.
Кроме того, в Академии готовят специалистов аэронавигации, а в структуре вуза имеется еще авиационный колледж и своя военная кафедра. И что очень важно – в Академии работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и опытные инструкторы, создана соответствующая учебная база.
Все это делает казахстанский авиационный вуз привлекательным не только для молодежи страны, но и соседних государств – у нас обучаются студенты из Афганистана, России, Таджикистана и Узбекистана.

Новые горизонты

В Академии гражданской авиации уже разработана и принята программа развития на 2020-2025 годы. В этом документе определена ее миссия как конкурентоспособного вуза на мировом рынке подготовки высококвалифицированных авиационных специалистов, уровень которых соответствовал бы всем требованиями ICAO, EASA, IATA.
На первом этапе до 2021 года будет существенно повышен профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава и инструкторов путем их обучения в международных авиационных центрах.
Для интегрирования образовательного процесса в международную систему будут модернизированы учебные программы Академии в соответствии с требованиями EASA и IATA. Академия вступит в Международную ассоциацию авиационных вузов (ALICANTO). Сюда будут привлечены зарубежные профессоры и инструкторы. Качественный набор абитуриентов будет обеспечиваться эффективным маркетингом.
На втором этапе до 2023 года планируется провести сертификацию специализированных учебных центров Академии в соответствии с требованиями EASA и IATA. На этом этапе мы начнем обучать всех студентов только на английском языке. Качественно повысится образовательный уровень магистратуры и докторантуры (PhD), будут открыты программы MBI по авиационному менеджменту и DBI.
И уже на третьем этапе до 2025 года Академия достигнет статуса вуза мирового уровня. Прежде всего, по такому показателю как наличие у всех наших выпускников, помимо дипломов о высшем образовании, еще и сертификатов и свидетельств EASA и дипломов IATA. Академия будет иметь развитую современную инфраструктуру для обучения студентов и авиационных специалистов на международном уровне. Значительно расширится и окрепнет стратегическое партнерство с ведущими авиационными учебными центрами мира.
Создать в Казахстане международный центр подготовки авиационных специалистов и научных исследований, способный удовлетворить потребности авиатранспортного комплекса нашей страны, возможно только при поддержке государства и непременном условии того, чтобы Академия гражданской авиации получила статус специализированного авиационного вуза Республики Казахстан. Это позволит Академии вести свою деятельность в соответствии с требованиями международных стандартов в области подготовки авиационных специалистов для гражданской авиации и не противоречить нормам, которые действуют в сфере высшего образования у нас в стране.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии