Инвесторы для нашей страны всегда были пусть и дойной, но все же священной коровой. По крайней мере, об этом регулярно с самых высоких трибун заявляли чиновники всех мастей и рангов. Да и всякого рода налоговые, таможенные и прочие преференции откровенно намекали на то, что за возможность присосаться к финансовому кранику наше государство готово платить адекватную цену. Но инвестор инвестору - рознь, и за ценой в некоторых случаях тоже можно постоять. Например, тогда, когда в роли «спонсора» экономики выступает не конкретный владелец заводов, газет, пароходов, а население собственной страны. Тут, как показывает опыт внедрения обязательного медицинского страхования, можно обойтись без церемоний и тем более преференций.
Инвесторы поневоле, или «Опыт дурака»
В новогоднюю ночь в двери каждого казахстанца постучится чудо под названием ОСМС. Не так давно на самом верху ясно дали понять, что больше оттягивать его введение государство не намерено, несмотря на те муки, в которых эта идея обретала (и все еще продолжает обретать) плоть и кровь. Да, уже несколько месяцев ведется ее обкатка и даже звучат многочисленные победные реляции о достигнутых успехах, однако складывается ощущение, что обещанному чуду все-таки уготовано родиться в перьях. Хотя бы потому, что, насильно принудив (простите, обязав) население инвестировать в поиздержавшееся отечественное здравоохранение, представители последнего еще на берегу ясно дают понять, что намерены решать лишь свои собственные, корпоративные проблемы. На нас же они и в новых условиях будут плевать с высокой колокольни. И, к сожалению, это не только аллегория.
На словах новаторы обещают нам земной рай. Но если делить все сказанное ими хотя бы надвое, то не стоит даже начинать раскатывать губу, поскольку становится очевидным, что, как у нас и водится, все закончится наведением исключительно кастрюльной позолоты, которая всем нам влетит в копеечку – в сотни миллиардов тенге. И речь идет не только о наших кровных, которые за нас пока что отстегивают работодатели (а скоро будем и мы сами), но и о гигантских бюджетных – по сути, опять же наших с вами – средствах, которые будут перечисляться за медицинское обслуживание социально незащищенных слоев населения: пенсионеров, инвалидов, многодетных и т.д. А есть еще и заемные средства, взятые в Международном банке реконструкции и развития (МБРР) под проценты на внедрение ОСМС и его пропаганду. Возвращать их будут тоже за наш, налогоплательщиков, счет. Это уже решенный вопрос. Зато не решен другой: получим ли мы, казахстанцы, как основные инвесторы всей этой кампании хоть какие-нибудь дивиденды? И чем ближе ее старт, тем меньше уверенности в том, что на этот вопрос будет дан положительный ответ.
Сегодня практически все регионы «мерятся» успехами в вопросах внедрения новой системы финансирования здравоохранения. «86 процентов жителей условно застрахованы в системе ОСМС», - рапортует Восточный Казахстан. «А нас 97,5 процента», – заявляет о своих претензиях на рекорд южная столица. Чиновники взахлеб отчитываются о том, какие они создали условия для обеспечения качества и доступности медицинской помощи через развитие конкуренции и вовлечение частного сектора, не стесняясь, уверяют в «повышении информированности жителей о внедрении ОСМС». Совещания проводятся одно за другим, елей льется рекой, от красивых цифр рябит в глазах. Но никто и ни разу даже не попытался очертить имеющиеся подводные камни, а также шансы и варианты обойти их. Даже чиновники из Карагандинской области, которая держит пальму первенства в развернувшейся пропагандистской кампании (поскольку именно там реализуется «пилотный» проект по внедрению медстрахования), относятся к ОСМС как к тому покойнику, про которого либо хорошо, либо ничего. Хотя кому, как не им, выискивать и озвучивать минусы, предлагать способы превращения их в плюсы, чтобы они не были растиражированы по всей стране. В конце концов, им на это выделили более двух миллиардов тенге.
Понятно, что операторам реформы на местах по рангу положено хвалить то, что было спущено сверху, приукрашивать реальную ситуацию, но и за языком бы не мешало следить, чтобы не ставить в неудобное положение ни себя самих, ни вышестоящих. А договорились они уже до крайностей.
Например, господа начальники на полном серьезе заявляют о «росте положительного восприятия системы» и настоятельно рекомендуют подчиненным усилить эффект показом соответствующих видеороликов в местах массового скопления людей. И это в то время, когда социальные сети просто-таки бурлят негодованием, которое вызвано перспективами внедрения ОСМС. Чтобы знать об этом, необязательно дожидаться, когда будет построено то самое «слышащее государство», о необходимости которого говорит президент, или состоять в «экстремистских» оппозиционных группах – достаточно зайти на официальные аккаунты проекта медстрахования (их создание профинансировано из средств уже упомянутого займа МБРР). Наши люди, конечно, по привычке сохраняют оптимизм и в большинстве своем иронизируют: «Уже готовят нас на органы, видимо все мы в СПИСКЕ 2020!!!». Но, если серьезно, говорить о росте уровня положительного восприятия явно не приходится. Скорее, наоборот: ОСМС воспринимается в штыки и кажется на данном этапе развития бессмысленной затеей – «Самая надежная больница на сегодня это интернет. Сам ставишь диагноз, самоназначаешься, самолечишься. Быстро и недорого».
Скепсис, который испытывают казахстанцы, логичен и понятен. Первый блин вышел комом (попытка внедрить медстрахование в 1990-х окончилась провалом), пенсионная реформа продолжает приносить ядовитые плоды, а теперь из собственных карманов приходится оплачивать новый одиозный прожект. Безусловно, он имеет свои плюсы и в тех условиях, в которых оказалась наша медицина, наверное, нужен. Но вместо того, чтобы реально выйти в народ, привести убедительные аргументы в пользу необходимости грядущих изменений, выслушать людей и принять к сведению высказанные ими замечания, организаторы реформы переложили все эти тяготы на плечи «профессионалов». Услуги их обошлись недешево, но в итоге вылились в один общий раздражающий население фактор.
Для справки: за оценку степени информированности, восприятия и ожиданий граждан Казахстана от внедрения ОСМС, выявление связанных с этим возможных социальных рисков и последствий отвечает ТОО «APEX Consult», прописанное в Нур-Султане. В его же задачу входит определение наиболее действенных методов коммуникации с различными слоями населения и профессиональными группами для формирования позитивного восприятия ОСМС. Стоимость контракта с данным ТОО превышает 110 миллионов тенге.
Разработкой коммуникационной стратегии по внедрению системы ОСМС занималось ТОО «PR-Vision» — ИП «Тутыкин В.В. (Media Vector)». Цена вопроса – 18 миллионов тенге. За эти деньги должны были быть проанализированы коммуникационные потребности, риски, ограничения и негативные тенденции позиционирования реформы на публичном поле, определены профили целевых аудиторий, составлена карта потенциальных коммуникационных рисков, разработан сценарий антикризисного реагирования, включая анализ и инструменты нивелирования по каждому из них.
Организацией комплексного медийного и PR-сопровождения занимается столичное ТОО «SUCCESS K». Стоимость заключенного с ним контракта – почти 700 миллионов тенге. Кроме того, 209 тысяч долларов, или свыше 80 миллионов тенге по нынешнему курсу, ушло на счета украинского ООО «Фирма 800», продвигающего идею ОСМС в социальных сетях. Как заявляется в официальных документах, сопровождающих данный контракт, «закупаемые услуги по SMM (Social Media Marketing – далее SMM) нацелены на формирование эффективных коммуникаций с целевой аудиторией, успешное позиционирование ОСМС и повышение лояльности пользователей социальных сетей к проведению реформы по внедрению социального медстрахования». Еще 63 млн на «Услуги по организации и проведению мероприятий НАО «Фонд социального медицинского страхования» выиграло ТОО «Samruk EXPO».
Есть ли польза от столь значительных государственных вложений? Вопрос, ответ на который представляется очевидным.
Дьявол кроется в деталях, или Человек по-прежнему за бортом
Впрочем, куда больше, чем вопрос эффективности уже вложенных средств, смущает то, что ждет каждого из нас от жизни по новым правилам. Как показывает опыт реализации в Карагандинской области «пилотного» проекта, ничего хорошего.
Напомним, что им охвачены 9 районов, 4 города районного и 7 городов областного значения. А в начале этого месяца были подведены первые его итоги. Журналисты на все лады хвалят полученные результаты. Дескать, всего за пару месяцев после старта уровень медицинского обслуживания в регионе вырос до заоблачных высот: «жители области уже получают бесплатный доступ к расширенной реабилитационной помощи и дорогостоящим обследованиям». В унисон поют и функционеры местного здравоохранения, заявляя о том, что магнитно-резонансную и компьютерную томографию (МРТ и КТ) прошли на 25 процентов больше пациентов, чем до начала реализации проекта, профосмотры - больше 200 тысяч человек, а доступ к реабилитационной помощи в регионе увеличился аж на 38 процентов. Но что реально стоит за такими, с позволения сказать, «достижениями»? Если попытаться разобраться в этом, то становится обидно, что кое-кто держит нас за «папуасов», которых можно купить на красивую обертку.
Возьмем для примера реабилитацию. Действительно, инициаторы ОСМС не первый год твердят, что с ее внедрением лечебная физкультура, физиолечение, массаж, магнитотерапия и другие виды восстановительного лечения будут доступны казахстанцам в поликлиниках и даже на дому. «С внедрением медстрахования больница № 1 начнет принимать своих пациентов на реабилитацию, – сообщают наши коллеги. - Для этого в клинике открыли зал ЛФК. В штате создана мультидисциплинарная команда, координатором которой в зависимости от диагноза является травматолог, невролог или кардиолог. Медики многопрофильной больницы №1 планируют охватить реабилитацией 100 пациентов травматологического профиля, 60 пациентов неврологического профиля». После прочтения этих строк начинаешь испытывать желание поблагодарить функционеров от здравоохранения за наше светлое будущее, которое наступит со дня на день. Но ровно до последней строчки: «В среднем реабилитация одного пациента обойдется в 50 тысяч тенге»…
Кто-то на полном серьезе может поставить человека на ноги за 50 тысяч тенге? У нас есть чудотворцы, способные на такое? Этих денег хватит разве что на банальные припарки. Или, в лучшем случае, на видимость реабилитации. Чтобы хотя бы частично вернуть человеку трудоспособность, допустим, после инсульта, зачастую сопровождаемого разного рода парезами, нужны сотни тысяч, а то и миллионы тенге. И процесс реабилитации должен занимать, как минимум, первые полгода, а в некоторых сложных случаях и всю жизнь. Специализированный массаж (а не 10-минутное глаженье по коленке, что предлагают наши стационары) обходится, минимум, в 7-10 тысяч тенге за сеанс. Занятия с логопедом стоят в среднем 5 тысяч тенге, со специалистом на тренажере (в том числе и для разработки мелкой моторики на аппаратах, которых у нас днем с огнем не сыщешь) – столько же. Это не считая таких дополнительных процедур, как барокамера или иглотерапия – минимум 3,5-4 тысячи за сеанс. И все это на первых порах необходимо ежедневно. И не потому, что так хочется родственникам пациентов, а потому, что спустя полгода будет просто поздно, и у больного не останется никаких шансов на восстановление.
Если речь идет о готовности так называемых реабилитологов просто «освоить бюджет», связанный с их специализацией, который после 1 января вырастет в разы, то вопросов нет. Но в таком случае зачем вешать нам, гражданам страны, лапшу на уши, говоря о росте качества медицинского обслуживания и его доступности? У большинства казахстанцев все равно нет выхода из той ловушки, в которую нас загоняет ОСМС, заставляя верить в возможность полноценной реабилитации за 50 тысяч тенге.
Аналогичная ситуация и с дорогостоящими исследованиями, точнее, с возможностью для большей части населения пройти их бесплатно. По официальным данным, в рамках ОСМС предусматривается одно МРТ и КТ на 250 тысяч населения в год. И операторам реформы лучше тихо сопеть в тряпочку, а не создавать искусственно поводы для гордости. Хотя бы потому, что оперировать цифрами умеют не только они. Вот как оценивают их «достижения» простые казахстанцы в соцсетях: «МРТ, к сожалению, сейчас очень востребована, а получать данное обследование в рамках ОСМС смогут редкие счастливчики. Простая математика: на 1 миллион населения государство оплатит 4 (!) МРТ, на 17 миллионов – в пределах 70?! Это же просто смешно и несерьёзно».
Увы, но пока что озвучиваемые выгоды от внедрения ОСМС выглядят, да простят нас авторы реформы, банальным очковтирательством. На этом фоне чересчур оптимистичными представляются заверения Фонда ОСМС в том, что он будет не только оплачивать медицинские услуги, но и контролировать их качество, в том числе через мониторинг летальных случаев…
Ну, а если говорить серьезно, то хлипкость выстроенного каркаса ОСМС не бросается в глаза только слепому. И, похоже, на все сто правы те казахстанцы, которые уверены в том, что он не устоит под натиском реальности без добавочных подпорок. «Потом появятся дополнительные страховки, доплата за операции, доплата за врачей-специалистов, экономия на дорогостоящих проверках и анализах», - пророчат они.
Аналогичный опыт, когда пришлось вводить дополнительные страховые услуги, пережили многие страны, пошедшие по пути страховой медицины. В том числе Израиль. Как говорится, чем мы хуже? Тем более что мастеров пересаживать «передовой» мировой опыт на нашу почву у нас всегда было более чем достаточно. Но тут возникает другой вопрос: хватит ли на это оставшейся в наших кошельках мелочи?