На днях СМИ в очередной раз сообщили, что у алматинского Арбата будет продолжение - от улицы Желтоксан до Сейфуллина раскинется огромная прогулочная зона. Руководитель управления городского планирования и урбанистики города Алматы Алмасхан Ахмеджанов рассказал, как отремонтируют фонтаны, добавят подсветку, плитку и прочие свидетельства концепции «города для пешеходов» и «города без заборов».
Архитектор-урбанист НИИ «Алматыгенплан» Назерке Мундаханова заявила: «Наша основная цель - создать город, который бы привлекал, в котором хотелось бы жить. При разработке плана реконструкции мы учитывали все моменты, вплоть до того, как человек должен проходить, чтобы не оттоптать газон, как ему будет удобно выходить со своего двора и проходить к той же скамейке». Вполне допуская, что именно так оно и было, и маршрут от двора до скамейки замерен и отработан, смеем предположить, что отечественные урбанисты даже не предполагают, к каким результатам приводит их стремление установить как можно больше скамеечек и высадить молодые деревья на несколько слоев асфальта.
Решение одних проблем не должно сопровождаться появлением других. Это ловушка. Пришло время оценить результаты всеобщей пешеходизации, сделать выводы и учитывать это при формировании новых пешеходных локаций.
Действительно, в пешеходные зоны после их реконструкции устремилось много жителей и гостей города. Днем их посещают редкие иностранные туристы и просто прохожие, примерно с 16 до 20 часов появляются посетители с детьми, колясками, самокатами, а после 20 часов Арбат наводняет молодежь. Процитируем известного блогера:
«Если у ребёнка любимое место тусовки Арбат, магазин Алтын - я бы начала волноваться».
Жители близлежащих домов констатируют: волноваться уже поздно. Второй год в теплое время года они каждый вечер и каждую ночь вызывают полицию. Дело в том, что подростки, вероятнее всего, близки к определению «беспризорных», они пьют и принимают всякие вещества, дерутся и ночуют во дворах, там же справляют естественные потребности. Полиция утверждает, что не вправе задерживать несовершеннолетних без их представителей, а найти представителей не представляется возможным.
Возьмем электронную карту уголовных правонарушений. Так, до реконструкции, в 2016 году с 1 мая по 30 сентября зарегистрировано 180 уголовных правонарушений, из которых 122 кражи и 13 случаев мошенничества. За аналогичный период 2018 года произошло 264 уголовных правонарушения – это 230 краж и 23 мошенничества. То есть после реконструкции и активного притока «пешеходов» количество уголовных правонарушений выросло на 46,6%, а краж на 88,5%.
Жители домов близ пешеходных зон просят власти обезопасить свои дворы. Так, в том же 2017 году в Алматы стартовала программа «Город без заборов». «У нас всё превращают в базар, - говорит аким Бауыржан Байбек. - Улица Жибек жолы – такая красивая улица, застроили, закрыли виды, превратили в хлам и свалки. Это же все нелицеприятно, это отталкивает. Из-за этих страшных уродливых магазинчиков, не соответствующих стандартам, из-за этих базаров, заборов, которые понастроили. Все можно сделать с минимальными затратами – улучшить внешний облик города, это очень серьезная проблема. В этом году мы стартуем с программой «Город без забора». Я прошу серьезно к этому отнестись. Я думаю, это будет во благо всех наших горожан».
Оказалось, не совсем там. Копенгаген, который регулярно приводили в пример местные исполнительные власти, да и многие другие города Европы, изначально застраивались другим образом. Вход во дворы ограничен для всех не-жителей.