11128 27-03-2019, 14:21

Отставка президента AIBA – шанс на спасение бокса

22 марта, за четыре дня до начала заседания исполкома Международного олимпийского комитета, на котором, как ожидалось, будет рассмотрена в том числе и ситуация в мировом любительском боксе, Гафур Рахимов объявил о сложении с себя полномочий президента AIBA. Возможно, это смягчит позицию МОК, но о том, что боксеры поедут на летние Игры в Токио, говорить пока рано: скорее всего,  окончательное решение будет принято в июне.

Потерянное время

Примерно полтора месяца назад на нашем сайте была опубликована статья «Бокс вне Олимпиады – как нож в горло казахстанскому спорту». В ней мы обрисовали ситуацию, сложившуюся на тот момент вокруг этого вида единоборств, который оказался перед лицом реальной угрозы исключения из программы летних Игр.

Напомним, что на протяжении всего прошлого года длилось вялотекущее противостояние между МОК и AIBA. Причем позицию последней, которая в общем-то и должна пойти на уступки, чтобы сохранить место бокса в олимпийской семье, трудно было назвать конструктивной. Начало 2019-го тоже не предвещало позитивных перемен. 8-9 февраля в Стамбуле состоялось заседание исполкома  AIBA. По его итогам Гафур Рахимов выступил с заявлением, содержавшим призыв к МОК: «Пора поставить наших спортсменов на первое место и оставить позади всю политику. Наши боксеры ждут, им нужно знать, когда, где и как пройдет отбор на Олимпийские игры. Они должны быть приоритетом для всех!». Понятно, что МОК просто проигнорировал данное обращение – он ждал от руководства Международной ассоциации любительского бокса совсем другого.

Тогда же, как мы сообщали, с подачи AIBA в ряде изданий появились публикации с обвинениями в адрес «некой группы лиц из Казахстана»: мол, она направила в МОК и в национальные федерации многих стран анонимное письмо, в котором сообщила: «В связи с ситуацией, сложившейся в боксе, наше объединение готово предоставить необходимую техническую составляющую и финансовые условия для проведения турнира без участия AIBA» (имеются в виду отборочные соревнования к Олимпиаде). Авторов этого послания команда Рахимова назвала раскольниками, пригрозив найти их и наказать за «саботирование позиции AIBA в олимпийском движении».

Спустя несколько дней исполнительный директор организации Том Вирджетс уже прямо заявил, что «за письмом стоит Казахстанская федерация бокса, чей кандидат в ноябре прошлого года проиграл Рахимову на выборах президента AIBA». Если это и так, то «раскольниками» двигала  более чем благая цель – сохранить бокс в программе летних Игр. Ведь времени на то, чтобы достичь компромисса с Международным олимпийским комитетом, успеть провести отборочные соревнования, остается все меньше. Раз на протяжении целого года (Рахимов стал исполняющим обязанности президента в январе 2018-го) ситуация не только не разрешилась, но и даже, напротив, усугубилась, то кто-то же должен был хотя бы попытаться изменить ее, пока процесс не стал необратимым и пока не наступила точка невозврата. Кстати, выдвижение кандидатуры Серика Конакбаева на ноябрьские выборы главы AIBA тоже было продиктовано, в первую очередь, стремлением спасти любительский бокс, поскольку на тот момент стало очевидно, что МОК категорически не приемлет фигуру Рахимова, которого на Западе считают человеком, связанным с организованной преступностью, в том числе с торговлей героином.

Похоже, письмо «некой группы лиц» заставило руководителей  AIBA зашевелиться. Правда, их действия трудно назвать адекватными. В первый день марта они объявили о начале тендеров на организацию отборочных турниров к Олимпиаде-2020. В письме за подписью того же Вирджетса, адресованном национальным федерациям, последним предлагалось сообщить до 31 марта о своих намерениях – в случае, если они хотят провести данные соревнования в своих странах.

Это при том, что в конце ноября 2018-го МОК «заморозил» отборочную кампанию в любительском боксе. Иначе говоря, AIBA, действуя в обход данного решения, фактически бросила вызов Международному олимпийскому комитету, тем самым еще больше настроив последний против себя. Хотя чисто формально придраться вроде бы не к чему (турниры названы просто «квалификационными» без использования слова «олимпийские»), для всех очевидно, что имеется в виду, – какие еще могут быть квалификационные соревнования в Азии, Европе, Америке, Африке, и что еще может подразумеваться под «финалом мирового отборочного турнира 2020»?

Лучше поздно, чем никогда

Все это время создавалось ощущение, что команда Рахимова потеряла связь с реальностью.  Она будто не замечала, что весь ее пафос, все ее апелляции к «особой роли» бокса в истории спорта вообще и олимпийского движения в частности сегодня уже никого, и тем более руководителей МОК, не впечатляют. А некоторые члены этой команды своими претенциозно-кичливыми заявлениями о том, что МОК, «убрав такой популярный вид спорта из программы Олимпиад, потеряет и финансы, и авторитет», что такое решение, мол, «обрушит олимпийскую систему» и т.д., только подливали масла в огонь. Особенно в этом плане активничал не в меру словоохотливый генеральный секретарь российской федерации Умар Кремлев.

Но о каких финансовых потерях для МОК может идти речь, если именно он все последние годы субсидировал деятельность AIBA, который, несмотря на это, оказался в долгах как в шелках, что и положило начало кризису в организации (кстати, на днях Вирджетс с гордостью сообщил, что за последние шесть месяцев задолженность сократилась на три миллиона долларов, тогда как, по некоторым данным, она достигала 50 миллионов)? Какое, к черту, обрушение олимпийской системы, если насчитывается очень много видов спорта, готовых хоть сейчас занять место бокса в программе Игр? Кто поверит в слова о популярности любительского бокса (профессиональный – совсем другое дело), если он неинтересен массовому зрителю даже в самой России, которую представляет Кремлев? Мы уже не говорим о странах Западной Европы, Северной Америки, где его вообще мало кто смотрит.

Да, к сожалению, этот вид единоборств за последние десятилетия потерял немалую часть своей аудитории, причиной чего стали в том числе и неудачные эксперименты с правилами, судейством, амуницией, а также, что скрывать, коррупция (именно возвращение ему былой популярности, а не что-то другое, должно стать главной заботой AIBA). И сегодня трансляции турниров боксеров-любителей более или менее интересны жителям только развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Восточной Европы (бывшего соцлагеря). Но отнюдь  не эти регионы планеты обеспечивают основные поступления от продажи телевизионных прав, являющейся главной статьей доходов МОК. Вот если убрать из олимпийской программы легкую атлетику или плавание – тогда другой коленкор.

Иначе говоря, без бокса МОК спокойно проживет. Тогда как сам любительский бокс, оказавшись вне олимпийской семьи, может окончательно превратиться в придаток профессионального. И потом, памятные всем решения относительно большой группы российских атлетов и целых федераций из этой страны, лишенных права участвовать в Олимпиаде-2016, должны были убедить упомянутого Кремлева, как и других членов команды Рахимова: с МОК шутки плохи.    

Видимо, осознание того, что это не тот случай, когда можно мериться амбициями и вставать в позу, пусть и с запозданием, к ним все-таки пришло. И, в конце концов, президент AIBA сделал тот шаг, которого ждали поклонники любительского бокса, не желающие мириться с потерей олимпийской прописки. 22 марта Рахимов выступил с заявлением, в котором сообщил: «Учитывая текущую ситуацию, я сообщил исполнительному комитету AIBA о своем намерении воспользоваться пунктом Устава организации, который позволяет президенту отказаться от исполнения своих полномочий и быть замененным временным президентом. Я созвал заседание исполнительного комитета AIBA в формате видеоконференции, чтобы обсудить этот вопрос и начать процесс назначения временного президента».

Исполком принял отставку Рахимова. На должность временного главы организации была рекомендована кандидатура марокканца Мохамеда Мустасана, одного из пяти  вице-президентов и руководителя Африканской конфедерации. Как говорится в официальном сообщении на сайте AIBA, «в соответствии с регламентом исполнительному комитету будет предложено официально назначить его временным президентом по почте в ближайшие дни. Этот процесс должен быть завершен не позднее конца марта для обеспечения плавного перехода».

Что дальше?

Если кандидатуру Мустасана официально утвердят, что, скорее всего, и произойдет, то он будет исполнять обязанности президента до созыва внеочередного конгресса AIBA. Последний должен состояться не позднее чем через 365 дней, то есть до конца марта 2020-го. Возможно, это случится раньше, если с такой инициативой выступят либо исполком, либо, как минимум, две трети национальных федераций. На конгрессе и будет избран новый президент. Кстати, как утверждается на сайте российского информационного агентства ТАСС, о вероятности выдвижения своей кандидатуры уже заявил Кремлев, который является не только генеральным секретарем Федерации бокса РФ (она объединяет как боксеров-любителей, так и профессионалов), но и членом исполкома AIBA, а также вице-президентом Европейской конфедерации.   

Впрочем, выборы президента – это дело будущего, а сегодня нас, прежде всего, интересуют олимпийские перспективы бокса. На 28 марта, последний день заседания исполнительного комитета МОК в Лозанне, запланировано обсуждение ситуации вокруг AIBA. «Исполком рассмотрит этот вопрос в четверг, когда будет представлен промежуточный отчет. Однако не стоит ожидать, что будет вынесено решение. Это должно быть сделано в июне на сессии Международного олимпийского комитета», — сообщил вчера директор по коммуникациям МОК Марк Адамс.

Ожидается, что ежегодная сессия МОК пройдет в 20-х числах июня. Главным в ее повестке станет избрание столицы зимних Игр 2026 года: делегаты будут выбирать между шведской парой Стокгольм – Оре и итальянской связкой Милан – Кортина-д’Ампеццо (именно поэтому сессию пришлось перенести из Милана в Лозанну). И, скорее всего, тогда же наконец-то будет поставлена точка в вопросе: быть боксу в программе Олимпиады-2020 или нет? Ведь тянуть дальше уже некуда: национальным олимпийским комитетам надо определяться с финансированием сборных своих стран, с планами их подготовки, в обрез остается времени на проведение отборочных турниров.

Сумеет ли AIBA за оставшиеся три месяца достичь компромисса с МОК, убедить его в своей способности навести порядок в мировом любительском боксе и выйти из затянувшегося кризиса?

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии