4289 20-11-2018, 12:18

Стоит ли прощать Малику Мухитову, сбившую насмерть молодого парня?

В соцсетях началась активная информационная кампания в поддержку Малики Мухитовой, которая, согласно приговору Есильского районного суда столицы, должна провести два года в колонии-поселении за то, что, управляя автомобилем, сбила насмерть 26-летнего Искандера Сулейменова, внука знаменитого поэта. Цель очевидна – сформировать определенное общественное мнение и через него повлиять на апелляционную инстанцию.

На странице «Простите Малику» в «Фейсбуке» можно прочесть посты одноклассников и одноклассниц, друзей, коллег и просто знакомых 29-летней дочери главного полицейского Кызылординской области. Эти посты расходятся по другим страницам, активно  тиражируются популярными блогерами – теми, кто имеет большое количество подписчиков и называет себя лидерами общественного мнения. Из чего делается следующий вывод (цитата со страницы «Простите Малику»): «Столько людей поддерживают нашу МОЛЬБУ о прощении Малики, помогают донести до семьи погибшего. Разве о плохом человеке писали б столько всего хорошего, поддерживали б?».

Родственники погибшего парня, до которых «пытаются донести» эту мольбу с целью смягчить их позицию, не верят в искренность раскаяния Мухитовой и лишь переживают новую волну стресса в связи с развернувшейся в соцсетях информационной кампанией. Об этом можно прочитать в интервью, которое Сергей Хан, отец Искандера, дал журналисту газеты «Время» Михаилу Козачкову

Конечно, чисто по-человечески жаль молодую женщину, ведь ей самое время обустраивать личную жизнь, рожать детей. Однако есть, как минимум, три причины, не позволяющие согласиться с позицией «группы поддержки».

Первая связана с психологическим состоянием близких Искандера. В некоторых постах и комментариях можно прочесть такие обращения (упреки) к ним: «Неужели вам станет легче, если Малику отправят в колонию?». Хочется спросить у самих этих людей: «А что, вам уже известен ответ на этот вопрос?». Мы не можем знать, какими чувствами сегодня охвачены родители и невеста погибшего парня, с какими мыслями они просыпаются каждый день. Допустим, после потери самого любимого человека они живут только надеждой на то, что зло, отнявшее его у них, будет наказано. А зло в данном случае для семьи олицетворяет убившая его, пусть и ненамеренно, женщина.

Кто-то другой в подобной ситуации вообще может жаждать суровой мести. Вспомните, например, знаменитого Виталия Калоева: он убил авиадиспетчера, из-за ошибки которого в авиакатастрофе погибли его жена и дети. Мотивы таких действий можно если не оправдать, то объяснить. И тем более вполне адекватным является требование родителей Искандера наказать Мухитову всего лишь «по закону и справедливости». И даже если они видят в таком исходе дела хоть какое-то утешение для себя (не утверждаю это, но допускаю), вправе ли кто-то их осуждать?

Вторая причина в общем-то лежит на поверхности. Мы помним немало случаев, когда  люди, допустившие наезд со смертельным исходом (без каких-либо отягчающих обстоятельств), получали реальные сроки. Например, до сих пор на слуху история правозащитника Евгения Жовтиса, который, кстати, сделал для казахстанцев «столько всего хорошего» неизмеримо больше, нежели мало кому известная до сего дня Мухитова. За «совершение ДТП, повлекшего по неосторожности смерть человека», он был осужден на четыре года лишения свободы, из которых два с половиной отсидел в колонии. И если сейчас «простить Малику», то это еще больше подорвет веру рядовых граждан в правосудие и справедливость.  Тем более если учесть, какую должность в правоохранительной системе занимает ее отец. Поэтому не может не удивлять позиция тех «лидеров общественного мнения», которые прежде с пеной у рта клеймили «усеновщину», а сегодня встали в ряды защитников Мухитовой. Впрочем, не исключено, что они делают это небескорыстно.

И, наконец, третья причина. Согласно официальным данным МВД, с января по август нынешнего года  в ДТП, случившихся на территории Казахстана, пострадали (то есть получили травмы и увечья различной тяжести, а то и вовсе стали инвалидами) 12,5 тысячи человек, погиб 1251. Умножьте в полтора раза – и будет примерная годовая статистика. Такое количество трагических происшествий объясняется чаще всего низкой культурой поведения многих водителей, незнанием правил дорожного движения, а нередко и элементарным пофигизмом.

Приобретение автомобиля – очень ответственное решение, поскольку, впервые сев за руль, человек должен четко осознавать: от того, как он будет управлять им, зависят жизни и здоровье других людей, да и собственная судьба тоже. Но многие ли проникаются такой ответственностью?

Сегодня авто покупают все кому не лень. Причем очень часто покупают не в силу необходимости, экономических соображений или просто удобства (скажем, во многих случаях ежедневно пользоваться такси  гораздо дешевле, комфортнее и рациональнее в плане временных затрат, чем иметь собственный транспорт), а только потому, что это повышает собственную самооценку. Иначе говоря, автомобиль в глазах многих стал не столько средством передвижения, сколько статусной вещью. И такой человек приобретает его, садится за руль, зачастую даже не задумываясь о том, сможет ли он управлять машиной безопасно (а есть немало вполне здоровых людей, и мужчин, и особенно женщин, которым в силу их эмоционально-психологических особенностей вождение просто противопоказано), не считаясь с возможными рисками  для себя и для окружающих.

В этом плане история Малики Мухитовой должна стать поучительной. Вдруг кто-то из числа других молодых женщин и девушек,  перед чьими глазами будет стоять ее печальный опыт, задумаются: а нужно ли непременно ездить на личном авто? И возни с ним много, и затрат немерено, а главное – в тюрьму можно угодить и лучшие годы жизни потерять… 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии