«У нас 10 процентов политических должностей занимают женщины, но мы не видели ни одну женщину - акима области. Очень мало их на уровне районных акимов, хотя статистика показывает, что казахстанские женщины - это высокообразованные и компетентные специалисты». Такой вывод озвучила недавно ассистент-профессор Высшей школы государственной политики «Назарбаев Университета» Салтанат Джаненова. В причинах этого мы попытаемся разобраться вместе с политологом Айгуль ОМАРОВОЙ.
Мужской круг
- Айгуль, может ли, на твой взгляд, женщина в Казахстане возглавить регион?
- Конечно, может. У нас есть успешные примеры женщин-министров, и я не вижу причин, мешающих женщине возглавить область.
- Но далеко не все представительницы слабого пола, занимавшие высокие посты, проявили себя с хорошей стороны…
- Женщины у нас в основном назначаются в ведомства, курирующие социальную сферу - трудоемкую и зачастую невыигрышную с карьерной точки зрения. И, надо заметить, они в целом справляются с поставленными перед ними задачами. Возьмем, к примеру, Тамару Дуйсенову, которая в недавнем прошлом возглавляла Министерство труда и социальной защиты населения. Она – трудяга. И даже те, кто любит критиковать представителей власти, признают, что Дуйсенова была на своем месте. Она знала каждую букву закона, как рыба в воде, ориентировалась в нормативно-правовых актах, имеющих отношение к курируемой ею отрасли, до копейки вникала в бюджет, а главное – могла спокойно разъяснить всем и каждому причины и последствия тех или иных новшеств и изменений. Как раз таки этого умения не хватает большинству наших чиновников, и потому многие шаги, предпринимаемые властью, не находят должного отклика у населения. А еще главы министерств и ведомств разучились проводить имиджевую политику. Дуйсенова ею, конечно, тоже не занималась, но у нее была заместитель – Светлана Жакупова, которая с этой задачей справлялась на все сто процентов. И дуэт двух женщин давал неплохие результаты.
- Но Дуйсенова, как мы знаем, не удержалась в кресле министра, а другую столь же ответственную должность ей уже не предложили…
- Увы, это обычное дело не только в нашей стране, но и на всём постсоветском пространстве, а, может, и в мире. Если человек не просто добросовестно исполняет свои обязанности, но и выводит курируемую отрасль на надлежащий уровень, то его сразу переводят на другую должность. А надо бы, чтобы человек лет пять проработал, закрепил всё, что сделал. Может быть, я ошибаюсь, но, скорее всего, Тамара Дуйсенова стала жертвой очередных клановых войн, когда понадобилось найти «стрелочника». Естественно, под удар попала женщина. Гендерный шовинизм у нас, ох, как процветает. Возможно, вы скажете, что в моих словах отсутствует логика: дескать, одну женщину сменила другая. Но посмотрите: пришедшая вместо нее Мадина Абылкасымова не имеет опыта работы именно в этой сфере, соответственно рано или поздно ей тоже могут предъявить претензии. То есть, позиции нового министра изначально шаткие.
- Но ведь на самом деле можно привести массу примеров, когда КПД женщин на руководящих постах вызывает вопросы…
- Не спорю. Даже на примере одного ведомства можно увидеть, что одни успешно справляются с возложенными на них обязанностями, а другие – нет. Взять ту же Мадину Абылкасымову. Ничего дурного сказать про нее не хочу, но, очевидно, что она даже не может внятно объяснить то, чем занимается. Но это вовсе не повод ограничивать женщин в их продвижении по карьерной лестнице – в среде мужчин-руководителей ситуация точно такая же: одни «горят на работе», другие просто «отсиживают срок».
Что главное, например, для акима? Грамотно и эффективно использовать денежные средства, соблюдая режим адекватной экономии. Но ведь именно женщины знакомы с этими премудростями чуть ли не с пеленок. В подавляющем большинстве случаев именно они рулят семейными бюджетами, умудряясь даже при небольших ежемесячных доходах сводить дебет с кредитом – кормить и лечить домочадцев, одевать их, оплачивать коммунальные услуги. Такому в зарубежных вузах вряд ли научат… Вот и получается, что у нас чуть ли не каждая представительница прекрасного пола – талантливый менеджер.
Время выдвигать
- Но не бюджетом единым жив аким…
- Прежде всего, он должен знать нужды народа, оперативно реагировать на поднимаемые им вопросы. Но дело в том, что у нас гражданское общество не развито, обратная связь с населением у власти практически отсутствует. Причем многие акимы не понимают важности и необходимости налаживания такой связи, что является их стратегической ошибкой. Рано или поздно накапливаемое сегодня в народе недовольство прорвется наружу. Смикшировать его, снизить накал страстей под силу опять-таки именно женщинам. Поэтому сейчас самое время выдвигать их на должности акимов, да и не только акимов.
Я вовсе не собираюсь пропагандировать матриархат, но все же в нашей стране женщин больше, чем мужчин, и пора дать им возможность принимать решения, причем не только в социальной сфере. А то получается, что мы со своими представлениями об их неспособности руководить регионами и отраслями не можем догнать даже Иран. Это лишь досужие разговоры, что женщины там никто. На самом же деле представительницы прекрасного пола в Иране заседают в парламенте, занимают высокие должности, а три из них являются вице-президентами страны. У нас же, стыд и позор, в 146 акиматах районного значения должность акима занимают всего три женщины.
- Но вернемся к нашим реалиям. Каким же образом женщины, заняв посты акимов, смогут остановить волну накопившего в обществе раздражения?
- Благодаря житейской мудрости и смекалке. Приведу такой пример. Одна моя знакомая, человек по натуре резкий и за словом в карман не лезущий, ради дела сумела наладить отношения с так называемыми «хозяевами жизни» - снобами и хамами. Когда я поинтересовалась, как ей это удалось, она ответила: «Я включаю в разговоре с ними материнский тон». И это работает, я сама видела. Если женщина-аким в процессе выстраивания взаимоотношений, как с населением, так и с центральными органами власти, будет умело использовать этот самый материнский тон, она горы свернет. Она будет стараться найти свой подход к каждому человеку, к каждой проблеме. И, поверьте, найдет.
- А если не справится?
- Не справится – наказывайте. И спрашивать с них надо точно так же, как с мужчин – тут тоже не должно быть деления. Вот и все. Хватит проявлять гендерный шовинизм! А он у нас сплошь и рядом. Буквально на днях наблюдала ситуацию, когда мужчина – модератор «круглого стола» - не останавливал выступления мужчин даже тогда, когда они несли откровенную пургу, зато если женщина хоть на секунду превышала временной регламент, он в грубой форме прерывал ее. Гендерный шовинизм глубоко засел в наших чиновниках.
- Но только ли он всему виной? Может, подавляющему большинству женщин борьба за власть неинтересна в принципе и у них другие карьерные предпочтения?
- Конечно, есть женщины, как, собственно, и мужчины, которым претит работа на госслужбе. Но немало и тех, кто готов попробовать себя на этом поприще. Почему бы им не дать такой шанс? Вспомните, кто в постсоветский период организовал в Казахстане первую партию по классическому образцу? Женщина. Кто тот единственный из бывших министров здравоохранения, кого казахстанцы вспоминают сегодня добрым словом? Опять же женщина – к сожалению, ныне покойная. И таких примеров немало. Но эти примеры свидетельствуют и о другом - о том, насколько для толковых и деятельных женщин со здоровыми амбициями опасно проявление какой-либо инициативы. Они рано или поздно встают поперек горла у мужчин.
- И что, женщинам всю жизнь придется отсиживаться в кустах?
- Сама собой ситуация, конечно же, не рассосется. Вода под лежачий камень не течет, поэтому женщинам самим нужно проявлять инициативу и активность. По мере развития гражданского общества, увеличения числа женских организаций, защищающих интересы прекрасной половины (хотя я и противник разделения по гендерному принципу, но в данном случае это необходимость), отношение к женщинам и их начинаниям будет меняться. Но нужна смелость для того, чтобы сегодня сделать первый шаг.
Инстинкт самосохранения
- Хорошо, давайте поговорим о другом. Что способна дать региону женщина, занявшая пост акима? Как она может повлиять на его развитие?
- Приход женщины на такую должность, как бы это ни показалось смешным, может напрямую повлиять на демографическую ситуацию в регионе. Как мать (состоявшаяся или будущая) она будет акцентировать внимание, прежде всего, на здравоохранении, образовании, культуре, вопросах социальной поддержки населения, что продиктовано самой женской природой. В приоритете будут семья, ее достаток. А это, как ни крути, и есть та самая стабильность, отсутствие которой зачастую препятствует росту рождаемости.
- Недавно одна из казахстанских социологов заявила, что ВВП и уровень коррупции в стране напрямую коррелируют с количеством женщин-управленцев. Не напоминают ли такие параллели сравнение мухи с вертолетом?
- Что касается зависимости между гендерным равенством и размером ВВП, то она вряд ли существует. А вот относительно снижения уровня коррупции от присутствия женщин на руководящих должностях, то тут, пожалуй, соглашусь. Конечно, они тоже могут брать взятки и пользоваться служебным положением для извлечения личной выгоды, но у них в большей степени, чем у мужчин, развиты инстинкт самосохранения и чувство ответственности за будущее своих семей. И прежде всего за детей, которые могут остаться без матери, если она преступит закон, и ее поймают за руку. Этот фактор всегда будет удерживать женщин-руководителей от опрометчивых шагов.
- Не просядут ли при акиме-женщине экономические показатели?
- С чего это? У нас практически везде работают преимущественно заместители, а первые лица госорганов осуществляют лишь общее руководство. Почему с приходом женщины что-то в этой схеме должно измениться? Аким – стратег, а его заместители – управленцы, реализующие стратегию. Но, конечно, выдвигать женщин на должности акимов нужно, исходя исключительно из их деловых качеств и уровня компетенции.
- Кто из наших женщин, на ваш взгляд, может хоть завтра возглавить какой-либо регион?
- Очень жаль, что по возрасту не может стать акимом Айткуль Самакова. Для меня это кандидатура номер один. По-разному можно относиться к Загипе Балиевой, но деловые качества и опыт работы тоже делают ее потенциальным кандидатом на такой пост. Не могу не упомянуть и Даригу Нурсултановну, хотя многие и расценят это как подхалимаж. Еще одна достойная, на мой взгляд, женщина – депутат мажилиса Гульнара Иксанова. Добавлю в этот список мажилисмена Майру Айсину. Все они, как мне кажется, способны не только возглавить регионы, но и вывести их в число передовых.
- Но не логичнее будет привлечь на эти посты женщин из бизнеса, таких, как Умут Шаяхметова? Думается, они быстрее и легче справятся с задачами, стоящими перед акимами…
- Не соглашусь. Такие предположения хороши лишь в теории, практика же изобилует фактами, говорящими об обратном. Как я могу ратовать за то, чтобы Шаяхметова возглавила какую-либо область, если возглавляемый ею банк при всех тех ресурсах, которые в него вливаются, не блещет ни сервисом, ни качеством банковских продуктов? Она - красивая, обаятельная и, очевидно, умная женщина. Это важно, но недостаточно для того, чтобы занять ключевой пост в системе государственной власти.
Выловить для госcлужбы «золотых рыбок» из бизнес-среды, честно говоря, непросто. Кроме госпожи Молдахметовой, которая давно работает в России и действительно могла бы управлять регионом, пожалуй, и назвать некого.