Эскалация взаимных претензий США и России друг к другу продолжает набирать обороты, и все чаще противостояние двух держав от упражнений в словесной схоластике переходит в русло реальной политики. Санкции, отказ от прежних договоренностей уже поставили мир на грань раскола, и каждый следующий шаг грозит стать еще одним, а, возможно, последним гвоздем в крышку гроба мировой стабильности и безопасности. Теперь роль такого гвоздя может сыграть выход из договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), подписанного лидерами СССР и США в 1987 году.
В свое время заключение этого договора позволило ликвидировать целый класс вооружений: стороны обязались уничтожить все наземные комплексы баллистических и крылатых ракет средней (1000-5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развёртывать такие ракеты в будущем. Однако в последние десять лет стороны все чаще высказывали сомнения в необходимости соблюдения этого соглашения. Сначала Россия обвинила США в нарушении договора о РСМД. Претензии касались размещения в Европе пусковых установок противоракет, использования ракеты-мишени, сходной по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования, наращивания производства и применения ударных беспилотных летательных аппаратов.
В свою очередь, США заявили о том, что в 2008-2011 годах Россия в нарушение договора проводила испытания крылатой ракеты наземного базирования на дальность более 500 км. Взаимные перепалки длились более четырех лет. А точки над i, похоже, будут расставлены уже в скором времени – 20 октября Дональд Трамп заявил о намерении США выйти из договора о РСМД.
Чем это грозит мировой стабильности и безопасности? – вопрос, на который нет однозначного ответа. Одни аналитики прогнозируют «гонку вооружений» и «полный хаос в сфере ядерного оружия». Другие уверены в том, что ситуация сама собой «устаканится», ибо ни одной из сторон конфликта невыгодно превращать планету в большой полигон военных действий. Но как бы то ни было, и те, и другие констатируют, что подобные шаги не могут не иметь последствий.
Коснутся ли они непосредственно нашей страны? Судя по мнениям, высказываемым в социальных сетях, опасения на сей счет существуют. Например, казахстанский бизнесмен Тимур Сейтмуратов, живущий в США, на своей страничке в «Фейсбуке» написал: «… это очень большая и непростая тема. Сейчас можно констатировать только следующее: мир выходит на новый виток напряжённости, возвращаясь в период острой фазы «холодной войны». В таких условиях, боюсь, все меньше и меньше будет тем, касающихся инвестиций, международного сотрудничества, мирных инноваций, и будет все больше новостей о прицельных пусках с ракетного полигона «Капустин Яр» по территории Сары-Шагана. Такие времена, чтоб им неладно было».
Пользователь под именем Нуржан Баймулдин в своих прогнозах более категоричен: «Те, кто думает, что не отправится вместе с соседями в рай, заблуждаются. В случае конфликта на Казахстан обязательно полетят ядерные ракеты. У нас расположены непростые военные базы РФ. В общем, достанется нам от США, да и КНР тоже не преминет возможностью отправить на нашу территорию пару боеголовок. Да мы для них всего лишь южный щит и сгорим первыми».
Так какой же развязки ждать Казахстану? Слово – экспертам.
Замир Каражанов, политолог:
«Разрыв договора развязывает руки Казахстану»
– На сегодня можно говорить о нескольких сценариях развития ситуации вокруг договора о РСМД. Ясно, что такие ракеты из России до США не долетят. Главный театр их действий – сопредельные регионы и страны. Иными словами, речь идет о Европе. Это самый интересный момент, поскольку у России радикальные расхождения в вопросах безопасности с США, а не с европейским сообществом. Последнее выступает за сохранение договора, но главным образом за его соблюдение. России же после выхода США из соглашения нет смысла держаться за него. Возможно, с Европой она сумеет договориться: не станет развёртывать ракеты у границ со странами ЕС, если те поступят так же. Но Россия возобновит их производство и будет размещать на других направлениях. Скажем, на Дальнем Востоке, на юге страны и т.д. В общем, все зависит от обстоятельств.
Сегодня довольно часто приходится слышать о том, что после выхода США из договора начнется новая «холодная война». Но, на мой взгляд, это стереотипы прошлого. Разрыв договора развязывает сторонам руки, но сам по себе не ведёт к новой «холодной войне» или «гонке вооружений». Для этого нужно стечение неблагоприятных (их множество) обстоятельств. К примеру, прямое военное противостояние России и США и т.д. Однако в Москве заявили, что учтут ошибки СССР и не позволят втянуть себя в новую «гонку вооружений». Сценарий «холодной войны» имеет лишь небольшой шанс на реализацию. Но надо признать, что договор о РСМД является частью политики разоружения, которую проводили в последние годы СССР и США. Поэтому его разрыв может «заморозить» процесс сокращения ядерных арсеналов на планете, и это является опасным прецедентом.
Ещё один сценарий – переподписание морально устаревшего (а он таковым является) договора о РСМД с учетом современных реалий. Ранее Россия высказывалась о важности заключения всеобъемлющего соглашения, участниками которого станут все государства. Такую вероятность допускают и США, но при этом рассчитывают на то, что одним из участников сделки станет Китай. Но у такого сценария туманные перспективы. У Китая есть нерешенные территориальные проблемы с Тайванем, что делает ракеты подобного класса актуальными. Кроме того, власти КНР, возможно, станут настаивать на том, чтобы к договору присоединилась Индия, с которой у них есть территориальные споры. Но если подключать Дели, то надо сажать за стол переговоров представителей Пакистана. А со всеми договориться крайне сложно.
Возможен и вариант сохранения статус-кво. Проблема в том, что договор о РСМД не соблюдался в полном объёме, а потому и у США, и у России были на сей счёт претензии друг к другу. Последние годы мир фактически жил без этого договора. Конечно, нарушения не носили массового и систематического характера, но они были. Кроме того, сегодня есть масса стран, на вооружении которых есть подобного класса ракеты. Но от этого третья мировая война не случилась. А значит, расторжение договора принципиально ничего не меняет. И в таком случае Россия не станет что-то предпринимать. Это наиболее вероятный сценарий.
Что касается возможных последствий для Казахстана, то ситуация тут интересная. Дело в том, что в свое время мы подпадали под действие договора о РСМД. Ещё в 1990-х у нас были уничтожены оставшиеся от СССР ракеты. А вот если бы они сохранились, то сегодня наша страна попала бы в список региональных военных держав. Но у истории нет сослагательного наклонения.
Расторжение договора развязывает руки Казахстану. Формально мы можем иметь на вооружении такие ракеты. Но для этого их надо создать или приобрести. И то, и другое реализовать сложно, а, главное, незачем. Ведь такие действия вызовут подозрения у соседей. Это чревато тем, что Казахстан станет рассматриваться в качестве потенциальной угрозы, и в отношении нас будут предпринимать меры сдерживания. Подобным оружием страны обзаводятся в случае крайней необходимости. К счастью, такой необходимости у нас нет.
Подписание обновлённого всеобъемлющего договора РСМД – наиболее оптимальный вариант для Казахстана. Нас окружают государства, имеющие подобного класса ракеты: Китай, Иран, Пакистан и Индия (а в будущем, возможно, и Россия). Они не являются для нас врагами, но, как говорится, раз в год и палка стреляет. Поэтому заключение всеобъемлющего договора стало бы дополнительным гарантом нашей безопасности. Но, как я уже говорил, вероятность такого развития событий крайне низка.
Реализация апокалиптического сценария «холодной войны» для нас будет иметь не столько военные (здесь возможности Казахстана ограничены), сколько экономические последствия. Низкий уровень безопасности дорого обходится казне, а главное – он негативно сказывается на привлечении инвестиций, поскольку инвесторы обязательно учитывают такие риски, как международная напряжённость или угроза конфронтации между странами. А это может отразиться на населении, которое станет меньше зарабатывать. Здесь стоит сказать, что процесс глобализации, рост мировой торговли и приток инвестиций на развивающиеся рынки, имевшие место в мире на протяжении последней четверти века, в какой-то мере были связаны с окончанием «холодной войны». А сегодня инвесторы нервно реагируют на то, что происходит в торговых отношениях между Китаем и США.
Новая «холодная война» будет отличаться от прежней. Её «эпицентром» станут не два государства, а большее количество стран. Но при этом она сохранит отличительные черты предыдущего глобального противостояния – торговые санкции, ограничения для инвестиций, низкий уровень доверия между странами. В таком мире Казахстану, как и другим странам, трудно будет добиться высоких темпов роста экономики.
С политической точки зрения ситуация тоже неоднозначная. Казахстан позиционирует себя как государство, добровольно отказавшееся от ядерного оружия СССР. Но сегодня в мире наблюдается обратный тренд: мир не разоружается, а вооружается. Это не только удар по репутации. Проводя такую политику в сфере безопасности, любая страна оказывается в уязвимом положении.
Но, скорее всего, в мире сохранится статус-кво, разрыв договора о РСМД не поколеблет существующий порядок вещей, и потому Казахстану не стоит ожидать для себя каких-то последствий. Но у этого сценария есть такой недостаток, как непредсказуемость. США и Россия примут на вооружение ракеты данного класса, и трудно сказать, к чему это, в конце концов, приведёт. Возможно, ник чему, а, возможно, к новому витку напряженности в мире. В таком случае Казахстану придется столкнуться с определенными негативными последствиями. Неслучайно сегодня в Астане часто и с настороженностью говорят об обострении геополитической борьбы ведущих держав.
Аскар Нурша, декан Школы государственной и общественной политики и права университета AlmaU:
«Эрозия правовых режимов в ракетно-ядерной сфере не служит делу мира»
– Активные обвинения со стороны США в адрес РФ по поводу нарушения договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД) раздаются с 2013 года. Тогда речь шла об испытаниях Россией ракет РС-12М «Тополь» и «Ярс-М». Затем пресса писала о претензиях США к российским крылатым ракетам Р-500 для комплекса «Искандер-М». Но Кремль эти и другие подобные обвинения отвергал. После выхода США из договора ПРО и начала развития (вопреки российским протестам) американской системы противоракетной обороны и ЕвроПРО руководство РФ было настроено резко негативно и даже бескомпромиссно – оно ожидало от США следования договорам в сфере стратегической стабильности. Со стороны Кремля в адрес Вашингтона тоже звучали обвинения в нарушении договора о РСМД. В России считали, что противоракеты, используемые ПРО США для перехвата ракет, не соответствуют духу и букве соглашения от 1987 года.
После 2014 года, когда Белый дом обязали отчитываться перед американским конгрессом о выполнении Россией договора относительно РСМД, ситуация ухудшилась – обвинения в адрес РФ стали носить системный характер и сопровождались заявлениями о необходимости введения против нее санкций. У России же нет механизмов предотвращения выхода США из договора, и Кремлю приходится либо рассчитывать на то, что Штаты сами отступятся от своего намерения, либо предлагать американской стороне что-то существенное, способное заинтересовать ее и склонить к определенному компромиссу, например, скажем, в рамках пакета по вопросу продления СНВ-З и дальнейшего ядерного вооружения сторонами.
Есть еще один момент, на котором хотелось бы акцентировать внимание. Помимо России и США, существуют и другие страны, где ракетная технология шагнула далеко вперед. Поэтому следование только двух этих держав договору о РСМД сегодня теряет смысл – надо принуждать и все другие государства к тому, чтобы они стали участниками данного соглашения и соблюдали его требования.
Для Казахстана, как и для планеты в целом, ситуация плоха тем, что и без того нестабильный мир становится еще более непредсказуемым. Эрозия правовых режимов в ракетно-ядерной сфере не служит делу обеспечения безопасности и стабильности.