3010 2-10-2018, 10:53

Казахстанский спорт: корень неудач – в невнимании к тренерам и инфраструктуре

Мы продолжаем разговор на тему «Системные сбои в казахстанском спорте: кто виноват и что делать?». Сегодня речь пойдет о таких базовых составляющих, как инфраструктура и кадры. Ведь для занятий спортом необходимы два главных условия: первое – хотя бы по минимуму оборудованные залы или площадки с сопутствующим спортинвентарем, второе – люди, имеющие способности и стимулы к тому, чтобы научить детей тому, как это делать, а наиболее одаренных из них вывести в чемпионы.

Кто нас выводит в мастера…

Ни для кого не секрет, что в 1990-х отечественный спорт остался без многих сильных тренеров – одни покинули страну, другие из-за низких зарплат и невостребованности ушли в другие сферы. Образовался серьезный межпоколенческий разрыв, плоды которого мы сейчас и пожинаем. Взять спортивную гимнастику. Уехавшие Едиге Яров, Александр Якимиди, Андрей Родионенко, Владимир Уфимцев и их коллеги сумели в других, даже прежде негимнастических, странах вырастить призеров Олимпиад, в то время как Казахстан, давший миру Нелли Ким, Валерия Люкина и других «звезд» советской эпохи, оказался в этом виде спорта неконкурентоспособным на международном уровне. И подобных примеров можно привести немало.     

По имеющимся данным, система непрерывной подготовки спортсменов в нашей стране объединяет 541 организацию, в которых занимаются более 316 тысяч человек. Львиная их доля (свыше 310 тысяч) приходится на региональный уровень. А общее количество тренеров по олимпийским видам спорта, имеющих квалификацию, составляет чуть больше десяти тысяч. В среднем получается по тридцать детей на каждого. Иначе говоря, специалистов явно не хватает. И одна из главных причин – очень низкие зарплаты, делающие эту профессию непрестижной.

…В столице Татарстана (Российская Федерация) с 1 марта прошлого года средний размер  зарплаты тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ вырос с 21,8 до 30,5 тысячи рублей. В переводе на наши деньги это около 170 тысяч тенге. В Казахстане примерно столько же – 180 тысяч – получают главные тренеры национальных сборных (сейчас НОК «пробивает» вопрос об увеличении их денежного довольствия), то есть как бы элита тренерского цеха. А начинающим специалистам приходится довольствоваться 45-50 тысячами. Даже в переживающей крайне сложные времена Украине их молодые коллеги с сентября прошлого года имеют более высокие зарплаты – правительство изыскало на это необходимые средства.

Неужели у нас нет денег на то, чтобы повысить хотя бы в полтора раза базовые оклады детских тренеров? Тем более что их, как уже говорилось, немного. Ведь на это  уйдет от силы пять-шесть миллиардов тенге в год –  в три раза меньше, чем затратило, например,  Министерство культуры и спорта на празднование мероприятий, посвященных 20-летию Астаны. Я вовсе не противопоставляю эти бюджетные статьи. Речь о другом – о том, что сумма-то требуется вполне подъемная. Пять-шесть миллиардов – это 1/20 часть общего спортивного бюджета регионов. Но чтобы там могли поднять оклады, необходимо принять решение на правительственном уровне – таковы законы. И здесь профильному министерству следовало бы проявить настойчивость.

А пока зарплаты крайне низкие, начинающие тренеры в ДЮСШ не задерживаются. При  первой же возможности уходят в фитнес-центры, частные спортклубы, охранные фирмы или в общеобразовательные школы – учителя физкультуры получают больше. Как следствие, некем заменить специалистов, начинавших еще в советское время и сегодня подошедших к пенсионному возрасту.

Кого мы теряем?

Другой важный вопрос, связанный с кадрами, касается образовательной системы. Государственный заказ на набор в высшие учебные заведения по специальности «физическая культура и спорт» в нынешнем году составил 450 мест. Ранее преимущество при распределении грантов получали абитуриенты, имеющие определенные спортивные достижения. Но теперь ситуация изменилась. Министерство образования и науки, задавшись в общем-то благой целью – «перекрыть кислород» липовым обладателям знака «Алтын белгi», которых развелось слишком много, внесло в парламент законопроект, предусматривающий отмену всех льгот и одобренный депутатами в начале нынешнего года. В итоге, как нередко у нас бывает в подобных случаях, вместе с водой выплеснули и ребенка: прежних привилегий лишились не только «алтынбелгисты», но и победители международных предметных олимпиад (то есть действительно одаренные дети), а также юноши и девушки, добившиеся успехов на серьезных соревнованиях. Вследствие чего большинство из 450 грантов досталось абитуриентам, далеким от спорта. Будут ли они потом работать по специальности – большой вопрос. И именно об этом говорили участники «митинга недовольных», который прошел полтора месяца назад у стен Казахской академии спорта и туризма.

А тем временем наших молодых перспективных атлетов активно зазывают к себе вузы соседних с Казахстаном российских регионов, обещая им и гранты на обучение, и стипендии, и необходимые условия для спортивного роста. Тем самым мы рискуем потерять тех юношей и девушек (возможно, будущих тренеров), в воспитание  которых наше государство уже вложило деньги, когда они занимались в ДЮСШ, спортивных школах-интернатах, центрах олимпийской подготовки.

Чтобы хоть как-то решить кадровую проблему, сейчас пошли на такой шаг. В республике действуют пять республиканских и 13 областных школ-интернатов для спортивно одаренных детей. Часть их недавно преобразовали в школы-интернаты-колледжи. Как это выглядит на деле? В таких учреждениях дети живут и учатся с 7-го по 11-й класс, проходят обычную школьную программу плюс весь цикл учебно-тренировочного процесса, участвуют в соревнованиях. А теперь после 11-го класса часть их останется еще на два с половиной года, чтобы получить среднее специальное образование (колледж) и  квалификацию тренера.

Как было раньше? Юноша, окончивший школу-интернат и по каким-то причинам вынужденный завершить спортивную карьеру (не попал в сборную Казахстана, получил травму и т.д.), оказывался потерянным для спорта. А ведь государство затратило на него немалые деньги, к тому же он знает многие нюансы учебно-тренировочного процесса, поскольку сам на протяжении нескольких лет испытывал их на себе. Теперь же,  пройдя дополнительное обучение, он выйдет готовым тренером. Часть выпускников этих колледжей, вероятно, вернется в родные для них места, чтобы работать в ДЮСШ. Во всяком случае, ставится именно такая задача.

Сегодня рассматривается возможность перевода на аналогичную схему работы остальных школ-интернатов для спортивно одаренных детей и открытия подобных учреждений в тех областях (Костанайская, Мангистауская), где их пока нет. Ну, и конечно, надо решать проблему с зарплатами тренеров, чтобы эта профессия стала хотя бы более или менее привлекательной для молодых людей, и прежде всего для действующих спортсменов. 

Кроме того, сейчас обсуждается вопрос об открытии в Астане спортивного университета, который будет готовить тренеров, менеджеров этой сферы.

Безусловно, результаты таких мер мы увидим не скоро, ведь пока подготовишь квалифицированного наставника, пока он вырастит новых «звезд», пройдет немало нет. Но, только работая на перспективу, можно добиться чего-то серьезного в спорте.

Тяга к спорту есть – условий нет

В последние годы наблюдается одна положительная тенденция – все больше родителей начинают понимать пользу физической культуры и спорта, растет число желающих заниматься в секциях. Однако, как признаются сами же спортивные функционеры,  существующая в стране инфраструктура не отвечает этим возросшим потребностям. Да, в Астане и Алматы (особенно к Азиаде и Универсиаде), кое-где в областных центрах построили крупные спортсооружения, но они в основном для спорта высших достижений. А населению нужны, главным образом, небольшие залы и площадки, которые находятся в шаговой доступности, недалеко от места проживания, и в которых можно заниматься  бесплатно или, в крайнем случае, по щадящим расценкам.

Несколько лет назад в Казахстане взялись за строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК). В каждом из них, рассчитанном на 300-500 посещений ежедневно, могут быть игровой и тренажерный залы, небольшой бассейн, залы для занятий единоборствами, душевая. Местные власти за счет своих ресурсов покрывали 30 процентов стоимости (земля, подведение коммуникаций) таких объектов, а остальные 70 выделялись из республиканского бюджета. Успели построить таким образом 18 ФОКов, в основном в райцентрах. Например, отличный комплекс с привязкой к нему ДЮСШ появился в небольшом селе Осакаровка, что в 110 километрах от Караганды, – местное население довольно, очень много занимающихся. Немало сделано в районах Кызылординской области. Но потом правительство решило включить средства на эти цели в трансферты, выделяемые регионам, - мол, пусть на местах сами решают. А у каждого из акимов, как уже говорилось, отношение к спорту может быть совершенно разным И если в одних областях продолжают строить ФОКи, в том числе задействовав механизм государственно-частного партнерства, то в других такая работа ведется ни шатко ни валко.

…Автор этих строк на протяжении последних десяти лет не раз писал о необходимости уделять повышенное внимание легкой атлетике и плаванию, которые должны стать в нашей стране приоритетными. Не только потому, что это два самых медалеемких вида спорта (на последней летней Олимпиаде в них разыгрывался 81 комплект наград из 306, а на недавней Азиаде – 89), но и в силу того, что они являются базовыми практически для всех остальных. Ведь бег, прыжки, плавание – неотъемлемые элементы тренировочных занятий боксеров, борцов, «игровиков» и т.д., поскольку именно они развивают такие необходимые для любого спортсмена качества, как выносливость, скорость, резкость. К числу основополагающих видов также можно отнести гимнастику. И, похоже, спортивное руководство страны сегодня тоже подошло к осознанию их особой роли.

Но именно в этих видах спорта существуют серьезные проблемы с инфраструктурой. Взять легкую атлетику. На большей части территории Казахстана климатические условия таковы, что чуть ли не полгода нужно заниматься в помещениях. Между тем, до недавнего времени у нас на всю страну был лишь один крытый манеж с 200-метровой беговой дорожкой и с необходимым минимумом прыжковых секторов – карагандинский, появившийся на свет в уже далеком 1976-м, а значит, морально и физически устаревший. Несколько лет назад построили второй, в Шымкенте, потом – в Усть-Каменогорске. Причем из этих трех лишь последний отвечает современным требованиям. А ведь только областных центров у нас 14.

Сегодня легкоатлетический манеж строят в Павлодаре, собираются это делать в Астане, Талдыкоргане, Актобе, Атырау, Алматы. Хорошо, если планы будут реализованы, но даже в этом случае эффект  мы получим не раньше чем через 8-10 лет. Вот если бы этим начали заниматься хотя бы в середине «нулевых» годов, тем более что тогда в стране был экономический подъем, нефтедоллары текли к нам рекой…

И еще. В последнее время взяли моду строить футбольные стадионы и манежи без беговых дорожек. Ну ладно, «Астана-Арена» – там национальная сборная играет, матчи Лиги Европы проводятся, да и деньги на то, чтобы построить отдельный легкоатлетический комплекс, в столице найти легче. Но вот в Костанае с его морозными зимами сейчас возводят большой крытый манеж для футбола (судя по всему, дорогостоящий), и в нем можно было бы предусмотреть если не стандартные восемь, то  хотя бы четыре беговые дорожки, чтобы легкоатлеты и другие спортсмены могли тренироваться, соревнования местного уровня проводить.  Нет, решили строить на западный манер, чтобы трибуны прилегали прямо к полю. Но там, в западных странах,  на футбол приходят десятки тысяч болельщиков, а здесь речь идет о трех тысячах (именно на столько зрителей трибуны манежа и рассчитаны), и у тамошних легкоатлетов, в отличие от наших, нет проблем со спортсооружениями. Перенимать зарубежный опыт, наверное, стоит, но делать это следует не слепо, а продуманно, с учетом наших условий и особенностей.

В это же самое время руководство ФК «Кайрат» настойчиво лоббирует идею реконструкции  Центрального стадиона в Алматы – его хотят сделать чисто футбольным. Между тем это одна-единственная в Казахстане арена, на которой можно проводить соревнования в соответствии с требованиями Международной федерации легкой атлетики (IAAF), выполнять квалификационные нормативы для участия в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Да, владельцы «Кайрата» обещают построить для легкоатлетов другой стадион, но где и каким он будет – большой вопрос…

Предыдущие статьи на эту тему можно прочитать здесь:
После Азиады. Системные сбои в казахстанском спорте: кто виноват и что делать?

Казахстанский спорт: на рыхлом фундаменте дом не построить…

Комментарии