Люди в белых халатах оказались еще более закрытыми, чем военные, которых мы опрашивали в прошлый раз. Говорить публично о проблемах своей отрасли большинство медицинских работников, к которым мы обратились, отказались, хотя при этом и признавали, что многое хотели бы изменить. А ведь цель рубрики «Если бы я был министром» не в том, чтобы критиковать работу министра, а в том, что трезво оценить, в каких реформах нуждается ведомство. И кто как не сами врачи должны быть в этом заинтересованы!
Ельдос Изатуллаев, президент Ассоциации нутрициологов, гастроэнтерологов и эндоскопистов Казахстана, руководитель общественного фонда «Здоровье народа – вне возраста»: «Необходимо возродить институт участковых врачей»
- Реформы, проводимые в сфере здравоохранения, сегодня, по сути, зашли в тупик. Предполагалось, что право прикрепления контингента к конкретному лечебному учреждению позволит наладить связь «врач-пациент», оздоровить население. Однако даже при постоянном мониторинге, осуществляемом в поликлиниках, нет ощутимых положительных изменений в оказании профилактической помощи, раннем выявлении различных патологий, лечении хронических больных.
На мой взгляд, необходимо возродить институт участковых врачей. Для этого нужно прикрепить население к поликлиникам по месту жительства и на каждом микроучастке назначить участкового врача-терапевта. Также должен быть участковый детский врач – педиатр. К слову, надо отметить то внимание, которое уделяет проблемам педиатрии министр здравоохранения Елжан Биртанов, понимающий, что здоровые дети – основа здоровой нации.
Примером правильной организации работы участкового врача может служить Великобритания, где он получает приличную прибавку к зарплате при снижении уровня смертности и увеличении продолжительности жизни подопечных. Участковый врач как специалист по внутренней медицине должен превратиться из диспетчера, распределяющего больных по профильным специалистам, в «интегратора» сведений о больном, полученных всеми доступными средствами. Подобный алгоритм работы характерен для высококвалифицированных врачей – а именно таким и должен быть участковый терапевт.
Большее внимание необходимо уделить науке. Сегодня медицинскими научно-исследовательскими институтами не занимаются в полном смысле этого слова. Работа ведется по мелким грантам и не соответствует целевым задачам данных учреждений. А если отстает медицинская наука, то отстает и сфера оказания высокоспециализированной медицинской помощи. И только развитая ВСМП способна снизить потребность нашего населения в получении медицинской помощи за рубежом.
В целом, как мне представляется, Минздрав должен работать в тесном контакте с общественными организациями в сфере медицины. На сегодняшний день в Казахстане создан ряд ассоциаций, объединяющих врачей различного профиля. Они осуществляют методическую, пропагандистскую, профилактическую и лечебную работу. Благодаря своей близости к медицинским учреждениям и больным они способны оказывать качественную и своевременную помощь населению.
Нагима Плохих, основатель фонда «Здоровая Азия» и первого детского хосписа в Казахстане: «Акцентировать внимание следует на сельской медицине»
- Основной упор я бы, конечно, сделала на профессиональную подготовку и обучение кадров. Сегодня отечественная система здравоохранения как никогда нуждается в высококвалифицированных специалистах как высшего и среднего, так и младшего звеньев. До определенного момента здоровье находится в руках самого человека, но когда он заболел, ответственность ложится на плечи медицинских работников – от врача до санитарки. А качество услуг прямо пропорционально квалификации медперсонала.
Уверена: правильно организованная подготовка медицинских кадров - это залог успешности системы здравоохранения! В одной из ташкентских клиник я однажды наблюдала за тем, как студенты медицинского вуза, помогавшие врачам вести пациентов, свободно общаются с ними на русском и английском, при этом в совершенстве владея и родным языком. Наши же студенты, которые приходят ко мне, к сожалению, говорят лишь на одном языке – русском или казахском… А разве сможет такой врач поехать на международную конференцию, прочитать медицинскую научную литературу, принять и понять международный опыт? Нет, конечно! Ему легче отправить пациента в зарубежную клинику и снять с себя ответственность.
Лучшая часть нашего здравоохранения сегодня держится на плечах врачей, прошедших старую медицинскую школу. Причем каждый пациент старается попасть на прием именно к ним, поскольку они имеют достаточные знания и опыт. Это я к тому, что качество нашей медицины напрямую зависит от качества подготовки специалистов, и именно в этом направлении я бы провела реформы.
Вы спросите: какие? Прежде всего, на мой взгляд, необходимо сделать медицинские вузы досягаемыми только для лучших абитуриентов со знанием, как минимум, трех языков. Каждый из них при поступлении должен пройти главный экзамен, доказав, что он действительно хочет и достоин быть врачом. И пусть таких студентов окажется немного, но зато именно они смогут стать настоящими врачами, к которым будут смело обращаться пациенты.
Вторая реформа, которую бы я провела, – тщательная ревизия всех существующих программ. Уверена, что среди них много уже ненужных либо дублирующих друг друга. А ведь на такие программы продолжают выделяться серьезные деньги. Нужно остановить это неконтролируемое государственное финансирование. Можно оставить одну, но действительно эффективную госпрограмму. Этого вполне достаточно! Здравоохранение – едва ли не единственная сфера, в которой постоянно проводятся реформы, реорганизации и т.д. Все это отнимает время у действующих врачей - время, которое они должны посвятить пациентам.
Высвобожденные таким образом финансовые ресурсы можно направить на сельское здравоохранение, о котором больно говорить. Там огромный пласт проблем. Почти все тяжелые и неизлечимые пациенты – выходцы из глубинки, областей. Поэтому третье, на чем бы я акцентировала внимание, – это сельская медицина (больницы, роддома, детские клиники, реабилитация тяжелых пациентов). Необходимо сделать ее качественной и доступной для населения. Что для этого нужно? В первую очередь, социальные программы по поддержке молодых врачей и медсестер, а также достойная зарплата. Вот тогда село не будет загружать город, а пациентов с неизлечимыми болезнями станет меньше.
Асия Алдажарова, врач-терапевт поликлиники №4 города Алматы: «Необходимо улучшить условия труда медработников»
- Сегодня в нашей стране реализуется множество реформ. Упор делается на развитие амбулаторной помощи как одного из основных секторов современной системы здравоохранения. Однако по-прежнему остро стоит проблема кадров. В поликлиниках на прием к профильным специалистам ежедневно выстраиваются огромные очереди, и чтобы избежать их, многие пациенты соглашаются на платные услуги. Да что там профильные специалисты, когда нам не хватает даже участковых врачей. Последним приходится обслуживать по два, а то и более участков...
При столь большой нагрузке мы получаем смешные зарплаты. К тому же нас часто лишают премий и СКПН (стимулирующий компонент подушевого норматива – прим. ред.), не объясняя причин. Поэтому, если бы я была министром, то первым делом подняла бы вопрос о повышении заработной платы медицинским работникам, чтобы они могли достойно жить, правильно питаться, посещать те же спортивные секции. Мы призваны культивировать среди населения здоровый образ жизни, но для нас самих он, увы, остается роскошью…
Отсюда вытекает моя вторая рекомендация – улучшить условия труда медработников. Ведь у нас нет даже буфета, где можно было бы перекусить, я уже не говорю о горячем питании. Коллегам приходится устраиваться на перерыв прямо в кабинетах, что, конечно же, противоречит санитарным нормам.
На дворе 21-й век, который называют веком высоких технологий, а мы до сих пор вынуждены работать на устаревшем оборудовании. Где это видано – один аппарат ЭКГ на всю поликлинику! Маммограф и вовсе не работает - нам приходится отправлять женщин в другие клиники, чтобы они прошли скрининг. Мебель тоже устарела. Порой даже не хватает бумаги, чтобы распечатывать рецепты и направления на анализы.
Третье, на чем я бы сделала акцент, – это поддержка молодых специалистов. Тенденция (или традиция) такова, что врачи-эксперты (с опытом и стажем) уничижительно относятся к новичкам. Вместо того, чтобы обучать, помогать, делиться знаниями, они ищут повод их запугать, обвинить, наказать за любое нарушение. А потом мы еще удивляемся непрофессионализму молодых врачей… Считаю, на эту проблему стоит обратить особое внимание.
Мне кажется, что если в наших поликлиниках улучшатся условия труда, зарплаты медиков будет хватать на достойную жизнь, да и в целом появится адекватное отношение к ним, то качество медицины в стране возрастет в разы, а профессия врача станет востребованной и уважаемой в обществе.
Ну и отдельно хотелось бы поднять проблему глобальной коррупции в системе здравоохранения, жертвами которой становятся не только пациенты, но и сами медработники. Как правило, такие случаи редко выходят за пределы медучреждений. Примеры? Пожалуйста. В нашей поликлинике при бывшем руководстве заведующая терапевтическим отделением открыто занималась поборами с сотрудников (врачей, медсестер, санитарок). Суммы «ежемесячных взносов» якобы в фонд поликлиники варьировались от 10 до 40 тысяч тенге. Этот беспредел продолжался до тех пор, пока жалобы не дошли до главврача, после чего заведующую отделением уволили.
Самое интересное, что правоохранительные органы, в которые мы обращались, никак на данный инцидент не отреагировали! То есть явные коррупционеры остаются безнаказанными и продолжают спокойно работать в системе здравоохранения. Соответствующим структурам пора бы уже обратить внимание на такие факты, а не охотиться только на «крупную рыбу»…
Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики: «Больший упор необходимо сделать на науку»
- За 27 лет мы научились строить правильные планы и устанавливать целевые показатели, которых хотим достичь. Но проблема в качестве их исполнении. Как правило, этому всегда мешают низкая исполнительская дисциплина, бюрократия, коррупция и т.д.
Что касается конкретно Министерства здравоохранения и нынешних его реформ, то, считаю, что были выбраны верные направления. Взять, к примеру, медицинское страхование, внедрение которого каждый раз откладывается из-за недоработок. Во всех более или менее успешных странах оно уже давно существует. В той же Великобритании часть затрат на здравоохранение берет на себя государство, а остальную часть – население, благодаря чему простые граждане получили доступ к дорогостоящим операциям. Аналогичная картина и в США, где действует государственная программа оказания медицинской помощи нуждающимся - Medicaid.
Другое дело, что государство физически не может полностью нести на себе все расходы, тем более что в Казахстане нагрузка на бюджет постоянно растет, в том числе и вследствие демографических тенденций (ежегодный прирост населения в 1,3-1,5%). Тех бешеных доходов, которые мы имели 8-10 лет назад от продажи нефти, уже не будет. Проблему недофинансирования, к примеру, уже испытывают построенные в Астане шесть суперсовременных клиник - бюджет элементарно не возмещает им амортизацию по оборудованию.
Поэтому сейчас очень важно привлечение частных инвестиций. К тому же чем больше на рынке частного капитала, тем здоровее конкуренция, соответственно качественнее медуслуги. Но пока львиную долю расходов берет на себя государство, соответственно влияние Минздрава на систему здравоохранения очень сильное. Она как бы находится в режиме ручного управления. Тогда как мы должны стремиться к формированию нормального здорового рынка. В идеале, конечно, население тоже должно разделять риски, в том числе финансовые. Однако в условиях перманентного экономического кризиса это не представляется возможным…
Еще одна серьезная инициатива министерства - это цифровизация системы здравоохранения, в рамках которой создается электронная база по всем пациентам. Иначе говоря, ею можно будет воспользоваться в любой точке страны, в любой клинике, чтобы получить данные о том или ином человеке (когда родился, чем болеет, когда проходил диагностику, лечение и т.д.). Плюс ведомство сейчас работает над интеграцией всех внутренних информационных систем организаций здравоохранения. В силу сложившихся обстоятельств каждая клиника имеет свою информационную систему, но проблема в том, что все они разработаны на различных платформах, локализованы и не имеют единого интегратора. Стоит также отметить активные усилия министерства по развитию первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) – основного звена здравоохранения.
Конечно, когда мы говорим о реформировании отрасли, то первое, чего хотим добиться, – это повышения качества медуслуг, чтобы люди не боялись обращаться в клиники. Для этого, разумеется, нужно повышать качество медицинского образования, в том числе за счет современных технологий. К сожалению, недофинансирование сферы здравоохранения отражается как на качестве обучения специалистов, так и на размерах их зарплат. Да, профессия врача – это призвание, но когда она не приносит адекватных доходов, раскрыть потенциал бывает очень сложно.
Больший упор необходимо сделать на науку. В Казахстане до сих пор не было профильного издания, которое бы входило в базу данных Scopus издательской корпорации Elsevier, отслеживающей научную цитируемость публикаций. Я уже не говорю о более мощной базе Thomson-Reuters, куда входят журналы более высокого уровня. Причем науку нам следует развивать согласно современным стандартам, что предполагает обязательное знание английского языка, на котором сегодня базируется вся передовая наука, вся ее сложная терминология. Мало что из этого переводится на русский язык и тем более на казахский.
Ну и, конечно, большое внимание всем нам, а не только министерству, необходимо уделять здоровому образу жизни, постоянно проходить скрининги. Вы наверняка видели, сколь активно китайские пенсионеры занимаются дыхательными упражнениями «Цигун». Это и есть культивирование здорового образа жизни в чистом виде. И еще мы должны популяризировать спорт, отказ от курения и алкоголя. От этого зависит здоровье нации, наш генофонд!