ЧЕТВЕРГ, 8 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА
699 6-02-2018, 16:32

Манас Магулов: «Генералы не должны переписывать историю»

Четверть века назад в казахстанской армии появился институт офицеров-воспитателей, которые призваны заниматься оздоровлением морально-психологической обстановки, укреплением дисциплины и правопорядка в войсках, а также способствовать повышению престижа и имиджа воинской службы. Но сегодня эта важная и нужная инициатива оборачивается банальной профанацией. Отчасти потому, что сегодняшние воспитатели своими высказываниями нередко вносят сумятицу в головы своих подчиненных. Почему так происходит? Об этом мы беседуем с полковником запаса Манасом Магуловым, в прошлом заместителем командующего войсками Южного военного округа по воспитательной и социальноправовой работе.

– Манас Бадыханович, совсем недавно институт воспитателей, существующий в Вооруженных силах РК, отпраздновал 25-летний юбилей. С самых высоких трибун звучало много красивых слов о сплоченности, о высоком боевом и моральном духе нашей армии. Опять вешали лапшу на уши или заслуженно гордились достижениями?

– Да, красивых слов прозвучало немало. В частности, в «Казахстанской правде» пространной статьей отметился начальник департамента воспитательной и идеологической работы Министерства обороны генерал-майор Мухамеджан Таласов. Он подробно расписал роль воспитательных структур в армии, но в аспекте их исторической эволюции, избегая какого-либо анализа. И понятно почему. То, насколько своеобразно оборонное ведомство выполняет свою работу в части формирования морального и боевого духа в среде военнослужащих, не располагает к излишней болтливости. Чтобы расставить точки над i, нужно, как говорится, плясать от печки. Напомню, что после распада СССР произошел роспуск партийных структур. И сами они, и та работа, которую они проводили, были преданы «анафеме», и в обществе сразу же образовался идеологический вакуум.  

Особенно остро он ощущался в вооруженных силах – ведь армии во веки веков воевали за идею, а этой идеи вдруг не оказалось. Природа, как известно, не терпит пустоты, поэтому разом опустевшие идеологические сосуды грозили доверху заполниться деструктивными идеями. Поэтому Указ главы государства «О создании института заместителей командиров (начальников) по воспитательной и социально-правовой работе в Вооруженных силах Республики Казахстан» был, как сейчас принято говорить, своевременным и ожидаемым. И даже, мало того, необходимым как воздух. Созданный волей президента институт «заместителей по идеологии», начиная с самых верхних ступеней в армейской иерархии – вице-министра обороны, заместителей командующих внутренними и пограничными войсками, республиканской гвардией, призван был выполнять ряд конкретных задач. Это проведение (совместно с другими органами военного управления) политики государства в области обороны и безопасности РК, осуществление мероприятий по оказанию эффективного влияния на качество боевой и мобилизационной подготовки, учебно-боевого процесса и подготовки войск.

И, надо заметить, во всех силовых структурах требования, изложенные в постановлении президента страны по претворению в жизнь вышеупомянутого указа, неуклонно выполняются на протяжении всех этих двадцати пяти лет. Но только не в оборонном ведомстве. Министерские чины, так сказать, переформатировали эти требования. Причем весьма своеобразно: идеологический орган они подчинили штабу. Иначе говоря, поставили телегу впереди лошади. Идеология – это выражение политики, проводимой государством, тогда как штаб является оперативным органом военного управления. Здесь налицо явное нарушение сути постановления, которым президент страны четко установил роль и место идеологического органа, наделив его определенной самостоятельностью. И если бы генерал Таласов был профессиональным политработником, то он, как минимум, обратил бы внимание на явные несостыковки, придающие своеобразные нюансы идеологической работе, проводимой им и его подчиненными.

– И что получилось «на выходе» вследствие такого переформатирования?

– Сегодня в войсках напрочь отсутствует индивидуальная идейно-воспитательная работа. Все надеются на то, что солдат «сам все прочтет и сам все поймет». Роль офицера-воспитателя, который должен быть политическим лидером в воинском коллективе, идейным руководителем, сведена к уровню массовика-затейника, развлекающего солдат. О его влиянии на командира и говорить не приходится. Позволю себе напомнить, что воспитание крепкого морального духа в войсках – это не просто красивые слова. Уровень идеологической работы в вооруженных силах напрямую влияет на всю общественно-нравственную обстановку в стране, ведь недаром в народе армию называют «школой жизни».

Даже те 30-40 тысяч парней, которые после военной службы ежегодно возвращаются на «гражданку», будут способны противостоять различным экстремистским воззрениям, негативно влияющим на сознание молодежи, формировать здоровый костяк общества.

– Чем же тогда, на ваш взгляд, занят главный ответственный за идеологический фронт в Министерстве обороны?

– Не буду перечислять должностные обязанности генерала. Скажу лишь, что Мухамеджан Таласов нередко довольствуется теми данными, которые предоставляют ему подчиненные. А они не всегда объективны. И, озвучивая их, генерал нередко, так сказать, забивает гол в собственные ворота. Приведу конкретный пример. В уже упомянутой статье в «Казахстанской правде» он, выражая благодарность политработникам, внесшим вклад в воспитательную работу, перечисляет фамилии заслуженных офицеров и генералов. Однако принцип их подбора не совсем понятен. Это случайный перечень? Но в таких случаях подобное недопустимо. Или, может, он исходил из принципа личных симпатий и антипатий, что тоже является нарушением этики? По свидетельствам многих политработников, в период становления новых воспитательных структур большой личный вклад в их формирование и совершенствование внес генерал-майор Амирбек Тогусов. Он в течение пяти лет занимал должность заместителя командующего внутренними войсками по воспитательной и социально-правовой работе, а затем два года отвечал за эти же вопросы на посту заместителя министра обороны. Но почему-то его в статье не упомянули. Хотя именно при нем и при его непосредственном участии были выработаны основные направления молодежной политики в армии (Центры молодежных инициатив), приняты нормативно-правовые и регламентирующие документы по проведению боевых состязаний в подразделениях и войсковых частях, разработаны положения об офицерских собраниях, о планировании воспитательной работы во всех воинских структурах.

В этом я лично убеждался, будучи в 2001-2003 годах заместителем командующего войсками Южного военного округа по воспитательной и социально-правовой работе. Также в числе «незамеченных» Таласовым оказались генерал-майор Кайрат Мынжанов – профессиональный политработник, бывший начальник департамента воспитательной и идеологической работы центрального аппарата Министерства обороны, а также два офицера-«афганца» Амангельды Жантасов и Ержан Садыков, которые первыми были назначены на должности заместителей командующих военными округами по воспитательной и социально-правовой работе. Это на них выпала большая нагрузка по налаживанию системы воспитательной работы в вооруженных силах молодого государства.

– Ну, подумаешь, забыл генерал о первопроходцах – с кем не бывает. Вряд ли это способно нанести серьезный урон тому, чем он непосредственно занимается…

– Не скажите. Идеология – это, прежде всего, объективность, соответствие действительности, только тогда ей верят, за ней идут, только тогда она воодушевляет людей на подвиги. И примеров тому немало. Один из самых ярких – жизнь и смерть выдающегося государственного деятеля древности, создателя Римской империи Гая Юлия Цезаря. Вопреки всему, его имя не исчезло из анналов истории, а, наоборот, обросло легендами. Поэтому призываю всех, кто пишет сегодня нашу историю, не шутить с ней. По инициативе главы государства в Казахстане разработаны и претворяются в жизнь две долгосрочные программы – «Мәңгілік Ел» и «Рухани жаңғыру», направленные на восстановление исторической памяти о прошлом казахстанского народа. И если мы сегодня начнем путать и переставлять исторические факты в угоду своим воззрениям, то не только подведем Лидера нации, но и оставим будущим поколениям не реальную историю нашего развития, а обманку, пустышку. То есть, хаос и неразбериху. Простят ли они нас за это? История – это свершившиеся, состоявшиеся факты и события, в ней нет сослагательного наклонения.

Военная история страны – это дорога, проложенная государством и народом на пути к обретению и сохранению своей независимости, это люди, обеспечившие независимость. И здесь нельзя в угоду каким-то отдельным персонам или группам лиц переиначивать факты, подтасовывать их или приукрашивать. История имеет разные страницы – темные и светлые, печальные и радостные, но каждая строчка на этих страницах – бесценное достояние народа Казахстана. И никому не позволено стереть в ней ни одной буквы, ни одной запятой. В истории нет простых созерцателей, сторонних наблюдателей – все так или иначе творят ее. И осознание того, что история нашего Отечества есть творение предшествующих поколений, а ее познание есть общение с этим творением, побуждает нас, истинных патриотов, к тому, чтобы, с одной стороны, бережно и трогательно относиться к ней, а с другой – праведно жить, ибо каждый прожитый нами день становится ее драгоценной крупицей.

Оценивая подвиг 28 героев-панфиловцев во главе с политруком Василием Клочковым, Бауыржан Момышулы писал: «17 ноября 1941 года стало днем наиболее яркого проявления массового героизма солдатами и офицерами нашей дивизии. Справедливо называют подвиг двадцати восьми образцом героизма, но в тот день это был не единичный случай». И он привел шесть фактов героизма бойцов дивизии на этом ответственном участке фронта. А после назвал фамилии их командиров, которые умолчали об этом, не доложили о совершенном воинами героизме командованию.

Дальше он сделал вывод: «Я упоминаю их фамилии (командиров) для того, чтобы история не простила им этого, и думаю, что бойцы нашей дивизии подтвердят правду моих слов». Я полностью согласен со словами легендарного полководца и уверен, что история расставит все по своим местам, и народ поймет, кто и как служил, а главное – как руководил казахстанской армией.

 

Автор: Юлия Кисткина

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение