Цены на основные товары в Таджикистане растут, а на фоне экономического кризиса в России многим таджикским трудовым мигрантам приходится возвращаться домой. Все это не сулит ничего хорошего для сотен тысяч жителей республики, старающихся не оказаться за порогом бедности.
По официальным данным, средняя зарплата в Таджикистане находится на уровне порядка 920 сомони, что по рыночному курсу составляет примерно $100.
На рынках в Душанбе заметно поубавилось покупателей. Все ворчат по поводу того, как быстро и сильно растут цены. Например, если месяц назад стоимость литра растительного масла составляла 10 сомони, то сейчас она выросла до 15 сомони. Сахар подорожал с 5 до 8 сомони. Шоколадные конфеты стоили 50 сомони за килограмм, а теперь – 65 сомони. Та же ситуация с другими основными продуктами, вроде картошки и лука.
Особую тревогу вызвали скачки цен на муку, за десять дней подорожавшую более чем на 20%.
Тем временем цены на некоторые производимые на месте продукты не изменились, или даже упали. К примеру, прошлым летом говядина стоила 35-38 сомони, а сейчас – 30. Правда до Нового года цены упали ниже 30 сомони, но потом начала расти.
Многим очень трудно угнаться за инфляцией. 27-летняя Гульбахор Турсунова живет вместе с родителями-пенсионерами и работает швеей на дому. Начавшийся в Таджикистане в прошлом году кризис сильно ударил по бюджету этой семьи.
«У меня практически нет клиентов, никто не приносит шить платья, в то время как до наступления кризиса я зарабатывала по 200-300 сомони в день», – отметила Турсунова, добавив, что старые клиенты стараются экономить, т.к. у кого-то мужа депортировали из России, а у кого-то брат вернулся из-за отсутствия работы.
Список граждан Таджикистана, которым по тем или иным причинам запрещен въезд на территорию Российской Федерации, вырос до 333 тыс. человек.
«Сейчас мы буквально живем на пенсию родителей, которая в общей сложности составляет 1200 сомони ($133), – посетовала Турсунова. – Все мои заначки, которые были накоплены «на черный день», заканчиваются. Я стараюсь не рассказывать родителям, чтобы они не беспокоились, ведь они старые, у них гипертония, они постоянно сидят на таблетках».
По ее словам, только на лекарства приходится тратить порядка 300 сомони в месяц. «Мы покупаем муку второго сорта, и родителей успокаиваю тем, что это полезнее. Мясо, молоко, кефир стали покупать очень редко, наш дастархан в основном сейчас состоит из хлеба, чая. Готовим постоянно супы, и успокаиваем себя тем, что это полезнее для здоровья, чем жирный плов или тяжелые для желудка манты», – добавила она.
По заявлению президента Таджикистана Эмомали Рахмона, к концу 2015 года число живущих за чертой бедности граждан сократилось до 31%. Но по причине инфляции эта цифра может опять начать расти.
Торговцы объясняют рост цен падением курса национальной валюты. Официальный курс на 2 февраля составил 7,84 сомони за доллар. С начала года сомони скатился на 12%.
Но официально твердую валюту приобрести невозможно, вследствие чего люди идут на черный рынок, где курс составляет 9 сомони за доллар, что на 15% выше, чем в начале года.
По словам Амриддина Хотамова, который работает в одном из госучреждений, его зарплата составляет 1000 сомони. В прошлом году эта сумма была эквивалентна $200, но даже тогда семье едва удавалось сводить концы с концами, отметил он.
«У меня трое маленьких детей, у них есть потребности, их надо кормить, но сейчас это очень тяжело делать. У меня сердце болит, что может где-то недокармливаю детей, что-то недокупаю, не одеваю. Пока что выхода не вижу».
По его словам, некоторым его коллегам родственники купили автомобили, что позволят им подрабатывать по ночам частным извозом. «Но у меня этого нет. Я готов в ночное время даже сторожем подрабатывать, но рабочих мест нет. И все приезжающие трудовые мигранты твердят о том, что рабочие места отсутствуют», – сказал он.
Покупательная способность населения падает день за днем, и люди давно уже не мечтают о предметах роскоши.
В первые три квартала 2015 года денежные переводы из России в Таджикистан, которые обеспечивают страну валютными поступлениями, сократились на 65,1%, составив $1 млрд. 54 млн. против $3 млрд. 16 млн. за тот же период 2014 года.
Президент Таджикистана в своем послании парламенту в начале 2015 года обещал поднять пенсии, пособия и зарплаты бюджетников еще в апреле, но из-за нехватки денег в бюджете его обещание осталось невыполненным.
Тем не менее, в своем послании от 20 января 2016 года президент опять дал те же обещания, и даже добавил к ним новые. «Заработная плата … сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих будет увеличена на 15%, работников образовательных учреждений – на 20%, учреждений сферы социальной защиты – на 25%. Размер пенсий … в среднем повысится до 20%. Стипендия студентов и другие виды стипендий увеличатся на 30%, а также минимальная заработная плата – на 60%, и её размер повысится с 250 сомони до 400 сомони», – заявил Рахмон.
Также от обесценивания валюты страдают предприниматели, приобретающие товары за доллары. Торгующий мобильными телефонами предприниматель сообщил EurasiaNet.org на условиях анонимности, что вынужден из-за падающего курса сомони постоянно обновлять ценники.
«Мы являемся официальным представителем торговой марки Samsung и, естественно, должны продавать по устанавливаемым ими ценам. Например, если телефон Samsung А5 в конце прошлого года стоил 1800 сомони, то сейчас он подорожал до 2300 сомони, а марки Egde достигают и 5-6 тыс. сомони. У покупателей шок, продажи встали», – пожаловался он.