Одурев от смеха и до предела разгрузив свой интеллект стараниями юмористов, которых сегодня на отечественном ТВ развелось как клопов в жилище бомжа, телезритель рано или поздно вспомнит, что голова у него на плечах не только для того, чтобы почесывать затылок, и начнет листать каналы в поисках программ, понуждающих думать. Вот тут-то оно и возникнет в контексте телебытия полузабытое от редкого употребления слово "аналитика". Оно поневоле заставит человека погрузиться хотя бы на время в мыслительный процесс, обозначенный именно этим словом.
Разнокалиберная правда
Эта программа так и называется - "Аналитика", бесхитростно и без подвохов. Место рождения ее - "Первый канал "Евразия". Хоть возраст ее невелик, но она уже получила известность, имеет свое лицо, свой круг телезрителей. Не будем тратить порох, разгадывая феномен этого общественно-политического журнала. Вот как аттестуют сами себя его создатели: "Новости и комментарии, анализ событий, прогнозы их развития, последствия, интервью первых лиц страны, расследования, светская хроника, репортажи на самые актуальные темы общественной и политической жизни страны и мира, экономика, ЖКХ - все это в программе "Аналитика" "Первого канала "Евразия".
А дальше - совсем уж лирика, почти каватина Князя из оперы "Русалка": "Каким привыкли видеть телезрители ведущего информационной программы? Скучный костюм, неприметный галстук, недоброе лицо... Что обычно показывают в таких программах? Официальная хроника, щедро разбавленная сюжетами с места преступления...
"Аналитика" - программа совершенно другая. И ее ведущий - Александр Трухачев - в стильном костюме и утонченных очках, прямо в студии ходит с флягой за водой, когда говорит о коммунальных проблемах, срывает звезды с погон полицейских-коррупционеров и пробует на вкус первый урожай пшеницы казахстанских фермеров, демонстрируя успехи отечественного сельского хозяйства. Такой стиль проекта выбран его создателями с одной целью - быть ближе к аудитории, рассказывая о важных вещах интересно и понятно, наглядно. Кстати, нередко, журналистам "Аналитики" удается прямо в студии в течение 50 минут решить вопросы, которые заботят жителей глубинки, многодетных матерей или пенсионеров. Закрытых тем для репортеров этой программы не существует".
И все-таки главное почему-то ушло в тень. Я внимательно отсмотрел последний выпуск "Аналитики". Из шести тем, которым она посвящена, четыре - международная политика и сопричастность Казахстана к ней. Судите сами: наш политический бомонд в Брюсселе и Минске - как дружить со всеми против никого? Ведь Казахстан ищет не пути отхода, а запасные выходы. Тут и Жозе Баррозу, и Инерио Семинаторе, и… Нет, но я не просто прошел ликбез благодаря "Аналитике", но и значительно расширил багаж своих знаний в делах международных, как бы приобщившись к сообществу пикейных жилетов. Помните? "Чемберлен- это голова! И Сноуден - голова. Сноудену палец в рот не клади!". А дальше: наш взгляд на революцию зонтиков в Гонконге - здесь тоже все начинается вроде бы безобидно, как на Майдане. И, конечно, посыл в нашу сторону - будьте бдительны! Потому как "доброжелатели" не дремлют, наглядный пример тому - возросшая активность Джо Байдена, он при Обаме- технолог двойных бухгалтерий в политике. И под занавес - вопрос вопросов: почему нефть дешевеет? Далее идут сюжеты пятый и шестой: коммунальная катастрофа в поселке Ленинское близ Павлодара (там построили целый поселок на глиняном грунте, что ведет к обрушению новых домов) и война с традиционными семейными ценностями - о ненужных родителям детях и о новорожденном, выброшенном на мусорку; о том, что Казахстан занимает первое место по суициду среди девушек. При этом ведущий изредка выходит за кадр, прямо из студии попадая на место происшествия, слегка бравируя этим, хотя прием сам по себе едва ли несет новизну и скорее похож на детсадовскую самодеятельность. Но креатив как бы и налицо.
Правда местного значения
КТК - самый правдолюбивый наш телеканал, здесь выходят сразу две созвучные программы - "Наша правда" и "Другая правда". Они, по замыслу их создателей, вроде бы разные, но роднит их, помимо названия, еще и то, что ведущим обеих программ является Алексей Шахматов, долженствующий явить собой две разные ипостаси. Большелобый, ступающий державным шагом коридорами студии тележурналист, он долгое время пытался размежеваться с малаховским "Пусть говорят!". Попытки до недавних пор были не очень убедительными, но калька прижилась на КТК. Вообще, как я ни силился, но особой разницы в этих двух программах не уловил.
Отставим в стороне "Нашу правду" - это все-таки ток-шоу. А вот что пишут о своем детище создатели передачи с созвучным названием: "Итоговая информационная программа "Другая правда с Алексеем Шахматовым" - новый формат для отечественного телевидения. Это информационное шоу, в котором сочетаются, казалось бы, совершенно разные жанры. Сюжеты о гламурных алматинских вечеринках могут запросто идти после криминальных расследований, новости шоу-бизнеса перемежаться коррупционными скандалами. В "Другой правде" мы делаем ставку на зрелищность, динамику, эксклюзивное и подчас даже шокирующее видео!".
Собственно, Жозе Боррозу и Ирнерио Семинаторе дорога сюда заказана, здесь не место высокой политике. Здесь мы встретимся с бабулькой, которую дети обманом выселили из квартиры и отправили к чертям на кулички в какой-то сарай, не очень-то приспособленный для жилья. У нас есть возможность войти во все перипетии ее горестной житейской истории, вникнуть в ее быт и переживания, проникнуться ее судьбой, пролить святую светлую слезу сочувствия и, может быть, даже чем-то ей помочь. Здесь замах почти бальзаковский. О времена, о нравы! Анатомия и времени, и морали XXI века, и современных характеров. Тоже своего рода аналитика.
Или сюда же, в ту же копилку: бывший полковник милиции в День защитника Отечества в дымину пьяный сбил на перекрестке женщину с ребенком. Женщина взывает к справедливости, а с бывшего полковника - как с гуся вода, ему все по барабану.
Здесь есть сюжеты до боли пронзительные, возвышающие душу. Артистке цирка Ирине Черкасовой пришлось вытаскивать чуть ли не с того света парализованную дочь-малышку. Она сделала невозможное. Сейчас ее дочь акробатка, выступает на сцене в Германии. А сама Ирина Викторовна посвятила свою жизнь детям-калекам, даруя им надежду и пытаясь поставить их на ноги.
И тут же истории до зубной боли пошлые. О том, как некая пенсионерка с дочерью и внучкой враждует с целой улицей, снимая все свои распри и драки с соседями на планшет, записывая нецензурные диспуты на диктофон. Тут "Другая правда", очевидно, учитывает разброс пристрастий и вкусов своих зрителей. Кто-то возвышает свою душу рядом с Ириной Черкасовой, а кому-то интересней вглядеться в микрокосмос Растеряевой улицы.
Правда, в какой-то момент произошел сбой. И я "попал как Чацкий с корабля на бал", невесть откуда и почему тут появившийся. Вдруг как снег на голову на телеэкране возникла заставка "Где можно найти мужа?", и полугламурная телеведущая (слава богу, не сам Алексей Шахматов!) увлекла телезрителей в ночной клуб, в так называемое "пафосное место", где разбитные девицы охотились на парней, а парни готовы были кадрить всех без разбору. И откровения под шафе: "Где делать детей? Вот мой муж Фархад. У нас четверо детей, сегодня будет пятый" (пик, пик, пик). И длился этот шабаш минут 20, не меньше.
Да, на сайте КТК сказано, что в "Другой правде" сюжеты о гламурных алматинских вечеринках могут запросто идти после криминальных расследований. Но выглядело все это так, будто в разгар футбольного матча, когда объявили пенальти, перед воротами вместо стенки появилась ливерпульская четверка. Или того хлеще - четверо маленьких лебедей на пуантах. Нападающий разбегается и… Звучит Чайковский. Все это было - ну полностью вне жанра! Как в лермонтовском "Бородино": "Смешались вместе кони, люди, и залпы тысячи орудий"... Может быть, именно этого и добивались авторы "Другой правды"? Но - с какой целью?..
Глобальная правда
Если уж вам так захотелось ощутить чистоту жанра, милости просим на программу "Портрет недели". Ее создателем и постоянным ведущим до 2011 года был Артур Платонов. Это ему она обязана своим высоким статусом и безусловным успехом. И когда он покинул ее, невольно возникали опасения, что она потеряет свое неповторимое лицо, свою индивидуальность.
Ему на смену пришел Сергей Пономарев. И хотя на телевидении он был далеко не новичок (у него в активе работа на НТВ и российском "Первом канале"), но ему был присущ совсем иной стиль ведения телепередач, когда личность телеведущего уходит на второй план, полностью растворяясь в информационном потоке, никак не застя его своей эрудицией и бьющим в глаза интеллектом. Удивительное дело: Пономарев снял с программы налет демонизма, присущий манере Артура Платонова, и программа от этого ничуть не утратила своей привлекательности, а стала лишь теплее, понятнее и ближе зрителю. Она и по сей день уже с новым телеведущим все так же высоко держит планку, заданную при ее создании, и все так же остается самой рейтинговой.
А Платонов тотчас же, без паузы, без промедления параллельно возглавил новый проект - авторскую программу "Слуги народа". Поначалу она выглядела неким отпочковавшимся от "Портрета недели" образованием, но очень быстро дистанцировалась от нее, обретя в сознании зрителя самостоятельный, независимый статус. А ведущий, естественно, перенес теперь уже сюда свой индивидуальный стиль, свою манеру, которая в новом контексте стала чересчур бросаться в глаза, обнаружив свои не только положительные стороны.
Проект "Слуги народа" создан для обсуждения деятельности людей, которые оказывают влияние на нашу повседневную жизнь. Чиновники высшего ранга, депутаты, главы регионов в приватной беседе рассказывают то, что редко можно услышать в обычной ситуации. Острые вопросы, прямые ответы, открытое обсуждение "закрытых" тем. То есть всё, что мы привыкли ждать от программ Артура Платонова.
Готовя к печати этот материал, я внимательно отсмотрел все последние выпуски "Слуг народа". Признаюсь, я почитатель Артура Платонова еще с той поры, когда он вел "Портрет недели", а потому ревниво отношусь к телепередачам с его участием. Искренне радуюсь его удачам и, конечно, огорчаюсь, если обнаруживаю в них что-то не так. Там всегда звучит зачин, напоминающий камлание шамана. Напористо и торопливо, с некоей апокалипсической тревогой, он скороговоркой перечисляет текущие неурядицы и беды, сопровождающие нашу жизнь. Порой о многих из этих торопливо перечисленных бед даже речи не будет идти в заявленной программе. Но дело сделано, тревожащие душу интонации запали в сознание зрителя, и он уже с настороженным вниманием будет слушать то, что звучит с телеэкрана.
А дальше последовал ряд не очень приятных открытий.
Просматривая программы Платонова, я обнаружил, что человек мыслящий - да что там! - просто думающий человек в наши дни и есть аристократ духа. Но надо ли демонстрировать свой аристократизм столь откровенно? И еще: меня поразило, насколько исчерпывающе самодостаточны вопросы ведущего, а главное - с каким менторским тоном он их изрекает, сколь барственны его движения и жесты. Возможно, это его фишка. Возможно, он оттачивал все это годами, и я оказываю ему медвежью услугу, как бы пытаясь отговорить от приемов, которые нарабатывались долгими трудами. Но даже самая блистательная ораторская ли, стилистическая ли, актерская ли находка от частого употребления блекнет, становится штампом, достигая обратного, совсем уж нежелательного эффекта. То, что восхищало нас 5-10 лет назад, теперь стало достоянием истории. А нещадная эксплуатация этих приемов вызывает лишь досаду, роняет автора в глазах телезрителей и в его собственных глазах. Наверное, пора менять регистры. От телеснайпера, каковым является Артур Платонов, мы вправе ожидать "приемов новых, сочетаний странных". Телеязык требует обновления. Пора искать иные пути к сердцу телезрителей.