«Иммигранты не спешат в Москву в поисках новых возможностей», — заявил недавно в интервью The Economist президент Барак Обама, рассказывая о снижении роли России в мире. Хотя в целом его высказывания о состоянии дел в России были точны, заявление об отсутствии иммигрантов в Москве выявило ту область, в которой президент совершенно не разбирается, - это касается глобальных миграционных потоков. В действительности иммигранты толпами устремляются в Москву на протяжении последних двадцати лет, причем не только в Москву, но и во все крупные города России.
По оценкам отдела народонаселения ООН, по состоянию на 2013 год Российская Федерация уступала только Соединенным Штатам по количеству иммигрантов. Этот факт до сих пор неизвестен многим американцам, поскольку, обоснованно или нет, но о России обычно думают как о месте, откуда уезжают, но не куда приезжают. Да, действительно, в последние годы российские граждане во все больших количествах уезжают из страны (это явление сравнивают с утечкой мозгов в начале 1990-х); но в течение двадцати последних лет постоянно увеличивается и количество иммигрантов из бывших советских республик, приезжающих в Россию.
Почему же они приезжают? В российской экономике в последние два десятилетия наблюдаются то взлеты, то падения, а старение населения и высокая смертность постоянно требуют притока рабочей силы в города. И эта потребность кое-где даже увеличивается. Многие из приезжающих в Россию иммигрантов могут зарабатывать существенно больше, чем у себя дома. Жизнь среднестатистического трудового мигранта в России трудна, если не сказать больше, но та жизнь, от которой они уезжают, почти всегда намного тяжелее. Если в твоем городе в Узбекистане или Киргизии нет работы (а эти страны, согласно официальной статистике ООН и российских властей, поставляют больше всего трудовых мигрантов), то лучший вариант в этих условиях — попытать счастья в России. Хотя их личный опыт и впечатления могут очень сильно различаться, те мигранты, с которым мне удалось поговорить в самых разных российских городах от Москвы до Иркутска, часто отмечают, что в России у них уровень жизни значительно выше, чем дома.
Кроме трудовых мигрантов, Россия в последние двадцать лет приняла большое количество беженцев. В начале 1990-х годов в Россию от конфликта в Нагорном Карабахе бежали армяне и азербайджанцы, а из Узбекистана после начавшегося там этнического насилия, ехали турки-месхетинцы. Граждане Таджикистана в 1990-е годы бежали от гражданской войны, переселяясь в Россию и в другие бывшие советские республики. Трудно точно подсчитать количество беженцев, приехавших в страну в 90-е годы, но многочисленные конфликты в Центральной Азии явно порождали крупные потоки. В 2005 году, после массовой расправы в узбекском Андижане в Россию также приехало немало беженцев. В настоящее время убежище в России просят многие жители Афганистана, Анголы, Эфиопии, Сомали. Появляется все больше беженцев из восточной Украины.
То, что я подчеркиваю наличие трудовых мигрантов и беженцев в России, ни в коей мере не предназначено для преуменьшения тех многочисленных проблем, с которыми в этой стране сталкиваются иммигранты и ее граждане. Это вполне реальные проблемы, и им посвящено немало исследований и журналистских статей. Тем не менее, поскольку многие из иммигрантов в России это трудовые мигранты из бедных соседних стран или беженцы, уезжающие от этнического насилия и войн, термин «новые возможности», который употребил президент Обама, может показаться неуместным. Разве это «новая возможность», если ты приезжаешь, чтобы выжить? Американцы прекрасно должны понимать это, ибо экономическая пропасть между нашей страной и теми государствами, что расположены к югу от нашей границы, аналогична разнице между российской экономикой и экономикой соседних стран и бывших советских республик.
Мрачным примером последствий такой пропасти может стать кризис детей-беженцев, с которым Соединенные Штаты безуспешно пытаются справиться месяц за месяцем. Замечания президента Обама об иммигрантах (вернее, об отсутствии таковых) в России совпадают с теми дебатами на тему иммиграции, которые разгорелись в связи с наплывом детей-беженцев через границу. Есть некая ирония в том, что привлекая внимание к снижению роли и значимости России в мире, Барак Обама коснулся одной из самых сложных и тревожных проблем своего президентства — неспособности осуществить всеобъемлющую иммиграционную реформу.
Похоже, что президент Обама пытался продемонстрировать уменьшение значимости России для США, однако кризис на Украине и его последствия для Европы говорят о том, что Россия весома и значима как всегда. Так может, наша цель должна заключаться в налаживании более продуктивных отношений с Россией и с ее географическим окружением? Один из способов достижения этой цели — признать, что миграция это та область, где Соединенные Штаты и Россия, занимающие по ней первое и второе места, должны работать вместе и изучать опыт друг друга. Хотя в Соединенные Штаты мигранты едут гораздо дольше, чем в Россию, нам явно далеко до оптимального решения миграционных проблем. Обе страны никак не могут найти ответ на вопрос о том, что делать с огромной массой незаконных иммигрантов без документов, с центрами их содержания, как решать проблемы здравоохранения, проблемы антииммиграционных настроений, а также многие другие вопросы, связанные с иммиграцией.
Наверное, в настоящее время сотрудничество на самом высоком уровне между США и Россией по таким вопросам нереально, но по крайней мере, между двумя странами существует совместная работа на местном уровне. Продолжает свою работу народная дипломатия, создавая многочисленные российско-американские рабочие группы по различной тематике, включая миграцию, и американское правительство думает о финансировании самых важных программ из области их деятельности. Я считаю, что мне повезло, так как я работаю в двух исследовательских группах по этому направлению. Одну финансирует Национальный научный фонд США, а вторую российско-американская программа «Обмен социальным опытом и знаниями». В обеих работают российские и американские участники, изучая миграционные проблемы в двух странах. Благодаря таким инициативам становится ясно, насколько похожи те проблемы, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты и Россия. Поддерживая такие контакты и форумы общения, мы помогаем гражданам США и России получать реальное представление о ситуации и проблемах на местах в их странах, какие бы заявления ни делали наши политические лидеры.
Мэри Элизабет Малинкин — научный сотрудник программы Института Кеннана при Центре Уилсона.
Оригинал публикации: Russia: The World's Second-Largest Immigration Haven
Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20140811/222293737.html#ixzz3A8hWMyzs