2448 3-07-2014, 21:40

НА РАЗНЫХ ВЕТВЯХ

Парламент страны ушел на каникулы. Как отметил спикер мажилиса Кабибулла Джакупов, третий созыв "прошел экватор своей работы". Как обычно, по завершении очередной сессии председатель и члены палаты подвели итоги законотворческой деятельности. Виновником всех бед признали правительство.
О ЧЕМ УМОЛЧАЛ СПИКЕР?
Итак, с начала сессии на рассмотрение парламента было представлено 154 законопроекта. 114 из них внесло правительство, 11 - сами депутаты, остальные 29 - это те, которые поступили раньше, но не были до конца рассмотрены. Принято 104 закона, в том числе четыре, инициированных парламентариями. 80 из них подписаны главой государства. За этот период народные избранники направили руководителям исполнительных и правоохранительных органов 444 депутатских запроса.
- Безусловными приоритетами в законотворческой работе были правовое обеспечение стабильного экономического роста и инновационных процессов, модернизация системы социального обеспечения казахстанцев, реформа правоохранительного законодательства, ратификация межгосударственных соглашений, - отметил спикер палаты.

Он похвалил своих коллег за то, что при обсуждении проекта республиканского бюджета депутатский корпус руководствовался государственными интересами, а не местечковыми.
Как нетрудно догадаться, об ошибках и недоработках Джакупов благополучно умолчал. Что, впрочем, не помешало ему раскритиковать работу исполнительной власти. В итоге аудитория получила благостную картинку того, как хорошие народные избранники исправляют недостатки в деятельности чиновников из правительства.
- Особенно широкий общественный резонанс получила принципиальная позиция парламента при рассмотрении вопроса о повышении ставок налогов на жилье и транспорт, которые в правительственном варианте нельзя было отнести к справедливым. В результате были приняты решения, отвечающие интересам и государства, и граждан-налогоплательщиков, - гордо, с чувством выполненного долга заметил спикер.
По его мнению, значительным потенциалом полезного действия в плане повышения экономической активности казахстанцев и развития предпринимательства обладают и принятые в кратчайшие сроки законы о разрешениях и уведомлениях, о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам разрешительной системы.
Председатель палаты проявил деликатность, не став вспоминать о пресловутой пенсионной реформе (одним из ее направлений, как известно, стало повышение пенсионного возраста женщин), за законодательные нормы которой мажилис проголосовал чуть ли не единогласно. Как и о том, что линия поведения депутатов колебалась вслед за изменениями в позиции верховной власти. Зато кабинету министров досталось по полной.
- Для нас очевидно, что бюджет должен быть действенным инструментом улучшения качества жизни казахстанцев! - пафосно заявил спикер. - Причем по всем основным параметрам, в четком соответствии со стратегией главы государства, а не с планами администраторов по освоению средств. Этот принцип должен стать основным при рассмотрении осенью бюджета предстоящих трех лет. С учетом того, что расходы на социальную сферу являются инвестициями в человеческий капитал, мы вправе ожидать от правительства более весомых и качественных результатов в самых чувствительных для казахстанцев сферах. Таких, как здравоохранение, образование, занятость, жилищное строительство и социальная защита.

 

ПЛЕВОЕ ОТНОШЕНИЕ


Также именно на правительство была возложена ответственность за низкое качество законодательных актов. По словам председателя мажилиса, такое скверное отношение к подготовке законопроектов наблюдается из года в год. При этом он позволил себе даже

сыронизировать:

Нередко разработчик просто переписывает нормы законов, действующих в других странах, без учета действующего национального законодательства и местных условий. Многие положения, вписанные в проект закона о персональных данных, дублировали нормы аналогичного закона, принятого в одной из других республик СНГ.

- Конечно, по сравнению с прошлым периодом качество несколько улучшилось, но пока не виден даже горизонт совершенствования.
В подтверждение своей оценки спикер привел статистические данные. За время работы нынешнего депутатского созыва правительство внесло в мажилис 267 законопроектов. 43 из них, или каждый шестой, возвращены обратно по причине несоответствия установленным требованиям. Из внесенных правительством в ходе последней сессии 114 законопроектов лишь чуть больше трети полностью соответствовали необходимым параметрам.
- Серьезной проблемой является межведомственная несогласованность, - констатировал Джакупов. - Зачастую разработанный профильным госорганом проект согласовывается с другими ведомствами формально. И только в рамках рабочих групп, созданных в парламенте, начинается детальный анализ реального положения дел, возможных последствий принятия тех или иных норм, проблем межсекторального взаимодействия и т.д. В результате документ перерабатывается на 70-80 процентов, а в отдельных случаях - почти полностью.
Подобную переделку пережили, в частности, законопроекты о персональных данных, об органах внутренних дел, о мерах по противодействию деятельности финансовых пирамид. Полностью был переработан законопроект о гражданской защите.
- Нередко разработчик просто переписывает нормы законов, действующих в других странах, без учета действующего национального законодательства и местных условий, - отметил спикер палаты. - Например, многие положения, вписанные в проект закона о персональных данных, дублировали нормы аналогичного закона, принятого в одной из других республик СНГ. И при этом входили в противоречие со всеми кодексами и 27-ю законами Казахстана. В результате депутаты вынуждены были полностью переработать законопроект.
В разряде вечных проблем остается аутентичность текстов законов на государственном и русском языках. Достаточно сказать, что низкокачественный перевод стал причиной возврата 10 из 14 законопроектов, направленных на доработку в правительство.
- Кроме того, часто не соблюдается установленный законом 30-дневный срок рассмотрения поправок, внесенных в законопроекты депутатами, - заявил Джакупов. - Ярким примером является проект закона по вопросам регулирования зернового рынка. На предложения депутатов, направленные в ноябре прошлого года, трижды были получены формальные промежуточные ответы, а самого заключения правительства нет и по сей день.
Высказать свои претензии министрам лично и напрямую народные избранники тоже не имеют практической возможности, поскольку распоряжение премьер-министра об обязательном участии в заседаниях парламента должностных лиц, способных компетентно ответить на вопросы депутатов, выполняется далеко не всегда.
- Надеемся, что правительство примет соответствующие меры по всем обозначенным проблемам, - дипломатично подытожил спикер. - Избирателям, в том числе и проживающим в отдаленных регионах страны, важно знать, зачем и почему приняты те или иные законодательные нормы и исключены старые.

 

КРИТИКУЯ - ПРЕДЛАГАЙ!


У депутатов свои претензии по поводу низкого качества законопроектов, поступающих из правительственных кабинетов. Мажилисмен Айгуль Соловьева даже затруднилась сказать сразу, какой из них был худшим - настолько много оказалось "сырых" документов.
- Мне в этом плане особенно запомнились проекты законов о жилищных отношениях и о молодежной политике, - говорит она. - Там не были отработаны многие вопросы, хотя эти законы имели очень важное значение с точки зрения решения серьезных социальных проблем нашего населения. От следующей сессии я жду хороших и прежде всего наших, депутатских, законотворческих инициатив.
Руководитель фракции "Ак жола" Азат Перуашев признал наихудшим законопроект о гражданской защите, который уже упоминался спикером. Лично сам лидер партии внес в него 150 поправок (из 2000 внесенных).

 

Нередко разработчик просто переписывает нормы законов, действующих в других странах, без учета действующего национального законодательства и местных условий. Многие положения, вписанные в проект закона о персональных данных, дублировали нормы аналогичного закона, принятого в одной из других республик СНГ.


- Этот документ нам пришлось переработать более чем на 80 процентов, - вспоминает мажилисмен. - И то, что говорил спикер, - абсолютная правда, я полностью подтверждаю. Мало того, доходит до смешного. Сейчас принимаются подзаконные акты во исполнение этого закона, и мы видим, что сотрудники МЧС приносят проекты постановлений правительства, опирающиеся на те моменты, на те пункты, которые были исключены из текста закона в ходе рассмотрения его парламентом. То есть они работают со своим старым проектом и пытаются протащить те нормы, те требования, которые в принятом тексте закона отсутствуют.
Раскритиковал депутат и законопроект "О жилищных отношениях", назвав его непроработанным и слабо подготовленным.
- Посудите сами: мы наших людей, наших граждан законодательно делаем бомжами! - возмущается Перуашев. - Мы забираем у них одно жилье, а другого не предоставляем. Они с семьями, с детьми, со стариками оказываются выброшенными на улицу. При этом мы, со своей стороны, внесли предложения по поводу того, как решить проблему. А правительство ответило, что оно не согласно с нашей позицией, однако само никакой альтернативы не предложило.
Еще один пример - закон о банкротстве. Народные избранники предложили внести в него целый раздел о банкротстве физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эти нормы предназначались для защиты дольщиков и представителей малого бизнеса.
- Правительство не согласилось с нашим подходом и категорически отказалось принимать пункты о банкротстве физических лиц, - отмечает Перуашев. - При этом никакого другого предложения оно не внесло. Пусть у людей просто так отнимают имущество, недвижимость, жилье - так, что ли?
А мажилисвумен Загипа Балиева называет ошибки правительства системными.
- Они заключаются, прежде всего, в том, что правительство мало привлекает к работе ученых, экспертов, - сетует она. - Кстати, нам в парламенте тоже следовало бы активнее задействовать их. Обязательно нужна правоприменительная практика, мы должны обращать внимание на то, насколько качественно работает тот или иной закон. Пока же обратной связи на том уровне, который требуется, у нас, к сожалению, нет.
Изменить ситуацию можно, подключив к решению проблемы возможности "электронного правительства", которое бы и обеспечило необходимую связь с народом.
- Если мы будем мониторить и анализировать правоприменительную практику того или иного закона, делать на этой основе выводы о необходимости разработки каких-то новых законопроектов, то мы реже будем допускать ошибки, - уверена Балиева. - Поэтому нам надо чаще привлекать НПО и общественность, Национальную палату предпринимателей и ученых. Надо больше прислушиваться к их мнениям, к их экспертизам. И тогда качество документов должно улучшиться. Мы же не пишем закон ради закона. Мы пишем его ради того, чтобы все общественные отношения в нашей стране были отрегулированы.
Справка
Подпункт 2 статьи 1 Закона Республики Казахстан "О СМИ" относит к средствам массовой информации и интернет-ресурсы. Информация, размещенная на интернет-ресурсе, является продукцией средства массовой информации.
Это означает, что на них распространяются общие требования к СМИ, например, такие, как: cоблюдение авторских прав; нераспространение сведений, порочащих честь и достоинство, а также не соответствующих действительности; ответственность за нарушения в виде приостановления или прекращения выпуска и распространения продукции СМИ.
В то же время на интернет-ресурсы не распространяется часть требований, предъявляемых к печатным и выходящим в эфир СМИ. В частности, требование о постановке на учет или получение лицензии. Также на интернет-ресурсы не распространяется требование о направлении обязательных экземпляров и хранении материалов, вышедших в эфир.

 

Меруерт КАСЫМОВА