СРЕДА, 12 АВГУСТА 2020 ГОДА
12-06-2014, 22:51

Перспективы и проблемы сотрудничества тюркоязычных государств


Сила - в единстве

4-й саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), прошедший недавно в турецком городе Бодрум, имел в качестве главной темы развитие туризма. В условиях меняющейся геополитической конфигурации в Евразии тюркоязычные страны проявили большее по сравнению с предыдущими годами стремление к согласованности позиций. Впервые в саммите участвовал президент Туркменистана. Культурное сотрудничество Первоначально существовало сближение тюркоязычных государств на основе общей истории, этнического и языкового родства. Этот "романтический" период начала 1990-х одновременно был периодом узнавания друг друга после десятилетий "железного занавеса". Как известно, Турция была первой страной, признавшей независимость Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана. Имели место заинтересованность в налаживании и развитии культурных связей, интерес к экономическому сотрудничеству. В повестке дня было установление институциональных форм взаимодействия тюркоязычных народов. В 1997-м в рамках международного проекта с участием ряда научно-исследовательских учреждений и государственных ведомств нескольких стран вышла в свет книга "Тюркоязычный мир". В ней было приведено описание экономического положения, политической системы, особенностей культуры, образования и иных социальных отраслей всех шести тюркоязычных государств, т.е. Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Турции и Туркменистана, а также автономий тюркских народов в составе России, Китая, Молдовы, Баян-Ульгийского аймака Монголии. Тюркские этносы Ирана, Афганистана, Болгарии, Ирака, Сирии, не имеющие автономий, книгой не были охвачены. В этом смысле самопознание тюркского мира не закончено. С учетом общности культур сотрудничество тюркоязычных стран началось именно с этой сферы. 12 июля 1993-го в Алматы было подписано соглашение о создании Организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРК­СОЙ), тур. Turk Kul­tur ve Sanatlari Ortak Yone­timi). В настоящее время она объединяет 16 участников, поскольку помимо шести независимых государств, в этой организации состоят тюркоязычные субъекты Российской Федерации и некоторые автономные регионы других стран. Кроме ТЮРК­СОЙ, существует Объединенная администрация тюркских искусств и языков, учрежденная в 1992-м в Алматы.   Политическое взаимодействие С 1992 года проводятся саммиты глав тюркоязычных стран. В ноябре 2008-го было подписано соглашение об учреждении Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА). Ее задачи - формирование механизма межпарламентских отношений между тюркоязычными странами, сближение политических взглядов, обмен информацией, пропаганда тюркской культуры, расширение экономических связей, реализация совместных проектов, нахождение путей решения проблем тюркского мира. Определились страны, более активные в части политического сотрудничества, - Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция. А вот Узбекистан игнорирует саммиты, поскольку его руководство предпочитает двусторонние контакты и очень скептически относится к многосторонним договоренностям, особенно не приносящим конкретных результатов. Туркменистан настолько строго следует нейтралитету, что последний начинает граничить с изоляцией от внешних воздействий и многосторонних контактов. Именно четыре страны, наиболее заинтересованные в расширении сотрудничества, учредили Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), иногда сокращенно именуемый Тюркским советом. Соглашение о его образовании было подписано 3 октября 2009-го в г. Нахичевань (Азербайджан). На деле Тюркский совет шире, чем ССТГ, поскольку включает ТЮРКСОЙ, ТюркПА и ряд других организаций. Кроме того, он имеет в своем составе Совет министров иностранных дел, Комитет старших должностных лиц, Совет старейшин (аксакалов) тюркоязычных государств. При этом наиболее важные предложения обсуждаются (и в случае согласия принимаются соответствующие решения) на саммитах ССТГ. Секретариат Тюркского совета находится в Стамбуле, академия Тюркского совета - в Астане, ТЮРКСОЙ - в Анкаре, ТюркПА - в Баку. Это сделано с целью исключить доминирование одной страны. После Нахичеваньского соглашения сотрудничество приобрело более определенные организационные формы. Возросла роль саммитов, и их нумерация начинается с I саммита ССТГ. Ранее, до 2010-го, было проведено десять саммитов, после чего они стали называться "саммитами Тюркского совета" или саммитами ССТГ.   Саммиты ССТГ Первые три саммита ССТГ принимали Алматы, Бишкек и Габала (Азербайджан). Заметим, что в них обычно участвовали главы государств, хотя в Турции президент Абдулла Гюль имеет меньший политический вес по сравнению с премьер-министром Реджепом Эрдоганом. Основной темой обсуждения на 3-м саммите стали вопросы сотрудничества в сфере транспорта и упрощения таможенных процедур. Также были затронуты проблема Нагорного Карабаха, процесс урегулирования в Афганистане, ситуации в Сирии и на Кипре. На этом саммите президент Казахстана отметил необходимость активного развития экономических связей между странами тюркского мира: "В настоящее время общий объем внутреннего товарооборота шести независимых тюркоязычных стран достиг $1 трлн 150 млрд. Тем не менее, он не соответствует имеющемуся потенциалу". Тогда же Нурсултан Назарбаев заявил: "Необходимо также уделять внимание вопросам развития коммуникаций между государствами-членами Совета. Транспорт и коммуникации должны стать основой для усиления мощи наших стран". На недавнем саммите в Бодруме было принято решение о создании центров с целью поддержки диаспор тюркоязычных стран и усиления их влияния на международную политику, обсуждена стратегия совместной деятельности, в частности, в сферах образования, экономического сотрудничества, а также вопрос создания единого тюркского телевидения (аналогичного арабской "Аль-Джазира" или британской "Би-Би-Си"). Последнее из названных предложений принадлежало Н.Назарбаеву. Региональные центры диаспор тюркоязычных стран будут открыты в Вашингтоне, Париже и Берлине. Некоторые решения, такие, как включение в итоговую декларацию "Тюркский совет - современный Шелковый путь" пункта о Нагорном Карабахе, привлекли особое внимание экспертов и аналитиков. Решения саммита также не остались без внимания заинтересованных политических кругов. "Бодрумский саммит вообще имеет прозападный оттенок. Решение о создании центров поддержки диаспор тюркоязычных стран также распространяется сугубо на Запад, и, похоже, согласовано с Вашингтоном и Брюсселем. Таким образом, тюркский мир по-прежнему остается расколотым, а ее лидер (Турция) смотрит больше на Запад, чем на Восток. … Игнорирование России несколько непонятно. Тем более что важнейшим вопросом саммита является туризм", - говорится в статье Р. Мурзагалиева "Западный оттенок саммита тюркоязычных стран в Бодруме". С позицией автора насчет игнорирования России можно не согласиться, поскольку вопросы энергетики, в частности, транспортировки туркменского газа на Запад в условиях нерешенности статуса Каспия не могут быть решены без России и Ирана. Именно по этой причине президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов активно участвовал в работе саммита. Катализатором послужили недавние российско-китайские договоренности о поставках российского газа в Китай, что не исключает в будущем пересмотра по инициативе КНР условий поставки и покупки туркменского газа.   Больше, чем диалоговая площадка В рамках каждого саммита президенты проводят как многосторонние, так и двусторонние встречи. Однако ССТГ нельзя сводить к чисто диалоговой площадке по обмену мнениями и обсуждению вопросов культурного, политического и экономического партнерства. В текущей геополитической конфигурации ССТГ играет пусть не первостепенную, но все-таки важную дополнительную роль в выяснении и возможном согласовании позиций. Здесь показателен пример Туркменистана, стремящегося уменьшить риски финансовых потерь. Кроме того, саммиты ССТГ являются трибуной, используемой для воздействия на третьи страны. В частности, это проявилось на примере и в контексте происходящих интеграционных процессов. Когда некоторые горячие головы в руководстве России решили форсировать события, инициировав учреждение наднационального парламента и прочие шаги в сторону политической интеграции, Н.Назарбаев выступил на саммите ССТГ, произнеся слова о колониальном прошлом, и они кое на кого подействовали отрезвляюще.   Что дальше? По-прежнему актуален вопрос транспортировки углеводородов из Каспийского бассейна в Европу, но его решению препятствуют нерешенность статуса Каспия и позиция России, негативно воспринимающей трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Не случайно президент Турции Абдулла Гюль, выступая на саммите, подчеркнул необходимость развития многосторонних отношений между тюркоязычными странами: "Нельзя ограничивать отношения только двусторонним уровнем - многосторонние отношения тоже имеют большое значение… Тюркский совет по-прежнему действует по принципу "Сила - в единстве". И его целью является создание корпоративного характера для сотрудничества. Мы соединяем нити для единства и сплоченности тюркского народа". Туризм, развитие туристической инфраструктуры выступают как наиболее адекватное выражение сотрудничества между тюркоязычными странами. Большой опыт Турции в этой сфере мог бы помочь республикам Центральной Азии предложить совместный, привлекательный для туристов проект по аналогии с российским "Золотым кольцом". Правильное позиционирование таких памятников культуры и природы, как Бухара, Самарканд, Иссык-Куль, города Ферганской долины, алматинский каток Медео, Чимбулак и многие другие, позволит вывести туристическую отрасль в регионе на качественно новый уровень - таково мнение некоторых экспертов. Представитель Международного исследовательского центра (USAK) Хасан Селим Озертем считает, что в целом ведущая роль в Тюркском совете принадлежит Турции и Азербайджану. Поэтому эксперт предлагает: "Надо искать взаимовыгодные пути для сотрудничества с целью поднять динамизм в отношениях на новый уровень". Но, думается, Астана имеет не меньшее влияние, чем Анкара и Баку. Да, ССТГ не является органом межгосударственной интеграции. В то же время совмещение культурного сотрудничества с прагматическими интересами экономического и политического характера по-своему оригинально и отличается теплотой чувств этнического и культурного родства. Что, как правило, несвойственно большой политике.   Талгат Исмагамбетов  

Комментарии