Следующая парламентская пятилетка будет нелегкой
Экономические положения предвыборной программы правящей партии "Hуp Отан", объявленные на ее съезде, который прошел в минувшую пятницу, вполне естественно стали объектом пристального внимания аналитиков.
Гладко только на бумаге
Ведь в конечном итоге этот документ после заведомо гарантированной победы партии на внеочередных парламентских выборах ляжет в основу действий правительства и Нацбанка на ближайшее пятилетие.
А реализация предвыборной программы начнется с момента открытия первой сессии мажилиса нового созыва на основе вполне конкретного перечня показателей, который, согласно бюрократической процедуре, утверждается на заседании бюро политсовета "Hуp Отана" и затем направляется парламентской фракцией в правительство с рекомендацией по закреплению ответственных исполнителей - государственных органов.
Кроме того, для обеспечения реализации предвыборной программы из числа членов фракции партии в мажилисе определяются партийные кураторы по каждому направлению. В своей работе они опираются на экспертные группы, в которые входят представители НПО, творческой и научной интеллигенции, бизнеса, профильных организаций, члены фракции партии в мажилисе, депутаты маслихатов и заместители руководителей центральных государственных органов.
К примеру, в распущенном составе мажилиса партийными кураторами были депутаты Светлана Романовская ("зеленая" экономика), Мейрам Пшембаев (инновационная экономика), Ирина Аронова (социальное обеспечение граждан), Толеген Ибраев (поддержка села), Айгуль Соловьева (поддержка малого и среднего предпринимательства), Ольга Киколенко (занятость и доходы населения) и другие.
Конкретные показатели социально-экономического развития на 2012-2016 годы были определены предыдущим программным документом "Hуp Отана" - предвыборной платформой "Казахстан. Цели 2017.
Национальный план действий", утвержденной постановлением XIV съезда партии от 25 ноября 2011 года. В фокусе той программы были 9 ключевых направлений, из которых мы выделим экономическое. Тогда партия "Hуp Отан" ставила задачу "работать так, чтобы наша экономика, с одной стороны, устояла перед лицом возможного мирового кризиса, а с другой - было продолжено планомерное, поступательное движение вперед". При этом главная ставка делалась на обеспечение макроэкономической стабильности.
Партия обещала добиваться уровня среднегодовой инфляции в пределах 6-8% годовых. Накопление финансовых ресурсов в Национальном фонде планировалось до уровня в 34,4% к ВВП в нынешнем году (с 23,2% в 2011-м). Ставилась задача по форсированному индустриально-инновационному развитию с обеспечением среднегодовых темпов роста экономики на уровне 6-8%, в том числе в этом году - 6,2%, а в прошлом - 7,1%.
Планировалось также увеличить за пятилетие долю несырьевого экспорта в его общем объеме с 25% до 40%, долю обрабатывающей промышленности в ВВП до 12,5%, нарастить производство металлургической продукции в 2,2 раза, валовую добавленную стоимость в машиностроительной отрасли - в 2,3 раза, объем химической продукции- в 2,2 раза с доведением ежегодного производства минеральных удобрений до 3 млн. тонн.
Одна из наиболее амбициозных задач предусматривала 100%-ное удовлетворение потребностей внутреннего рынка топливом, выработанным на отечественных НПЗ.
Экономике не прикажешь
Но даже идеально выстроенный бюрократический порядок и политическая воля лидера партии не дают гарантии 100%-ного исполнения показателей предвыборной программы. Согласно официальным статистическим данным, по инфляции в прошлом году целевая установка "Hуp Отана" была выполнена, так как в среднегодовом выражении она составила 6,6%, хотя в годовом выражении (декабрь к тому же месяцу 2014-го) достигла 13,6%.
Зато темпы экономического роста оказались гораздо ниже по сравнению с партийными установками. В 2012 году ВВП страны увеличился на 4,6%, в 2013-м - на 5,8%, 2014-м - на 4,1%, а в прошлом - лишь на 1,2%. Таким образом, планы "Hуp Отана" по обеспечению среднегодовых темпов экономического роста в 6-8% оказались явно завышенными.
Более того, из-за девальвации тенге в 2014-м произошло значительное снижение ВВП на 6,7% по сравнению с предшествующим годом до $227,4 млрд., то есть в долларовом измерении Казахстан вступил в рецессию.
Столь же завышенными оказались и планы по увеличению ВВП на душу населения в долларовом эквиваленте. Вместо намеченного роста этого показателя в 2014 году до $14612,1 по данным официальной статистики произошло его снижение на 8,1% по сравнению с 2013 годом до $13155,0.
С другой стороны, по отношению активов Национального фонда к ВВП партийные установки были значительно превышены. Так, согласно оценкам правительственного прогноза социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы, в 2012-м этот показатель составил 34,4%, в 2013-м - 36,9%, в 2014-м - 40,3%, а в прошлом году должен был снизиться до 38,2%. Правда, эти оценки сделаны в тенговом эквиваленте.
Из данных же статистиков о ходе выполнения госпрограммы индустриально-инновационного развития страны на 2015-2019 годы следует, что вряд ли будут достигнуты поставленные цели по увеличению доли обрабатывающей промышленности в ВВП. Дело в том, что валовая добавленная стоимость этой отрасли в прошлом году значительно снизилась - почти на треть (30,7%) к 2014-му до 2 трлн. 837,7 млрд. тенге в номинальном выражении.
В реальном же выражении статистики зафиксировали слабый прирост на 0,9%. При этом производительность труда в этой отрасли в долларовом эквиваленте начала снижаться еще до первой девальвации тенге, проведенной Кайратом Келимбетовым на посту председателя Нацбанка. В 2013 году этот показатель снизился по сравнению с предшествующим годом на 7,8% до $57,0 тысяч, в 2014-м - уже на 22,7% до $44,1 тысяч, а в прошлом году - на 25,2% до $33,0 тысяч.
Последовательно из года в год снижался и объем несырьевого экспорта в долларовом эквиваленте. В 2013-м году к предшествующему году снижение составило 8,1% до $19 млрд. 625,5 млн., в 2014-м - 57% до $18 млрд. 499,3 млн., а в прошлом - почти треть (30,3%) до $12 млрд. 899,9 млн.
Партии и правительству придется сблизить прогнозы
Как видно, даже при высоких ценах на нефть до начала их резкого падения динамика ряда ключевых показателей, сформулированных в программном документе "Hуp Отана" образца 2011 года, выглядела не лучшим образом. Поэтому вполне понятна заметная осторожность, с которой сформулированы экономические цели на предстоящее пятилетие в нынешней предвыборной программе партии.
Правда, пока полный текст этого документа еще не опубликован. Но даже по выступлению лидера партии на последнем ее съезде можно судить, что его содержание значительно отличается от программы пятилетней давности.
Напомним, что глава государства сформулировал пять направлений - антикризисная стабилизация, структурная модернизация экономики (приоритет здесь отдан лишь четырем базовым отраслям), новые стандарты качества жизни казахстанцев, государство конституционного патриотизма, региональная стабильность, интеграция и безопасность.
По первому направлению поставлены цели поддержания деловой активности и занятости населения с созданием в ближайшие годы 400 тысяч рабочих мест, недопущения спекулятивного роста цен на социально значимые товары, строжайшей экономии государственных расходов.
По второму направлению лидер правящей партии заявил о планах по увеличению доли экспорта продукции цветной металлургии к 2021 году до 20%, повышению конкурентоспособности нефтегазового сектора с доведением добычи нефти до 92 млн. тонн и вновь поставил задачу полностью закрыть потребности внутреннего рынка отечественными нефтепродуктами к 2018 году.
Ставка делается и на рост производительности труда в сельском хозяйстве в полтора раза.
Весьма амбициозной при нынешней ситуации в экономике выглядит цель достичь суверенного кредитного рейтинга на уровне "ААА". Прозвучали на съезде и планы ввести Казахстан в "топ-25" лучших стран для бизнеса по рейтингу Doing Business, увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП с 25% до 30% (в прошлом году этот показатель был на отметке 26,2%).
Как видно из его показателей, этот документ в целом не предвещает отечественной экономике каких-либо качественных прорывов в предстоящее пятилетие и значительно отличается по ряду параметров от нынешних партийных установок. К примеру, правительство ожидает снижения численности занятых, а не увеличения этого показателя.
Темпы роста ВВП будут гораздо ниже 5%-ного уровня, а ВВП на душу населения в 2016-2017 годах снизится ниже уровня в $10 тысяч.
Прогнозные показатели на 2016-2020 годы
Источник: Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2016-2020 годы