ВОСКРЕСЕНЬЕ, 10 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

Следующая парламентская пятилетка будет нелегкой

Автор: Тулеген Аскаров 479 5-02-2016, 00:10


Экономические положения предвыборной программы правящей партии "Hуp Отан", объявленные на ее съезде, который прошел в минувшую пятницу, вполне естественно стали объектом пристального внимания аналитиков.

Гладко только на бумаге

Ведь в конечном итоге этот документ после заведомо гарантированной победы партии на внеочередных парламентских выборах ляжет в основу действий правительства и Нацбанка на ближайшее пятилетие.

А реализация предвыборной программы начнется с момента открытия первой сессии мажилиса нового созыва на основе вполне конкретного перечня показателей, который, согласно бюро­кратической процедуре, утверждается на заседании бюро политсовета "Hуp Отана" и затем направляется парламент­ской фракцией в правительство с рекомендацией по закреплению ответственных исполнителей - государственных органов.

Кроме того, для обеспечения реа­лизации предвыборной программы из числа членов фракции партии в мажилисе определяются партийные кураторы по каждому направлению. В своей работе они опираются на экспертные группы, в которые входят представители НПО, творческой и научной интеллигенции, бизнеса, профильных организаций, члены фракции партии в мажилисе, депутаты маслихатов и заместители руководителей центральных государственных органов.

К примеру, в распущенном составе мажилиса партийными кураторами были депутаты Светлана Романовская ("зеленая" экономика), Мейрам Пшембаев (инновационная экономика), Ирина Аронова (социаль­ное обеспечение граждан), Толеген Ибраев (поддержка села), Айгуль Соловьева (поддержка малого и среднего предпринимательства), Ольга Киколенко (занятость и доходы населения) и другие.

Конкретные показатели социально-экономического развития на 2012-2016 годы были определены предыдущим программным документом "Hуp Отана" - предвыборной платформой "Казахстан. Цели 2017.

Национальный план действий", утвержденной постановлением XIV съезда партии от 25 ноября 2011 года. В фокусе той программы были 9 ключевых направлений, из которых мы выделим экономическое. Тогда партия "Hуp Отан" ставила задачу "работать так, чтобы наша экономика, с одной стороны, устоя­ла перед лицом возможного мирового кризиса, а с другой - было продолжено планомерное, поступательное движение вперед". При этом главная ставка делалась на обеспечение макроэкономической стабильности.

Партия обещала добиваться уровня среднегодовой инфляции в пределах 6-8% годовых. Накопление финансовых ресурсов в Национальном фонде планировалось до уровня в 34,4% к ВВП в нынешнем году (с 23,2% в 2011-м). Ставилась задача по форсированному индустриально-инновационному развитию с обеспечением среднегодовых темпов роста экономики на уровне 6-8%, в том числе в этом году - 6,2%, а в прошлом - 7,1%. 

ВВП на душу населения с $11 356,6 по итогам 2011-го а должен был вырасти до $18 592,1 в нынешнем году.

Планировалось также увеличить за пятилетие долю несырьевого экспорта в его общем объеме с 25% до 40%, долю обрабатывающей промышленности в ВВП до 12,5%, нарастить производство металлургической продукции в 2,2 раза, валовую добавленную стоимость в машиностроительной отрасли - в 2,3 раза, объем химической продукции-  в 2,2 раза с доведением ежегодного производства минеральных удобрений до 3 млн. тонн.

Одна из наиболее амбициозных задач предусматривала 100%-ное удовлетворение потребностей внутреннего рынка топливом, выработанным на отечественных НПЗ.

Экономике не прикажешь

Но даже идеально выстроенный бюрократический порядок и политическая воля лидера партии не дают гарантии 100%-ного исполнения показателей предвыборной программы. Согласно официальным статистическим данным, по инфляции в прошлом году целевая установка "Hуp Отана" была выполнена, так как в среднегодовом выражении она составила 6,6%, хотя в годовом выражении (декабрь к тому же месяцу 2014-го) достигла 13,6%.

Зато темпы экономического роста оказались гораздо ниже по сравнению с партийными установками. В 2012 году ВВП страны увеличился на 4,6%, в 2013-м - на 5,8%, 2014-м - на 4,1%, а в прошлом - лишь на 1,2%. Таким образом, планы "Hуp Отана" по обеспечению среднегодовых темпов экономического роста в 6-8% оказались явно завышенными.

Более того, из-за девальвации тенге в 2014-м произошло значительное снижение ВВП на 6,7% по сравнению с предшествующим годом до $227,4 млрд., то есть в долларовом измерении Казахстан вступил в рецессию.

Вполне понятно, что резкое ослабление казахстанской валюты в прош­лом году привело к дальнейшему сокращению ВВП в гораздо большей степени.

Столь же завышенными оказались и планы по увеличению ВВП на душу населения в долларовом эквиваленте. Вместо намеченного роста этого показателя в 2014 году до $14612,1 по данным официальной статистики произошло его снижение на 8,1% по сравнению с 2013 годом до $13155,0.

С другой стороны, по отношению активов Национального фонда к ВВП партийные установки были значительно превышены. Так, согласно оценкам правительственного прогноза социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы, в 2012-м этот показатель составил 34,4%, в 2013-м - 36,9%, в 2014-м - 40,3%, а в прошлом году должен был снизиться до 38,2%. Правда, эти оценки сделаны в тенговом эквиваленте.

Из данных же статистиков о ходе выполнения госпрограммы индустриально-инновационного развития страны на 2015-2019 годы следует, что вряд ли будут достигнуты поставленные цели по увеличению доли обрабатывающей промышленности в ВВП. Дело в том, что валовая добавленная стоимость этой отрасли в прошлом году значительно снизилась - почти на треть (30,7%) к 2014-му до 2 трлн. 837,7 млрд. тенге в номинальном выражении.

В реальном же выражении статистики зафиксировали слабый прирост на 0,9%. При этом производительность труда в этой отрасли в долларовом эквиваленте начала снижаться еще до первой девальвации тенге, проведенной Кайратом Келимбетовым на посту председателя Нацбанка. В 2013 году этот показатель снизился по сравнению с предшествующим годом на 7,8% до $57,0 тысяч, в 2014-м - уже на 22,7% до $44,1 тысяч, а в прошлом году - на 25,2% до $33,0 тысяч.

Последовательно из года в год снижался и объем несырьевого экспорта в долларовом эквиваленте. В 2013-м году к предшествующему году снижение составило 8,1% до $19 млрд. 625,5 млн., в 2014-м - 57% до $18 млрд. 499,3 млн., а в прошлом - почти треть (30,3%) до $12 млрд. 899,9 млн.

Партии и правительству придется сблизить прогнозы

Как видно, даже при высоких ценах на нефть до начала их резкого падения динамика ряда ключевых показателей, сформулированных в программном документе "Hуp Отана" образца 2011 года, выглядела не лучшим образом. Поэтому вполне понятна заметная осторожность, с которой сформулированы экономические цели на предстоящее пятилетие в нынешней предвыборной программе партии.

Правда, пока полный текст этого документа еще не опубликован. Но даже по вы­ступлению лидера партии на последнем ее съезде можно судить, что его содержание значительно отличается от программы пятилетней давности.

Напомним, что глава государства сформулировал пять направлений - антикризисная стабилизация, структурная модернизация экономики (приоритет здесь отдан лишь четырем базовым отраслям), новые стандарты качества жизни казахстанцев, государство конституционного патриотизма,  региональная стабильность, интеграция и безопасность.

По первому направлению поставлены цели поддержания деловой активности и занятости  населения с созданием в ближайшие годы 400 тысяч рабочих мест, недопущения спекулятивного роста цен на социально значимые товары, строжайшей экономии государственных расходов.

По второму направлению лидер правящей партии заявил о планах по увеличению доли экспорта продукции цветной металлургии к 2021 году до 20%, повышению конкурентоспособности нефтегазового сектора с доведением добычи нефти до 92 млн. тонн и вновь поставил задачу полностью закрыть потребности внутреннего рынка отечественными нефтепродуктами к 2018 году.

Ставка делается и на рост производительности труда в сельском хозяйстве в полтора раза. 

Весьма амбициозной при нынешней ситуации в экономике выглядит цель достичь суверенного кредитного рейтинга на уровне "ААА". Прозвучали на съезде и планы ввести Казахстан в "топ-25" лучших стран для бизнеса по рейтингу Doing Business, увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП с 25% до 30% (в прошлом году этот показатель был на отметке 26,2%).

Но пока все же наиболее реалистичным выглядит официальный прогноз социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы, параметры которого были утверждены правительством в ноябре прошлого года.

Как видно из его показателей, этот документ в целом не предвещает отечественной экономике каких-либо качественных прорывов в предстоящее пятилетие и значительно отличается по ряду параметров от нынешних партийных установок. К примеру, правительство ожидает снижения численности занятых, а не увеличения этого показателя.

Темпы роста ВВП будут гораздо ниже 5%-ного уровня, а ВВП на душу населения в 2016-2017 годах снизится ниже уровня в $10 тысяч.

Прогнозные показатели на 2016-2020 годы

Источник: Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2016-2020 годы

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 8 °C
Алматы: 13 °C
    
$ 340.31
387.1