17-09-2021

Казахстан и Польша, плацдарм для экспансии



Польское правительство планирует использовать географическое положение Казахстана и его роль транзитного узла региона, чтобы выйти на рынки Центральной Азии и Китая.

Казахстанско-польские отношения, которым в этом году исполняется 30 лет и которые все это время были «ровными», возможно, перейдут в активную фазу. Местное правительство понимает, что источник польского экономического чуда — дешевый и квалифицированный труд — на исходе, поэтому стимулирует своих предпринимателей к более энергичной экспортной экспансии. Казахстану в этой стратегии отводится место плацдарма, с которого польский бизнес начнет атаковать рынки Центральной Азии и Китая, более подробные новости и аналитика в Казахстане на Ulysmedia.kz.

Польская экономика

Польша — рекордсмен среди европейских стран по росту экономики, который продолжается 24 года подряд. Благодаря довольно высокому для Европы среднему приросту ВВП за этот период — 4,1%, реальный ВВП увеличился вдвое. А поскольку за это время количество населения существенно не изменилось, то следует говорить о двукратном увеличении реальных доходов поляков. Жесткие реформы в начале 1990‑х позволили создать ключевые институты, необходимые для функционирования рынка, а правильная приватизация не допустила олигархизации и монополизации экономики — вот обычное объяснение польского экономического чуда.

В действительности главный козырь экономического роста Польши — дешевый и квалифицированный труд. Именно это позволило сегодня польским компаниям встроиться в производственную цепочку крупных европейских и мировых компаний. Причем эта тенденция усилилась после вступления республики в Евросоюз в мае 2004 года, о чем свидетельствует троекратный рост прямых иностранных инвестиций в том же году, а также высокий уровень зарубежных вложений в следующие годы.

Впрочем, республике удается привлекать иностранные инвестиции до сих пор, ведь производительность по-прежнему растет быстрее, чем зарплата. Портфель проектов Польского агентства по инвестициям и торговле (ПАИТ) показывает, какие направления больше всего интересуют зарубежных инвесторов в Польше. Сегодня агентство сопровождает 181 инвестиционный проект на сумму 4,8 млрд евро. Среди них преобладают инвестиции в сектор услуг (68 проекта), в автомобилестроение (28 проекта), а также в производство продуктов питания (13 проектов). «Кроме того, в нашем портфеле много инвестиционных проектов, связанных с IT-услугами и финансовым консалтингом. Следом идут проекты в области машиностроения — в Польше продолжают открываться компании-поставщики крупных ТНК», — рассказывает главный аналитик ПАИТ Лукаш Лесневски.

История перехода экономики Польши на капиталистические рельсы, когда одной из целей приватизации было не допустить монополизацию и олигархизацию экономики, привела к такой ее структуре, в которой преобладают маленькие и средние компании. «В Польше работают 1,7 тысячи микрокомпаний, что составляет 95,8 процента всех компаний. Фирмы, в которых количество сотрудников не превышает десяти человек, дают более половины польского ВВП», — отмечает директор департамента международного развития Польского агентства развития предпринимательства Михал Поланьски.

В 2015 году ВВП Польши составил 477 млрд долларов, что делает ее восьмой экономикой в Европе. Ключевым торговым партнером является Германия, которая покупает четверть польского экспорта. Помимо Германии в первый эшелон стран — потребителей польского экспорта входят Великобритания (6,9%), Чехия (6,1%), Франция (5,4%) и Италия (5,1%).

«На долю Германии приходится четверть нашего импорта и экспорта. Польское автомобилестроение завязано на Германии: мы покупаем там комплектующие и продаем им готовые автозапчасти и автомобили. Если вы купили в Казахстане новый Mercedes-Benz, то, знайте, двигатель для него произвели в, Польше», — отмечает г-н Лесневски.

«Активное сотрудничество польских и немецких компаний сыграло положительную роль, — объясняет Михал Поланьски. — Наши фирмы модернизировали производство, чтобы соответствовать требованиям немецких партнеров. Но сильная зависимость от Германии делает нашу экономику уязвимой».

Машиностроительная отрасль выпускает главную экспортную продукцию: в 2015 году автозапчастей было продано на 10,8 млрд долларов, что составило 5,7% от всего экспорта, следом идут автомобили — 6 млрд долларов (3,2%). Пятерку основных экспортных товаров замыкают стулья (2,6%), прочая мебель (2,1%), а также пассажирские и грузовые суда (1,8%).