Ситуация с обеспечением медиков средствами индивидуальной защиты - критическая. Дефицит ежедневно транслируется медработниками в социальные сети, мы видим огромный процент зараженных медиков в Алматы. Фактически, право на безопасный труд не обеспечено.
Идеальная ситуация – когда средствами индивидуальной защиты (СИЗ) обеспечены все медицинские работники, с комплектацией и уровнем защиты, определяемыми в зависимости от участка работы – ПМСП, скорая помощь, карантинные зоны, приемные покои, общие отделения, инфекционные, реанимация. К сожалению, сейчас речи о достижении идеальной ситуации не идёт. Закономерен вопрос: есть ли смысл в директивах санитарных врачей по обеспечению эпидемиологического режима, если фактического полноценного исполнения этих мероприятий не наблюдается? Образно говоря, правая рука должна знать, что делает левая.
При этом, в условиях наблюдаемого дефицита СИЗ, аспект качества отходит на второй план. В результате на рынке медицинских изделий присутствует товар из стран, производящих СИЗ непредсказуемого качества, промышленные (немедицинские) изделия, предложения «только за нал» и, конечно, спекулятивные цены.
Наконец, по некоторым признакам, СИЗ, в первую очередь, снабжаются города республиканского значения и медицинские организации, находящиеся в городской черте. Что касается районов, то там дефицит ощущается ещё острее.
В вышеописанной ситуации для распределения СИЗ, закупаемых на негосударственные средства (благотворительные, гуманитарная помощь), желательно использовать некую формализованную и в то же время отвечающую реальности методику.
В частности, мы предлагаем опираться на следующие параметры:
- подушевые расходы на здравоохранение в разрезе регионов;
- количество инфицированных;
- прилегание районов к крупным городам как к источникам инфекции;
- расположение на пути крупных транспортных артерий;
- специализация больницы;
На заключительном этапе требуется корректировка плана распределения / закупа с учётом информации местного исполнительного органа. Таким образом, рационально направленные средства некоммерческих фондов могут дополнять усилия государства.
Нами было проведено соответствующее исследование, на основании которого определены семь регионов для обеспечения СИЗ. И эти планы удалось претворить в жизнь благодаря тому, что Фонд «Сорос-Казахстан» поддержал инициативу, выделив 23,5 миллионов тенге на обеспечение СИЗ областных и районных больниц и 21,5 миллионов тенге – онкологическим и паллиативным стационарам Алматы и Алматинской области. Операционное управление этими средствами доверили отраслевым активистам. Соответствующие поставки планируются в течение мая.
С учётом этого успешного кейса взаимодействия некоммерческих фондов и государственного сектора, мы считаем, что одним главных уроков коронавируса должно стать совершенствование подходов к снабжению медиков СИЗ, в том числе, и вне эпидемии, в «мирное» время. А государству следует не стесняться просить напрямую помощь не только фондов, но и на прозрачных условиях крупного бизнеса и состоятельных лиц – понятие социальной ответственности никто не отменял.
Али Нургожаев, Марат Мамаев, эксперты в сфере финансирования и политики здравоохранения