10861 24-01-2020, 15:44

Почему Мамин получил мандат ещё, как минимум, на год?

Сегодня состоялось расширенное заседание правительства с участием главы государства, на котором были подведены итоги 2019 года. Аскар Мамин отчитался о росте экономики в 4,5%, увеличении инвестиций, а позже получил ряд поручений от главы государства. Итоги заседания показали, что премьеру пока доверяют и видят в нём того, кто сможет достаточно жёстко и без изысков поменять парадигму развития государственной службы и оптимизировать квазигосударственный сектор так, чтобы он приносил больше денег при значительно меньших тратах.

Ещё в своём первом послании Касым-Жомарт Токаев дал поручение сократить к 2024 году количество государственных служащих на 25%. Нынешний штат в 100 тысяч человек раздут и неэффективен, он не отвечает тем требованиям, которые предъявляет экономическая ситуация в стране. В то же время было достаточно очевидно, что без структурных перемен в процессах государственного менеджмента ничего не получится, и сегодня президент страны акцентировал внимание на том, что системе госслужбы пора меняться.

Сейчас аналогичные разговоры ведутся и в России: о реформе государственной службы в последние годы говорил глава Счётной палаты Алексей Кудрин, а ответом на этот вызов стало назначение нового премьер-министра - Михаила Мишустина, который слывёт цифровизатором и жёстким менеджером. У нас решили не поддерживать «флешмоб» по отставке всего кабмина, а доверить эту реформу Мамину.

Аскара Мамина ещё в момент назначения премьер-министром называли жёстким и волевым руководителем. С учетом того, что, по сути, мозговой центр, рождающий концепции, у нас находится в администрации президента, от премьера требуются реальное знание ситуации и смелость брать на себя принятие решений, не делегируя их на бесконечных совещаниях своим замам, которые, в свою очередь, будут это перекладывать на других.

Глава государства подчеркнул, что стране нужна серьёзная реформа, которая утвердит принципы меритократии, корпоративного управления в госорганах. Это значит, что решения должны будут приниматься в более короткие сроки, что нужно избегать большого объёма бюрократии и что лица, принимающие эти решения, должны нести за них персональную, а не коллективную ответственность. При этом очень важно сбалансировать реформу таким образом, чтобы в инициативности государственных служащих не пытались найти коррупционный интерес. Безусловно, в нынешней ситуации никому не выгодно пытаться выйти за пределы бюрократии - и потому система в целом зачастую выталкивала наверх тех, кто ни на что, кроме бумажной работы, не способен.

Одним из факторов доверия, которое Токаев оказал премьеру, вероятно, является тот факт, что Мамин возглавил кабинет министров перед самым транзитом, смог достойно выстоять в период выборов, восстановить за три месяца Арыс, мобилизовав на это ресурсы - как бюджетные, так и предпринимателей. В целом за 2019 год граждане смогли успокоиться, поскольку получили большую социальную поддержку и надежду на то, что в стране не просто не будет кризиса, но и получится вновь вернуть доходы на уровень тех показателей, которые были у казахстанцев до 2015 года.

Другой застарелой и наболевшей проблемой является квазигосударственный сектор. В сущности, его нынешнее состояние противоречит стратегической цели, поставленной первым президентом, - сократить участие государства в экономике. В прошлом году Касым-Жомарт Токаев объявил мораторий на создание квазигосударственных компаний, а на этом заседании отдельно обратил внимание на то, что такие структуры, как «Байтерек» и «КазАгро», имеют весьма раздутые штаты с очень большим фондом оплаты труда (из 54 млрд. тенге административных затрат «Байтерека» 24 млрд. составляет ФОТ). При этом «КазАгро» постоянно терпит убытки, которые правительству приходится закрывать за счёт бюджета и средств ЕНПФ, хотя последний и так в прошлом году показал чуть более 1% реальной доходности.

В лице нынешнего премьер-министра Касым-Жомарт Токаев видит исполнителя, способного правильно и без оглядки на различные группы интересов сократить вливания в квазигосударственные компании и увеличить отдачу от них. К примеру, «Самрук-Казына» начал всё-таки выводить свои компании на приватизацию. В прошлом году фонд получил 1,3 трлн. чистой прибыли, большую часть которой отдал в бюджет. Со стороны премьер-министра потребуется оказывать дальнейшее давление на холдинг, чтобы он продолжал выводить свои активы на приватизацию и улучшал корпоративное управление. В остальном же необходима радикальная оптимизация.

Поручение об оптимизации квазигоссектора имеет и своё продолжение: по словам Токаева, необходимо снять все барьеры перед бизнесом для входа на рынок, а это значит, что нужно провести демонополизацию (и здесь мы снова возвращаемся к национальным компаниями), снизить бюрократическое давление.

Последняя болевая точка - это казахстанская финансовая система. Очевидно, что за неделю эту проблему не решить, но с самого начала своей работы в качестве премьер-министра Мамин наладил диалог с Национальным банком. Эту проблему необходимо решать сообща, поскольку от качества взаимодействия правительства и регулятора зависит очень многое - и правильная поддержка тех секторов экономики, которые считаются якорными, и отсутствие конфликта «низкая инфляция vs экономический рост», который мы могли наблюдать в предыдущие годы.

Мамин занимает сейчас очень сложную позицию: премьер-министр - это человек, ответственный за все операционные процессы в государстве. Это ответственность, за которую мало кто хочет браться, поскольку она явно не приносит популярности человеку, наделённому такой властью, в силу того, что премьеру приходится принимать конкретные и достаточно непопулярные решения.

В сущности, быть премьер-министром - это находиться на передовой линии войны. Возможно, это одна из причин того, почему отставки кабинета не случилось, - Мамину слишком нравится находиться на передовой: почти половину года он провёл в регионах и на местах, 13 раз ездил в Арысь, лично контролировал процесс восстановления города, не забывая и про строящийся Туркестан.

Важно отметить, что Мамин сейчас имеет небывалую в истории страны поддержку - ему оказали доверие и Елбасы, и действующий Президент. При этом Токаев  пообещал, что в случае невыполнения задач весной могут быть и выговоры, и увольнения. Можно предположить, что в правительстве произойдет определенная ротация, в основе которой будет лежать консенсус между премьером и главой государства, а её необходимость объясняется только тем, что госслужба требует новых менеджеров, у которых нет проблем ни с политической волей, ни с необходимым опытом.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии