Одним из главных угроз национальной безопасности любого государства считается терроризм. Для того чтобы эффективно бороться с этим злом, нужно сначала понять, откуда оно черпает свои силы и как можно отрезать его от источника питания. Сегодня у нас в гостях профессор университета «Нұр-Мүбарак» Мухитдин Паттеев, с которым мы попробуем разобраться, что заставляет людей становиться террористами и есть ли у них шанс вернуться к нормальной жизни.
- Какие люди больше остальных подвержены влиянию террористов?
- К сожалению, слово «терроризм» стало все чаше употребляться в привязке с исламом. Многие жители планеты в образе мусульманина представляют себе человека в маске и с оружием в руках, несущего угрозу для мирных жителей. И это не случайно, ведь зачастую террористы, совершившие кровавые акции, апеллируют свои действия именно к мусульманской религии, тем самым нанося огромный урон ее репутации.
Как показывают различные исследования в этой сфере, на кровавый путь террора обычно вступают люди, для которых понятия человечности, добра и общепринятые принципы морали являются чуждыми. Не найдя своего места в жизни и ища причины неудач в других, они свою нереализованную энергию направляют на месть и зло. Будучи несчастными, такие люди не дорожат жизнью, а самопожертвование считают единственно верным средством избавления от внутренних страхов.
Идеологическому влиянию псевдорелигиозных течений больше подвержены молодые люди, находящиеся в конфликте с окружающими, родителями и самим собой. Именно озлобленность, неприятие внешнего мира, стремление доказать собственную значимость и возвыситься над окружающими зачастую приводят их к радикализму и религиозному терроризму.
- Но как им удается заставлять людей добровольно идти на смерть? Ведь для любого нормального человека это неприемлемо...
- Приверженцы радикальных течений ислама могут под что угодно маскировать свои внутренние проблемы, будь то религиозность, национализм или поразительная набожность. Их готовность «пойти на смерть ради религии» является ничем иным, как попыткой достичь признания и обратить на себя внимание окружающих. Отсюда вытекает закономерность – среди террористов редко встречаются самодостаточные и образованные личности. В основном это фанатично настроенные люди, которых трудно назвать адекватными. Их главная ошибка в том, что они хотят познать свою религию в упрощенном варианте и тем самым обеспечить себе место в раю. А это прямая дорога в деструктивные течения.
Террористов, оправдывающих свои намерения какими-то религиозными мотивами, смело можно назвать ущербными и далекими от ислама. Переиначивая на свой лад смыслы священных аятов и хадисов, их предводители умело провоцируют невежественных людей на самопожертвование. В пылу религиозного «просветления» они не замечают очевидное – что их обманывают, используют в кощунственных целях.
- А как объяснить тот факт, что террористы не гнушаются проливать кровь своих же соотечественников и даже сородичей?
- Как я уже сказал, корнем всех бед, толкающих молодых людей в ряды различных радикальных религиозных течений, является элементарное невежество и незнание фундаментальных основ религии. То есть чем меньше религиозных знаний у человека, тем легче настроить его против своего народа. Это аксиома.
Чтобы переманить молодежь на свою сторону, экстремисты умело оперируют религиозными понятиями, тем самым настраивая молодых адептов против своего родного общества. К примеру, они уверяют, что казахские традиции и обычаи не имеют отношения к религии ислам, следовательно, придерживаться и уважать их нет смысла. Так легче ими управлять, заставлять идти с оружием даже на своих братьев…
Вы заметили, что предводители и шейхи различных радикальных течений ислама свои идеологические цели приукрашивают религиозной мотивацией. Они прекрасно понимают, что достичь желаемого они могут только расшатыванием принципов религии и внедряя их в массы. У любого безграмотного человека убеждение формируется в русле навязанной идеологии. А если еще напичкать ее умело искаженными аятами и хадисами, то человека бывает очень трудно переубедить в обратном и вернуть к истинной религии.
- В этом и есть суть идеологии такфиризма?
- Эта идеология строится на банальном осуждении окружающего мира, противопоставлении себя другим. Такфиристы активно навязывают своим приверженцам их исключительность и замкнутость, учат видеть в остальных людях врагов... Вот почему они считают всех мусульман кроме себя неверующими (кафирами, мунафиками), а всех имамов в мечетях – главарями кафиров и последователями Абу Джахля (одного из ярых противников пророка Мухаммеда). По сути, человек с такфирским убеждением потенциально является готовым террористом.
Как известно, такфирское убеждение лежит в основе всех радикальных исламских течений. Возьмем, к примеру, ИГИЛ, который запрещен во многих странах, в том числе и в Казахстане. Его идеология изначально противоречит не только шариату, но и всем общечеловеческим принципам. А ведь Всевышний Аллах посредством шариата в исламе возвышает все человеческие качества, провозглашает искоренение зла, призывает строить мир и справедливость!
Сегодня перед всеми государствами, в том числе и Казахстаном, стоит задача искоренить вопиющий вандализм и «войну всех против всех», которые устроили на Земле террористические организации, вооруженные радикальными религиозными идеологиями. Делать это нужно сообща, всем миром. И начинать надо с молодежи, детей, которым безустанно объяснять, где добро, а где зло, какая религия чистая и правильная, а какая фальшивая и несет только смерть и разруху. От этого зависит наше будущее, национальная безопасность.